Пути профилактики социального паразитизма – общественный контроль и массовая этическая оценка результатов экономической и иной социально-значимой деятельности социального субъекта.
Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение финансовых и материальных средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры является имитация ее основной деятельности по решению социально-экономических и экологических задач, актуальных для населения.
Глобальный экологический принцип (ГЭП) - это способ поведения людей, обеспечивающий выживание человечества, основанный на ненанесении человеком ущерба себе, окружающим и среде обитания.
Нравственный принцип – это способ поведения людей, обеспечивающий развитие человечества, основанный на учете и оценке каждым социальным субъектом ущерба (вреда), наносимого той или иной деятельностью (бездеятельностью) других социальных субъектов в процессе общения (дискурса).
Нравственность – особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить ущерб (вред) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов.
Идеология нравственности – идеология, строящаяся на нравственном принципе, альтернатива идеологии обогащения любой ценой (идеологии сверхвласти денег).
Нравственные устои – внутренняя убеждённость в необходимости совмещения частных, общественных и государственных интересов социальных субъектов.
Нравственный компас – средство ориентации социального субъекта в обществе, поражённом жаждой обогащения любой ценой, т.е. жаждой удовлетворения только личных (часто паразитических) интересов. В качестве данного средства выступает концентрация внимания массы социальных субъектов на нравственной оценке социальных действий конкретного социального субъекта, изыскивающего свой ориентир в обществе.
Сверхвласть нравственности – господствующий в массовом сознании настрой на соблюдение нравственного принципа. В условиях сверхвласти нравственности существование социального паразита становится невозможным.
Образование взрослых – это процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на граждан, ориентированный на формирование способностей и готовности выступать в качестве свободного социального субъекта.
Взрослый – субъект деятельности.
Субъект деятельности - активно и осознанно действующий нравственный человек, обладающий волей, актуальными компетенциями и ответственностью.
Просветительская деятельность – это процесс целенаправленного воспитательного и информационного воздействия на социальные субъекты, позволяющий гражданам познавать себя и окружающий мир, созидательно преобразовывать окружающую действительность.
Социальный субъект – отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, государства, корпорации и т.п.
Социальное действие – результаты активности социального субъекта: намерения, заявления, решения, поступки и т.п.
Суицидальное поведения – действия социально субъекта по причинению себе вреда, следствие нравственного кризиса социального субъекта.
Гражданское согласие (позитивное или негативное) – мнение социальных субъектов, выраженное в оценочной (многобалльной) форме, по поводу действий других социальных субъектов.
Социальные технологии – способы действий социальных субъектов, обеспечивающие их устойчивое созидательное развитие (саморазвитие) и безопасность жизнедеятельности.
Общественная безопасность – состояние защищенности социальных субъектов от вызовов и угроз общественной безопасности.
Свобода – осознанная необходимость и возможность социального субъекта осуществлять нравственный, ноосферный способ жизнедеятельности.
Глубокая демократия (народовластие) – дискурс (общение, диалог) масс квалифицированных специалистов, оценивающих с нравственных позиций результаты деятельности лиц, принимающих социально-значимые решения. При этом лицо, принимающее решение, обязательно участвует в данном диалоге и публично защищает свое решение.
Гражданское общество – объединение свободных, нравственных и ответственных граждан.
Единая цель гражданина и государства (человека и человечества) – построение гражданского общества, состоящего из нравственных граждан (общество нравственности).
Единство цели и метода ее достижения: цель – построение гражданского общества, состоящего из нравственных граждан (общество нравственности, справедливости, народовластия и свободы); осуществляется методом воспитания и обучения индивидуальной нравственности социальных субъектов.
Углубление демократии – вовлечение в глобальный диалог (дискурс) всех нравственных и квалифицированных граждан по поводу всех социально-значимых решений (действий), принимаемых социальными субъектами.
Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие, позволяющее социальному субъекту сознательно осуществлять нравственный выбор – выбор по совести.
Совесть – этический саморегулятор поведения социального субъекта как его внутренний настрой, формируемый в процессе нравственного воспитания с помощью других социальных субъектов, постоянно корректирующих поведение и самооценку воспитуемого. С точки зрения социальных технологий, совесть – это тысячи нравственных свидетелей.
Этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта.
Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях достижения гражданского согласия для блокирования безнравственных (порочных, паразитических) решений и действий.
Светская этика (научно-этическая система, научная этическая система) – система светских (рациональных) этических правил, основанная на нравственном принципе как безусловной фундаментальной ценности. Отражает связь нравственности с живой управленческой практикой. Не противоречит ни одной из существующих религиозных этических систем (доктрин) и совместима с любым политическим строем (монархия, демократия и т.д.). Практическое использование этой системы позволяет купировать недостатки любых форм государственного устройства, при одновременном сохранении их лучших свойств.
3. Коррекция суицидального поведения: дискурсивый подход
Важное свойство, которое дано современному человеку – это оценивание. Он непрерывно оценивает происходящее кругом. И при этом он согласен с глобальным экологическим принципом (ни чего во вред человеку, обществу, среде обитания). Желание жить и созидать, нравственные ценности заложены в основу человека. Самоубийство противно самой сути человека. Однако стремление к материальному благополучию нарушает баланс материальных и нематериальных устремлений и провоцирует суицидальные происшествия.
Как поддерживать баланс материальных и нематериальных (идеальных, идейных) устремлений и действий?
Вынесение своих намерений в публичное обсуждение с другими людьми и получение в режиме реального времени от них оценок своим поступкам или намерениям – та граница, за которой начинается нравственный и совестливый человек. Совесть – это тысяча свидетелей, которые наблюдают и могут публично оценить деяние конкретного человека.
Дискурс – публичное обсуждение и нравственная (этическая) оценка действия или бездействия человека или группы людей (социальный субъект) являются тем местом, где манипуляции не проходят.
Оценивая, человек отвечает на вопрос: есть здесь для меня угроза или вред, или нет?
Ни один социальный субъект не желает быть связанным с отрицательной массовой оценкой. Факт массового признания того, что он как социальный субъект - безнравственен (т.е. несет для себя и других вред, угрозу), лишает его привлекательности, так как он связан с угрозой. В итоге такой субъект вынуждается к изменению своего поведения, чтобы получить положительную оценку своих социальных действий.
Угроза быть идентифицированными как безнравственный субъект, заставляет человека умерить свои материальные аппетиты и часть сил направить на нематериальные устремления и действия.
Перспективным инструментом коррекции суицидального поведения выступает дискурс, структурированный светской этикой (нравственностью, правилом «Три С»: не вредить себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом).
Дискурс «ломает» забалтывание, замалчивание, сговор, предательство, заплевывание и развеивает угрозы для личности и социальной группы.
В дискурсе порождается смысл и происходи его изменение, позволяющее удерживать человека от принятия решения на самоубийство.
Не лозунги о совести, справедливости и нравственности, а социальные технологии, обеспечивающее причастность человека к результатам его труда – способ защитить свое и обеспечить благополучный завтрашний день.
Социальные технологии основаны на создании информационного концентратора, который позволяет каждому оценить каждого, результаты оценок визуализируются в режиме реального времени и доводятся до каждого в виде обратной связи.
Совесть человека крепится дискурсивной средой и светской этикой, материализованной в декларациях социальной ответственности и массовых нравственных оценках в режиме реального времени в виртуальных средах, отражающих реальную жизнедеятельность и поэтому приобретающих свойства гиперреальностей (носителей совести, справедливости и нравственности).