- Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
- Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
- Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
- Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
«КАК ЖИВЁШЬ?»[8]Цель игры:
Развивать умение пользоваться невербальными средствами общения.
Ход игры:
Преподаватель задаёт вопросы; студенты варьируя интонацию слов: «Вот так!», отвечают на вопросы с помощью жестов:
- Как живёшь?
- Вот так! (Поднимают большой палец вверх, произносят слова весело).
- Как идёшь?
- Вот так! (По ладони шагают два пальца, ответ исполнен веселости).
- Как бежишь?
- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались изображая бег.Слова произносятся быстро, как бы на бегу.
- Как даёшь людям добро?
- Вот так! (Широкий жест рук от себя, в голосе гордость).
- Как берешь?
- Вот так! (Широкий жест рук к себе, в голосе игривость).
«РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»[9]Цель игры:
Помочь студентам развивать свой язык жестов.
Ход игры:
Двое из участников игры пытаются лишь с помощью жестов
договориться о чем-то. Тема сообщается одному из них и всем присутствующим (второй участник на это время выходит из аудитории). «Держатель темы» передаёт информацию своему товарищу, стоя перед воображаемым звуконепроницаемым стеклом.
Поза оратора во время выступления
Поза оратора.- ноги расставлены на ширине плеч в зависимости от роста;
- носки слегка раздвинуты;
- одна нога выставлена чуть вперед;
- упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку:
- колени гибки и податливы:
- в плечах и руках нет напряжения;
- руки не притиснуты плотно к грудной клетке;
- голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке;
- грудь выставлена;
- живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания;
- не стоит прятаться за трибуной;
- не стоит бояться передвигаться по сцене;
- если вы оратор, то у Вас есть не только слушатели, но и зрители;
- лучше всего, когда поза спокойная, а жесты оратора свободны и упруги, а не небрежны и вызывающи;
- стоять нужно прямо. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли;
- следите за скоростью своей речи. При быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются;
- публичное выступление – это серьёзная работа и Ваше поведение должно соответствовать этому. (Не изображайте ветряную мельницу во время бури, но и не переусердствуйте в другом направлении - оратор не должен копировать часовых, неподвижно стоящих перед мавзолеем Ленина).
ПОМНИТЕОратору, который только начинает, необходимо научиться владеть собой во время выступления и приобрести должную осанку.
Имидж оратора
Почему одни люди умеют подать себя гораздо лучше других? Почему одним удается быстро завоевывать Ваше доверие и расположение, тогда как с другими Вы чувствуете себя неуютно? Какова связь между тем, как индивидуумы видят себя, и как они представляют свой имидж другим?
Речь оратора воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное или отрицательное - и, сами того не сознавая хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора, и воспримут ли они то, что он им скажет (см. прилож.№ 4). Выступить публично - это значит дать слушателю возможность познакомиться с Вами.
Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:
- о его финансовых возможностях;
- об эстетическом вкусе;
- о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;
- об отношении к окружающим людям.
Имидж оратора (женщины).
В наше время всё больше женщин занимают ключевые посты.
Так если оратор женщина? Все – от прически до обуви – должно быть тщательно продумано. При подборе одежды важно:
- не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас;
- умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок;
- умение ее носить;
- умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если женщина – оратор надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим;
Если оратор мужчина.
Журнал "Mоdels of the season" рекомендует придерживаться следующих правил:
- пиджак предпочтительнее классический "английский" с двумя шлицами сзади. В отличие от "европейского" без шлиц и "американского" с одной плицей, он позволяет своему обладателю не только элегантно стоять, но и элегантно сидеть;
- брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться на обувь, а сзади доходить до начала каблука;
- рубашка под пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует надевать нейлоновых и трикотажных рубашек;
- воротник должен быть на сантиметр, полтора выше воротника пиджака;
- жилет должен быть не слишком короткий, ни рубашка, ни ремень не должны быть видны;
- ремень естественно исключает подтяжки и наоборот;
- носки к деловому и праздничному костюму подбираются в тон и достаточно длинные ни в коем случае не белые.
На заметкуСкромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.
Возбудите интерес аудитории, естественная заразительность - поможет Вам завладеть вниманием аудитории.
Если Вы будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.
Заключение.
контрольВ заключение, для контроля предлагаем Вам схему оценки ораторского выступления.
СХЕМА ОЦЕНКИ ОРАТОРСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ[10]
№___________ Дата_____________
Лист оценки выступления
1) Оратор: ФИО________________________,
Группа, курс __________________________________
2) Выступление:
2.1. тема_______________________________________________________
2.2. продолжительность__________________________________________
2.3.количество слушателей, состав_________________________________
2.4.место проведения____________________________________________
3) Критерии оценки выступления: 5 4 3 2 1 0
а) научный уровень (эрудиция, анализ, учет нового)_________________
б) связь с жизнью (учет практических задач страны, коллектива, учет новых направлений и пр.)____________________________________________
в) информативность на уровне:
1) фактов, 2) связей, подходов, выводов, 3)аспектов эстетики)_____________________________________________________
г) построение выступления (логика плана, частей, последовательности, введения и заключения) ___________________________________________
д) аргументированность (логика доказательств, адекватность примеров теории; при ответах на вопросы)__________________________________
е) контакт с аудиторией (учет психологии, реакции) ______________
ж) владение материалом (степень несвязанности текста, владение картой, доской, таблицами и пр.)______________________________________
з) культура речи (правильность, богатство, эмоциональность, использование ораторских приемов и пр.)______________________________
и) техника речи (дикция, интонация, темпо-ритм)__________________
Итого за всё выступление: __________________