Смекни!
smekni.com

Ораторское искусство (стр. 55 из 68)

§251

Художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие: 1) Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к че­му служат распространения из мест риторических и избранные парафразисы. 2) По изъяснении оную доказать несомненными доводами, которые располагаются таким образом, чтобы силь­ные были напереди, которые послабее, те в средине, а самые сильные на конце. 3) К доказательствам присовокупить возбуж­дение или утоление страсти, какой материя требует. 4) Между всеми сими рассевать должно по пристойным местам витиева­тые речи и вымыслы: первые больше в изъяснениях и в дока­зательствах, последние в движении страстей.

§252

Изъяснений доводов и возбуждений расположение разделяем на соединительное и разделительное. Соединительное бывает, ко­гда прежде предлагается о видах какого рода или о частях цело­го подробну особливо, а потом целое или Род представляется. Например, когда, похвалив смелость в сражениях, терпение в противностях, постоянство в трудах какого героя, прославляем после того вообще его мужество или, описав все части какого здания, хвалим потом все оное здание. Разделительное расположение бывает противным образом, ко­гда, представив род или целое, потом виды или части особливо предлагаем.

§253

Сии суть самые главные правила расположения, которым присо­вокупляются в следующих главах некоторые формы, служащие обще к расположению прозы и стихов. О частях великого проза­ичного слова, о расположении и о свойствах их здесь не предла­гаем, ибо сие собственно надлежит до оратории, в которой о том пространно покажем.

§254

Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нра­воучительную речь или действие какого великого человека, и посему разделяется на действительную, словесную и смешан­ную.

§255

Действительная хрия есть, которая изъясняет и доказывает дей­ствие, например: Лакедемоняне, стараясь детей своих научить трезвости и представить пьянство скаредным, приводили га к пьяным рабам, чтобы, смотря на толь гнусное позорище, от вина отвращение имели.

Дионисий, тирян сицилийский, неприятелю своему Диону от­мстил таком образом, что сына его при дворе своем воспитал в роскоши между худыми людьми и тем нравы его испортил. Таковые действия поставляются темами действительной хрии.

§256

Словесная хрия изъясняет и доказывает какую-нибудь ч краткую нравоучительную речь, например: Добрые нравы оскверняет гордость (Клавдиан). Живи, поминая смерть; время летит и, что молвил я, то уже мину лось (Персии). Мщение есть псдлыя души утешение (Ювопал).

§257

Смешанная хрия есть, которая изъясняет и доказывает действие, с краткою нравоучительною речью соединенное, например: Ко­гда Анаксагору сказали, что сын его умер, тогда он мак ответ­ствовал: я знал, что он смертен родился.

§258

Хрия состоит из осьми частей, которые суть: 1) приступ, 2) парафразис 3) причина. 4) противное. 5) подобие, 6) пример, 7) свидетельство. 8) заключение. В первой части похвален или описан быть должен тот. кто оную речь скачал или дело сделал, что соединяется с темою хрии. Во второй изъясняется предло­женная тема чрез распространения. В третей присовокупляется довольная к доказательству темы причина. В четвертой предла­гается противное, то есть, что предложенному в теме учению в противность бывает, тому противное действие .последует. Пя­тую часть составляет подобие, которым тема изъясняется, купно и подтверждается. Шестая часть доказывает примером истори­ческим. Седьмая утверждает мнением или учением древних ав­торов, которое сходствует с предложенною темою. Осьмая часть содержит в себе краткое увещательное заключение всего слова.

§ 259

Хрия разделяется еще на полную и неполную, на порядочную и непорядочную. Полною называется та, которая все осмь частей имеет; неполная — которая некоторых частей в себе не имеет. Порядочная хрия называется, когда в ней части по предписан­ному порядку расположены, а непорядочная, когда части не так одна за другой следуют, как выше показано. Сие отъятие и сме­шение имеет место только в середних частях, а первая и послед­няя оным не подвержены, для того что приступ и заключение хрии ни в иных местах положены, пи от ней отделены быть HP могут.

§260

Хотя у древних учителей красноречия о хрии правил не нахо­дим, однако немало есть оныя примеров в их сочинениях. Прав­да, что они по большей части неполны и непорядочны, однако мне рассудилось, что для образца лучше предложить оные, не­жели по предписанным от Автония-софисты правилам, строго от новых авторов сочиненные, из которых почти ни единой путной видать мне не случилось.

§261

В пример словесной хрии предлагается из Цицероповых Тускуланских запросов, кн.5, перипатетическое учение о том, что блаженства жизни человеческой никакие мучения отнять не мо­гут, или, как перипатетики говорили, что блаженная жизнь мо­жет войти с человеком в Фаларидова быка. Сей бык был сделан из меди, внутри тощ, в которого Фаларпд запирал людей и, под­ложив под пего огнь, бесчеловечно мучил.

