2. Изъяснение пропозиции (парафразис) – раскрытие ее основного смысла в словах, понятных аудитории, или оценка значения пропозиции. Изъяснение – аргумент, поскольку оно представляет собой редукцию не вполне ясных для аудитории выражений к понятным; логическая схема его основана на топе тождества.
3. Причина – доказательство, почему предложение правильно. В силу того, что причина может пониматься как действующая, материальная, формальная или конечная, эта часть хрии может развертываться в нескольких умозаключениях, обосновывающих пропозицию с точки зрения действия и претерпевания, рода и вида, вида и рода, цели и средства, правила (нормы) и частного случая.
4. Противное, т.е. доказательство ложности или неправильности контрарного или контрадикторного утверждения, либо формулировка и опровержение положения, несовместимого с пропозицией.
5. Подобие – сравнительный аргумент, основанный на топах большего-меньшего, или аналогии. Сравнение позволяет представить пропозицию как реальную, поставив ее в ряд с очевидными для аудитории фактами или ситуациями и раскрыть структуру факта. Подобие часто основано на модели в виде иносказания или изречения.
6. Пример, т. е. обоснование пропозиции индуктивным способом. Значение примера в том, что он показывает реальность пропозиции. Пример может относиться к самой пропозиции, к причине, противному, сравнению. От подобия, которое обычно строится как дедуктивное умозаключение – аргумент к модели (как большей посылки), например, от евангельской притчи к поступкам конкретного человека, пример отличается тем, что содержит конкретный или условный отдельный факт, который подводится под положение аргумента.
7. Свидетельство – аргумент к авторитету, в котором большей посылкой служит сообщение о норме, высказывание авторитетного источника, описание образцового поступка лица, достойного подражания. Аргумент к авторитету представляется наиболее убедительным, поэтому завершает хрию.
8. Заключение, в котором повторяется пропозиция, кратко обобщаются приведенные аргументы, делается вывод.
Смысл хрии как квазилогической схемы в том, чтобы представить для всякого положения основные способы обоснования. Хрия была приспособлена для педагогических целей – обучить школьника изобретению полного состава доводов и их расположению в наиболее целесообразном порядке. Постепенно хрия стала восприниматься как обязательный стандарт построения аргументации без учета содержания высказывания, конкретного замысла и характера аудитории, что привело к абсолютизации хрии в руководствах по риторике и, естественно, к злоупотреблениям, которые стали обозначаться как «риторический стиль» или просто «риторика».
Критики риторики в первой половине девятнадцатого века особенно яростно нападали на хрию, отвергая при этом и сами принципы риторики. Авторы некоторых риторик под воздействием критики пытались заменить хрию логическими схемами. В результате из риторики было вовсе устранено представление о квазилогических схемах аргументов, а риторическая аргументация была сведена к научной.
Между тем, состав способов обоснования положения ограничен, для согласия и присоединения недостаточно логического выведения положения из посылок. Всякое предложение мы рассматриваем с точки зрения его оснований, сопоставления с прецедентами, совместимости с другими предложениями или решениями, возможных последствий, анализа конкретных обстоятельств, делающих предложение оригинальным и сопоставимым, авторитетных суждений и, наконец, ценностей, во имя которых решение принимается. Вот почему хрия как принцип сохраняет свое значение, тем более что она отражает многовековой опыт аргументации.
Другое дело, что состав и в особенности последовательность элементов хрии не следует рассматривать как обязательные и пригодные для любого положения – способы обоснования положения определяются исходя из ситуации, конкретной задачи и вида речи, а последовательность аргументации определяется относительной значимостью или силой доводов для конкретной аудитории.
Существует несколько правил отбора аргументов и их расположения.
1. Сила аргумента определяется не тем, что считает доказательным или правильным ритор, а тем, что убедительно и приемлемо для аудитории.
2. Чем меньше доводов, тем убедительнее положение, ибо любой довод спорен сам по себе. Поэтому доводы тщательно отбирают.
3. Чем лаконичнее и яснее сформулирован довод, тем большее впечатление он производит.
4. В любой речи запоминается и анализируется в основном то, что сказано в начале и особенно в конце. Наиболее сильные доводы следует обособлять и выражать максимально ясно и кратко, а более слабые – соединять вместе и амплифицировать. Рекомендуется избегать нисходящей последовательности доводов, так как завершающий довод более всего подвержен критике. Поэтому последовательность доводов может быть восходящей или гомерической. Гомерическая последовательность состоит в том, чтобы наиболее сильные доводы представлять в ясной и краткой форме, располагая их в начале и в конце обоснования, причем самый сильный довод – именно в конце, а более слабые доводы размещать в середине, соединяя вместе и амплифицируя: чем сложнее фраза, тем труднее ее разобрать и критически оценить.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чем заключается связь риторики и логики?
2. Перечислите основные правила логического построения речи. В чем заключается их значимость?
3. Назовите логические законы, используемые в риторике. Каково их содержание?
4. Что такое аргументация?
5. Какие существуют виды аргументов? В чем их доказательная сила?
6. Из каких элементов состоит доказательство?
7. В чем смысл прямого и косвенного доказательства? Приведите примеры их использования.
8. Что включают в себя логические аргументы?
9. Что включают в себя эмоционально-психологические аргументы?
10. Объясните разницу между научной, дидактической, диалектической, эристической и софической аргументацией.
11. Дайте определение хрии как риторической категории.
12. Что включает в себя простая хрия?
13. Назовите правила отбора аргументов и их расположения.
14. В чем смысл гомерической последовательности аргументов.
15. Проанализируйте как в ораторских текстах различных жанров соблюдаются правила логического построения речи.
16. Найдите примеры использования в ораторских текстах основных логических законов.
17. На основе речей В.Д.Спасовича, А.Ф.Кони, А.И.Гучкова приведите примеры логических аргументов. Дайте им аргументированную характеристику.
18. Найдите примера эмоционально-психологических доводов в текстах речей В.В.Вишневского, И.Л.Андроникова, Ф.Н.Плевако. Дайте им аргументированную характеристику.
19. Приведите примеры неправильной, ошибочной аргументации в риторических произведениях разных жанров.
20. Найдите примеры использования оратором принципа гомерической последовательности аргументов.
Рекомендуемая литература:
Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. 2-е изд., испр. и доп. - Л., 1989
Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. – Пермь, 1994.
Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1978.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи : Современная риторика. - Ростов-на-Дону,1996.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993.
Волков А.А. Основы риторики: Уч. Пособие для студентов вузов. – М., 2003.
Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.. 1994.
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М., 1995.
Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста.- М., 1997.
Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1997.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М., 1964.
Кохтев Н.Н. Риторика.- М., 1994.
Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., - 1981.
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М., 1996.
Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. – М., 1984.
Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.
Модуль 5.
Содержание и композиция речи.
5.1. Подготовка речи.
5.2 Информационное обеспечение выступления
5.3. Композиция речи.
5.3.1. Составление плана.
5.3.2. Основные элементы композиции.
5.3.3. Риторическая техника.
5.3.4. Основная часть риторического текста.
5.4.Способы словесного оформления публичного выступления.
5.1.
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.
Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.
Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.