5. Значение средневековой философии.
Основные понятия
Патристика, схоластика, креационизм, провиденциализм, теология, универсализм, реализм, концептуализм, религия.
Темы рефератов
· Основные идеи и ценности христианства.
· История создания Библии.
· Христианство в современном мире.
· Августин «Исповедь».
· Пьер Абеляр «История моих бедствий».
· Символизм средневековой культуры.
· Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики.
Литература
1. Введение в философию. Учебник для вузов (под ред. И.Т. Фролова) Т.2. СПб Петрополь, 1994. С. 32.
2. История философии в кратком изложении. М., «Мысль», 1991.
3. Канке В.А. Философия. Ч.1, гл. 1, 2. Средневековая философия. М., 1996. С. 42-57.
4. Краткая история философии (под ред. З.Г. Голобкова). М., 1996. Гл. III. Средневековая философия. С. 151-224.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х ТТ. Ч.2. СПб, Петрополь, 1994. С. 32.
6. Смирнов И.Н., Титов З.Ф. Философия. Учебник. М., 1998. С. 43-46.
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996. Гл. IV. Средневековая христианская философия. С.69-93.
8. Философия. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995. Философия средне вековой Европы. С. 47-56.
9. Философский Энциклопедический словарь. М., 1989.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(РЕНЕССАНСА).
Кривошеина М.А. — кандидат философских наук, доцент
Эпоха Ренессанса (ХIV-ХVI) века. Раннее (итальянское) Возрождение (ХIV-ХV) века и позднее (высокое) Возрождение (ХVI) век. Возрождение интереса к античной философии и культуре как образцу для современности. Образец знания — светское знание. Возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысление христианской традиции.
Философские идеи эпохи Возрождения, ее характерные черты (антропоцентризм). Освобождение от церковного влияния, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
Натурфилософские идеи эпохи Возрождения. Диалектика Н. Кузанского. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).
Скептицизм М. Монтеня. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Основные идеи Реформации.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Философия эпохи Возрождения, ее характерные черты.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения. Диалектика Н. Кузанского. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).
3. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.
.
Основные понятия
Гуманизм, микрокосм, макрокосм, пантеизм, антропоцентризм, макиавеллизм.
Темы рефератов
· Великие представители Ренессанса.
· Данте и философия раннего Возрождения.
· Леонардо да Винчи — великий художник, изобретатель, философ.
· Эразм Роттердамский «Похвала глупости».
· Никколо Макиавелли «Государь».
· Диалектика Николая Кузанского.
· Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).
· Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанелла.
· Основные идеи Реформации.
Литература
1. Реане Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2. СПб, Петрополь, 1994.
2. Введение в философию. Учебник для вузов. Под ред. И.Т. Фролова М.,1989. Ч.1. С. 136-146.
3. Радугин А.А. Философия — курс лекций. М., 1996. Лекция V. С. 94-99.
4. Краткая история философии (под ред. З.Г. Голобкова). М., 1996. Глава IV.Ренессанс — эпоха титанов. С. 231-274.
5. История философии в кратком изложении. М., Мысль, 1991. Философия Ренессанса.
6. Канке В.А. Философия Ч.1, гл.3. Философия эпохи Возрождения М., 1996. С. 57-67.
7. Философия. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000. С. 34-36. Философия Ренессанса (Возрождения).
8. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Джейранов Ф.Е. — кандидат философских наук, доцент
Проблема соотношения теологии и философии, Бога и Разума. Пантеизм и деизм. Создание механическо-материалистической картины мира (И. Ньютон).
Проблема метода познания. Исследование природы человеческого ума, эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и принцип универсального сомнения. Методологические правила Р. Декарта.
Соотношение рационального познания и чувственного опыта у Т. Гоббса. Сенсуализм и учение о качествах, либерализм Дж. Локка. Идея единой субстанции, пантеизм Б. Спинозы. Монадология и организмический идеал Г.В. Лейбница. Субъективная трактовка опыта и скептицизм Д. Юма. Разум и социальный прогресс в эпоху Просвещения. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Эмпиризм и индуктивный метод. Рационализм и принцип универсального сомнения. (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
2. Соотношение рационального познания и чувственного опыта. (Т. Гоббс, Дж. Локк)
3. Идея единой субстанции и концепция о монадах. (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Разъедающий скепсис (Д. Юма).
4. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.
Основные понятия
Эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, пантеизм, деизм, скептицизм, агностицизм, субстанция, монада, отчуждение.
Темы рефератов
· Знание — сила. Ф. Бэкон.
· Разумная природа человека. Р. Декарт.
· Т. Гоббс — философ государства.
· Свобода как результат договора. Дж. Локк.
· Бог есть природа. Б. Спиноза.
· Д. Юм о человеческой природе.
· Проблема человека в философии эпохи Просвещения.
Литература
1. Шаткевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 197б.
2. Краткая история философии. /Под общей ред. З.Г. Голобкова. М., 1996.
3. Рассел Б.. История Западной философии. Новосибирск, 1994. Кн.3.
Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ
ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА
Тихонов Г.М. — кандидат философских наук, доцент
Французская революция, ее влияние на ситуацию в Европе, Германия конца XVIII – начала XIX веков: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия — духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи.
Иммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса — на основе зрелой науки ХVII-ХVIII веков. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив». Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии.
Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца ХVIII-ХХ столетий. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф. Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них.
Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.
Г. Гегель — мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX веках.
Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятия «чувственность» (Фейербах), труд (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б. Бауэр, М.Г. Отирнер) и «коммуности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях Х1Х-ХХ вв.
Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.
Философия К. Маркса. Идеология марксизма. Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Концепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии Маркса. Концепция «практической философии». Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный» образ диалектики в работах Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Марксова философия истории. Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс, Идея прогресса. Субъект истории. Историзм в понимании философских проблем. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории.
Философская антропология Маркса. Человек — активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и коммунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф. Энгельса (1880-1890).Становление идеологии марксизма. Приверженцы и критики идей Маркса в философии XX столетия. Социология знания, франкфуртская школа и др. Философия Маркса, идеология марксизма и исторические реалии XX столетия. «Марксизм-ленинизм». Критика марксизма в работах П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А. Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер. Проблема исторической вины мыслителя и корректного освобождения от идеологии и практики «марксизма».