Приступ

По моему мнению, перипатетики и древние академики пускай говорят свободно, не обинуясь, что блаженство жизни в Фала­ридова быка войти может.

Парафразис причиною

Подлинно, что болезнь кажется быть жестокая добродетели неприятельница. Сия на оную пламень возжигает, сия мужест­во, великодушие и терпение ослабить грозится. Итак, или уже побеждена будет от ней добродетель? Никак блаженная и по­стоянная жизнь премудрого мужа ей уступит? О более мой! Коль бы сие скаредно было!

Примеры:

Спартанские малые дети, бичами жестоко терзаемы, болезнь сносят без стенания. Взрослых юношей множество в Лакедемонии сам я видел, как между собою с невероятною перетуж-ноетъю бьются кулаками, пятами, ногтями, зубами и лучше хотят быть до смерти убиты, нежели сказать, что их одоле­ли. Кое варварство есть грубее и дичае Индии? Но в сем народе, которые премудрыми называются, век живут наги, кавказские снеги и зимние пути без болезни сносят и, прикоснувшись пла­мени, без стенания ожигаются. Женщины в Индии, когда их муж умрет, спорят между собою, которую он любил больше, ибо один муж много жен имеет. Которая в споре победит, та в провожании своих сродников с веселием на костер восхо­дит и с мужем своим сожигается; побежденная отходит печальна. Натуры никогда бы обыкновение не преодолело, ибо она всегда есть непобедима, но мы тенью мнимого доб­ра, роскошъми, покойным житием, слабостию и ленивством дух свой заразили. Обыкновения египтян кто не зна­ет, которые, имея собственными заблуждениями напол­ненную голову, всякое мучение прежде понести могут, не­жели цапле, или змее, или кошке, или собаке, или крокодилу учи­нят какое повреждение? И ежели что им не нарочно сделают, однако ни от какого за то наказания не отрекутся. Но сие го­ворим о людях. Что же несмысленные животные? Не претер­певают ли стужи и голоду? Не сносят ли по лесам и но

горст трудного странствования? Не защищают ли своих детей, принимая раны, никаких стремлений, никаких ударов не ужасаясь. Не упоминаю, колика сносят и колико тер­пят кичливые для чести, любящие похвалу —для славы, возженные яюбовию — для сласти. Жизнь человеческая полна таких примеров... Даст, истинно даст себя на мучение блаженная жизнь и, последуя правосудию, воздержанию, а паче всех мужеству, великодушию и терпению, не ос­тановится, воззрев на лице мучителево. И, когда все добро­детели с нею на мучение пойдут, не устрашится и перед тем­ничными дверьми не останется.

Противное

Ибо что скареднее быть может и что безобразнее, ежели она одна оставлена и от сего толикого сообщества отлученна? Но никоим образом сие статься не может, ибо ни добродетель без блаженного жития, ни блаженной жизни без добродетелей быть невозможно.

Заключение

Итак, оной от себя не отпустят, но повлекут с собою, и какой бы они болезни и мучению приведены ни были, ибо свойственно есть премудрым ничего не делать, о чем бы они после каялись, ничего в неволю, но все прехвально, постоянно, важно и честно, ничего так не ожидать, как необходимо быть имеющего, и все, что случается, тому не удивляться как нечаянному и новому.

§262

Второй пример словесной неполной хрии из 3 Цицероновой книги о должности к сыну его Марку.

Приступ

Публий Сципион, который прежде всех Африканским назван, по свидетельству Катонову, говаривал, что он никогда столько не трудился, как тогда, когда ничего не делан, и больше всех тогда был неуединен, когда уединен находился.

Важно есть сие слово и мужа великого и премудрого достойно, которое объявляет, что он и во время праздности о делах думал и в уединении сам с собою разговаривал, что он никогда не от­дыха! и с другими разговора иметь иногда не требовал. Две ве­щи, праздность и уединение, которые иным уныние наводят, так его поощряли. Я бы желал, чтобы и мне то же по справедливости сказать можно было. Но хотя не могу толикого пре­восходительного разума подражанием достигнуть, однако же­ланием к тому близко приступаю. Ибо, от республики и от су­дебных дел нечестивым оружием и насилъством отлучен, в праздности пребываю и для того, оставив город и странствуя по селам, часто живу в уединении. Но ни сея моея праздности с праздностио Сципиоиовою, ни сего уединения с его уединением сравнить не можно. Ибо он, успокоеваясь от прехвалъных должностей, в республике на него положенных, иногда в празд­ности находился и от народного стечения и множества во уе­динение, как в пристанище, удалялся. Моя праздность происхо­дит не от желания покоя, но от недостатка дела. Ибо по уничтожении сената, по испровержении судов, что может быть в судебных местах моего труда достойно? Таким обра­зом, хотя некогда жил я посреде великого множества народа и в очах граждан римских, но ныне, убегая от взора беззаконных, которыми все места преизобилуют, сколько можно скрываюсь и часто живу в уединении.