Смекни!
smekni.com

Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие / Н. А. Лукьянова. Омск : Сибгуфк, 2008. 107 с (стр. 1 из 18)

учимся

говорить публично

Лукьянова, Н. А. Учимся говорить публично: учебно-методическое пособие / Н. А. Лукьянова. – Омск : СибГУФК, 2008. – 107 с.

В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы по организации, подготовке и проведению публичных выступлений. Содержатся сведения об истории возникновения науки – риторика.

Подробно представлены этапы подготовки публичного выступления. Приведены практические рекомендации, деловые игры, комплексы упражнений по развитию речемыслительных способностей, трафареты выступлений. В учебно-методическом пособии отражены основные требования к публичному выступлению, имеются вопросы для самоконтроля, контрольные задания.

Материалы учебно-методического пособия рекомендуется использовать студентам очной и заочной форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 080507 «Менеджмент организации», 070209 «Режиссура театральных представлений и праздников», 030602 «Связи с общественностью».

Рецензенты:

заведующая кафедрой ТиМ ТиСКС,

кандидат педагогических наук, доцент Кравчук Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент Павлова И.В.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4

Глава 1. История развития риторики……………………………………………..

6
Глава 2. Подготовка речи к выступлению…………………………… 20
Глава 3. Культура речи оратора………………………………………. 38
Глава 4. Невербальные средства оратора……………………………. 45
Заключение……………………………………………………………… 56
Приложения……………………………………………………………. 62

Условные обозначения:

Теоретический материал

Деловые игры

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для контроля

Шпаргалка. Памятка для студента

Введение

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, проведением презентаций, экскурсионной деятельностью просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Теория построения, подготовка и доведение до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют моделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию публики, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи.

Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая при этом чувственной сферы, она не способна произвести на человека сильного впечатления.

Сегодня особенно велика потребность в разработках конкретных способов воспитания речевых умений и навыков.

Учебно-методическое пособие «Теоретико-методические аспекты ораторского мастерства» ориентировано на помощь студентам для приобретения значительного диапазона разнообразных знаний, умений, навыков, среди которых важнейшими являются:

- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;

- умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

- умение установить контакт с людьми, соблюдая правила поведения на трибуне и при этом использовать обратную связь с аудиторией;

- владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдением всех правил культуры речи.

Структура учебного пособия состоит из введения, четырёх глав, заключения и приложений.

В данном пособии используются следующие методы:

- игры, упражнения – способствующие совершенствованию мыслительных и речевых процессов;

- деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации;

- экспертная работа, совершенствующая умение отслеживать достоинства и недостатки чужой речемыслительной деятельности.

Глава 1. История развития риторики

Необходимо знать всю историю древности,

чтобы черпать из неё примеры.

Цицерон

Начнём ab ovo (лат.) – «с самого начала».

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, за­нимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопо­ставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы, риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жан­рам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире, публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политиче­ской жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

Ораторское искусство древней Греции.

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее».

Греческая литература благоприятствовала раз­витию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредст­венное восприятие слушателями, почитателями ли­тературного таланта автора. Непосредствен­ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пла­стика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора­тора позволяли добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь это всегда искусство.

В Древней Греции создались осо­бо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве было Народное собрание, к которому политический дея­тель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание на­родных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В такой ситуа­ции форма речи и искусство оратора играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могу­ществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,— утверждал Деметрий Фалеркий.

Особенно распространенным жанром в древности были су­дебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень боль­шое место. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каж­дый. Обвиняемый защищался сам. Выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был вои­ном - он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом - он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биогра­фии Софокла). Перед громадной судей­ской коллегией (в Афинах суд присяжных насчитывал 6000 человек!) дове­сти до каждого суть логических доводов было делом почти без­надежным – гораздо выгоднее было любым способом подейство­вать на чувства.

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 го­ду он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеоб­щее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду вы­ступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии, он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база кото­рой найдена в прошлом веке во время археологических рас­копок).