Смекни!
smekni.com

Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие / Н. А. Лукьянова. Омск : Сибгуфк, 2008. 107 с (стр. 8 из 18)

Чрезвычайно важно иметь правильную интонацию. Говорят, «музыку создаёт тон». Интонация – «кондиционер пространства души». Интонация сделает атмосферу теплее или охладит её если потребуется.

ПОМНИТЕ:

Одно и то же содержание речи, даже если формулировки одинаковы, звучит совершенно по-разному в зависимости от того, как произнести доклад.

Тон голоса выражает отношение к происходящему, и в отличие от тембра голоса, целиком продукт Ваших усилий.

Темп речи. Многие ораторы, особенно начинающие, как правило, говорят слишком быстро. Не следует произносить речь всегда с одной и той же скоростью, меняйте темп.

ШПАРГАЛКА

Важные мысли нужно произносить медленнее и более убедительно.

Глава 4. Невербальные средства оратора

Кинесические средства наиболее значимы в ораторском искусстве. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию.

Эффективность Вашего выступления будет определяться не только степенью понимания аудиторией Ваших слов, но получением адекватной информации от Вас на невербальном (несловесном) языке. Это мимика, жесты, движения, поза, направленность взгля­да. Правильное использование невербального языка позволят Вам точнее выразить свои чувства, легче передать настроение, больше заинтересовать слушателей, и тем самым полнее донести до аудитории Ваше выступление. Невербальный язык «выдает» человека, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает его истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык , владеть этим зыком.

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В особой степени в разговоре участвуют глаза.

В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (Санкт-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взо­рах, благороднейшей части нашего тела. Никакая нау­ка не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения ора­тора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Для каждого оратора важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику слушателя. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, на­сколько она выразительна.

Так, подня­тые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжа­тые зубы выражают гнев.

Тот, кто выступает с непроницаемым лицом или окидывает окружающих затуманенным взо­ром, едва ли завоюет сердца слушателей.

Глаза тоже говорят. Вы не должны равнодушно гля­деть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда бросают взгляд даже на отдельного слушателя, если заметно его особое участие. Постарайтесь не забыть ни одну группу слушателей. Ваш взгляд должен касаться и задние ряды.

Самоконтроль.

«Взгляд»

Цель упражнения - научиться управлять своим взглядом, «держать контакт глаз» при общении.

Упражнение выполняется индивидуально, в домашней обстановке:

- Не поворачивая головы, провести взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, влево и т. д.

- Научиться быстро концентрировать свой взгляд на любой точке предмета перед собой. Сконцентрировать затем взгляд на кончике пальца, и при этом, если убрать палец, предмет должен быть виден Нерезко.

- Удержать взгляд на точке на стене перед собой в течение нескольких минут так, чтобы кругом всё изображение расплылось.

- Проделать массаж глазных яблок и посмотреть на свои глаза в зеркало. Оценить, появилась ли твёрдость во взгляде.

ПОМНИТЕ:

Мимика должна быть подвижной. Никому не хочется видеть застывшую маску. Естественно, дружелюбно, любезно — таков девиз.

ПОЖЕЛАНИЕ:

Чаще практикуйтесь перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Произносите фразы, насыщенные различными эмоция­ми - печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Жесты оратора.

Руками человек не только держит плуг, то­пор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Руки, как и речь, определили переход че­ловека на высшую ступень развития по сравнению с животными.

Знаменитый оратор древности Демосфен (смотрите первую главу данного пособия) на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!».

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Со­ветах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью под­черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без не­уловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестику­ляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

Ритмические жесты.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое уда­рение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты.

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, посколь­ку такие жесты стали общезначимыми.

Например:

«бить себя в грудь»;

«стукнуть кулаком по столу»;

« хлопнуть себя по лбу»;

« повернуться спиной»;

« указать на дверь».

Указательные жесты.

Указательными жестами говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по оче­реди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувст­венном человеке.

ПОМНИТЕ:

Указательный жест оратору рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.

Изобразительные жесты

Изобразительные жесты используются в том случае, когда не хватает слов, а жест нагляднее может передать представление о предмете. Например: винтовая лестница, штиль на море.

ПОМНИТЕ:

Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Некоторые из них имеют вполне определенное зна­чение. Например, скрещенные руки указывают на за­щитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выража­ют превосходство. Руки в боки — символ непокорности. Обхватить руками голову — признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций:

- жест предель­ности (категоричности) — сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно;

- жест интенсивности — рука сжимается в кулак (ва­риант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; Честолюбив он страш­но.

- жест отказа, отрицания — отталки­вающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду?

- жест противопоставления — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда сюда хо­дить; Одно окно на север, другое на юг.

- жест разъединения, расподобления — ладони рас­крываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Братья разъехались.

- жест объединения, сложения суммы — пальцы со­единяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.