Смекни!
smekni.com

Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие / Н. А. Лукьянова. Омск : Сибгуфк, 2008. 107 с (стр. 7 из 18)

Нормой называются языковые варианты, наиболее распространенные из числа существующих, закрепившихся в практике образцового использования и наилучшим образом выполняющие свою функцию. Норма — категория историческая. Будучи в известной мере устойчивой стабильной, что является основой ее функционирования, норма вместе с тем подвержена изменениям, что вытекает из природы языка как явления социального находящегося в постоянном развитии вместе с творцом и носителем языка — обществом.

Грамматическая правильность речи – один из показателей культуры оратора. В нашем языке много слов, которые не имеют формы множительного числа или, наоборот, единственного числа, многие слова никогда не склоняются.

Например, не имеют единственного числа слова:

· АВУАРЫ;

· КУЛУАРЫ;

· ДЕБАТЫ;

· ИННОВАЦИИ.

Не имеют множественного числа слова:

· АПРОБАЦИЯ;

· АУДИТ;

· БАРТЕР;

· ДЕБЕТ;

· ДЕВАЛЬВАЦИЯ;

· ДИСКОНТ;

· ИМПИЧМЕНТ;

· КВОРУМ;

· КОНЪЮКТУРА;

· НОМЕНКЛАТУРА;

· ФОРСМАЖОР;

Не склоняются следующие слова:

· АВЕНЮ;

· АТТАШЕ;

· БУРЖУА;

· ВЕТО;

· ДЕ-ФАКТО;

· ДОСЬЕ;

· ЕВРО;

· НОУ-ХАУ;

· РЕЗЮМЕ;

· ФИАСКО.

Обратите особое внимание на приложение №5 (Словарь иностранных слов).

ПОМНИТЕ:

Особое внимание следует уделять построению предложения, помня, что в русском языке наиболее предпочтителен прямой порядок слов.

Уместность – это особая организация языковых средств, обуславливающая соответствие речи условиям и целям выступления.

Уместность речи — это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

Речь — это связное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны. «Каждый из ораторов, — отмечал В.Т. Белинский, — говорит сообразуясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты».

Уместности как необходимому качеству хорошей речи уделялось больше времени в ораторском искусстве древних греков и римлян, в теории и практике судебного и политического красноречия, уместность является одним из центральных понятий в современной функциональной стилистике.

Аристотель в «Риторике», говоря о качествах стиля публичного выступления, настойчиво обращает внимание читателя на то, что неуместно в ораторской речи он считает «употребление эпитетов или длинных, или неуместных, или в слишком большом числе», неуместность использования поэтических оборотов.

Марк Туллий Цицерон писал: «Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Не для всякого общественного положения, не для всякой степени влияния человека, не для всякого возраста, так же как не для всякого места и момента и слушателя, подходит один и тот же стиль, но в каждой части речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно, это зависит и от существа дела, о котором говориться, и от лиц, и говорящих, и слушающих».

Уместность речи — качество особое в ряду таких, как точность, чистота, выразительность и др. Без учета конкретных условий общения неполны наши знания о богатстве и выразительности речи. Более того, то или иное коммуникативное качество речи, например точность, выразительность, может потерять свою необходимость без опоры на устность.

ПОМНИТЕ:

В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно.

Цицерон

Для убеждения используйте факты и аргументацию, а не собственные эмоции и оценки.

Точность – это коммуникативное качество речи, проявляющееся в полном соответствии с её языковыми значениями.

Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основ­ным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это поня­тие, во многом сходно с современным понятиями точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога — быть ясным и не низким.»

Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель (читатель). Мы облекаем свои мысли в слова. Как заметил В. Т. Белинский, «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.» И в то же время «кто ясно мыслит, тот ясно излагает.»

Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном со­ответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выраженному им понятию. При четком выражении мысли слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению, а неправильный выбор слова искажает смысл высказывания. Мастера художественного слова настойчиво добиваются точности словоупотребления. Однако не всегда нам удается избежать лексических ошибок, которые лишают нашу речь точности. От этого не застрахованы даже опытные писатели.

Пристрастие к канцеляризмам и книжной лексике ведет к много­словию, к путаной и сложной передаче самых простых мыслей.

Н.Г. Чернышевский писал: «Что не ясно представляешь, то не ясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетель­ствует только о запутанности мыслей.» Этим нередко грешат начинаю­щие авторы.

Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: «Семь действующих платформ обслужи­вает несколько сот человек.» Конечно, такие предложения можно вы­пра­вить, если они употреблены в речи. Достаточно изменить порядок слов: «Несколько сот человек обслуживают семь действующих плат­форм», но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, возможно и неправильное ее толкование на этом построено, шутка А. П. Чехова: «Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.»

К сожалению, небрежность в расстановке слов в предложении — не такая редкость: Велосипед разбил трамвай; Они кормили его мясом своих собак и т.п., смысл которых в конце концов выясняется, но с некоторым усилием, что не отвечает требованию ясности высказывания.

Смысловая неясность возникает иногда и в беспредложных сочетаниях типа: письмо матери (написанное ею или адресованное ей), портрет Репина и т.п.

ПОМНИТЕ:

От точности словоупотребления во многом зависит точность действия.

ПОЖЕЛАНИЕ:

Современная лексика перенасыщена иностранными словами, и их конечно же нужно знать, но старайтесь подбирать русские синонимы, от этого Ваша речь только выиграет.

ПОМНИТЕ:

Чем чаще человек выступает, тем больше вырабатывается в нём уверенность, преодолевается застенчивость и робость.

Краткость – это качество речи, которое проявляется в отборе языковых средств для выражения главной мысли.

ПОМНИТЕ:

Непродуманная мысль может Вас подвести и выдать ненужную информацию или импульсивную оценку.

Выразительность – это качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства.

К средствам выразительности относят пародии, анаграммы, цитаты, афоризмы, пословицы. К акустическим средствам выразительности относят: тембр голоса, тон, интонацию, длительность и частоту пауз. Довольно часто, для яркости и выразительности выступления, оратору приходиться прибегать к таким средствам поэтики как тропы. Тропы основываются на сравнении, ассоциации, перносе значений, иносказании. Тропы завязывают контакт между оратором и слушателем за счет образности, и создания эмоционального элемента, за счет возбуждения интереса и повышения внимания.

Например,

АНТОНОМАЗИЯ (использование имен символов). Красноречивого называют Цицероном, Сладкопевцем, силача – Ильей Муромцем, Динамитом, лентяя Обломовым.

АЛЛЕГОРИЯ (раскрытие отвлеченной идеи через конкретное). Меч – символ военной силы, весы – правосудие, солнце – жизнь.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИМЕНА Афина – богиня мудрости, Пенелопа – символ верности.

ГИПЕРБОЛА (иносказание выражено в преувеличении своийств изображаемого). Образы Гулливера, Ильи Муромца.

ЛИТОТА (приуменьшение в выразительных целях). Мой Лизочек так уж мал (А.Н.Плещеев).

Наивожнейшее место, в средствах выразительности, принадлежит МЕТАФОРЕ. По Аристотелю «Слагать хороште метафоры – значит подмечать сходство». Речь оратора, насыщенная интересными метафорами, воспринимается с интересом, возбуждает воображение. Например, идет дождь, он потерял голову, золотые руки, красной нитью проходит.

Используя средства выразительности, вы наполните своё выступление изяществом, образностью, неповторимостью.

ПОМНИТЕ:

Метафоры, как и другие тропы – это образы, от частого использования они теряют актуальность, свежесть, значимость и превращаются в штампы и клише.

ПОМНИТЕ: