в) IX-XI в.в.
г) XII-XV в.в.
87. Принцип строительства храмов на Древней Руси:
а) крестово-купольный
б) базиликальный
в) циркулярный
г) овальный
88. Принцип строительства храмов в средневековой Западной Европе:
а) крестово-купольный
б) базиликальный
в) циркулярный
г) овальный
89. Григорианский хорал представляет собой … пение:
а) одноголосное
б) двухголосное
в) трехголосное
г) четырехголосное
90. Жанр театрального искусства во Франции XIII в.
а) комедия
б) миракль
в) экземплум
г) психологический спектакль
91. Основные принципы классической концепции культуры:
а) интуитивизм, гуманизм
б) рационализм, историзм
в) демократизм, космологизм
г) дегуманизация, пантеизм
92. Характерные особенности неклассических концепций культуры
а) рационализм, гуманизм
б) фетишизм, эмансипация
в) иррационализм, традиционализм
г) антиисторизм, дегуманизация
93. Исторически первый шаг на пути к диалогу культур
а) цивилизация
б) пайдейя
в) жэнь
г) дхарма
94. Главный предмет изобразительного искусства в первобытной культуре
а) зверь
б) человек
в) пейзаж
г) интерьер
95. Исторически первый тип культуры, давший миру классику
а) Высокое итальянское Возрождение
б) Античность
в) западноевропейское Средневековье
г) Древний Восток
96. Образ бога в культурах Древнего Востока представляет собой
а) звероподобное существо
б) синтез образа зверя и образа человека
в) антропоморфное существо
г) сверхчеловеческое существо
97. Культурная доминанта античности
а) религия
б) мифология
в) философия
г) наука
98. Культурная доминанта Западноевропейского Средневековья
а) религия
б) мифология
в) философия
г) наука
99. Культурная доминанта Западноевропейского Возрождения
а) религия
б) мифология
в) философия
г) искусство
100. Культурная доминанта Нового времени
а) религия
б) наука
в) философия
г) искусство
101. Основной принцип художественной деятельности античного человека
а) архитектурность
б) пластичность
в) живописность
г) театральность
102. Основной принцип художественной деятельности человека эпохи Возрождения
а) архитектурность
б) пластичность
в) живописность
г) театральность
103. Основная проблема религиозной философии
а) теодицея
б) антроподицея
в) природа творческой деятельности человека
г) доказательство бытия Бога
104. Учение о смысле жизни человека и человечества, о конце человеческой истории
а) герменевтика
б) эсхатология
в) священная история
г) теоцентризм
105. Основное представление средневекового человека о месте Бога в мироздании
а) пантеизм
б) теоцентризм
в) атеизм
г) мистицизм
106. Принцип, неприменимый для характеристики места человека в культурной картине эпохи Возрождения
а) пантеизм
б) гуманизм
в) антропоцентризм
г) атеизм
107. Принципы, характеризующие место человека в культурной картине Ренессанса
а) теоцентризм, деизм
б) титанизм, антропоцентризм
в) космизм, атомизм
г) рационализм, двумирность
108. «.......... – вот для меня единственная наука и философия». (Леонардо да Винчи)
а) любовь
б) эстетика
в) музыка
г) живопись
109. Главный, системообразующий вид искусства в античной культуре
а) живопись
б) пластика
в) поэзия
г) архитектура
110. Главный, системообразующий вид искусства в средневековой западноевропейской культуре «материально-телесного низа»
а) живопись
б) пластика
в) поэзия
г) архитектура
111. Главный, системообразующий вид искусства в «верхней» средневековой западноевропейской культуре
а) музыка
б) пластика
в) поэзия
г) архитектура
112. Главный, системообразующий вид искусства в западноевропейской культуре эпохи Возрождения
а) живопись
б) пластика
в) поэзия
г) архитектура
113. Главный, системообразующий вид искусства в западноевропейской культуре Нового Времени
а) живопись
б) пластика
в) поэзия
г) таковой отсутствует
114. Главный, системообразующий вид искусства в современной западноевропейской культуре
а) живопись
б) пластика
в) поэзия
г) таковой отсутствует
115. Главный, системообразующий вид искусства в неклассической западноевропейской культуре
а) живопись
б) пластика
в) поэзия
г) таковой отсутствует
116. Архитектурный стиль, элементом которого является волюта
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) ренессанс
117. Архитектурный стиль, элементом которого является нервюра
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) готика
118. Архитектурный стиль, элементом которого является стрельчатая арка
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) готика
119. Архитектурный стиль, элементом которого является наклонная арка (аркбутан)
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) готика
120. Архитектурный стиль, элементом которого является луковичный купол
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) древнерусский вариант византийского стиля
121. Архитектурный стиль, элементом которого являются окна в барабане
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) древнерусский вариант византийского стиля
122. Архитектурный стиль, главным украшением интерьера которого является мозаика
а) классицизм
б) барокко
в) византийский
г) древнерусский вариант византийского стиля
123. Скульптор-классицист
а) Фидий
б) Мирон
в) Канова
г) Бернини
124. Скульптор эпохи барокко
а) Фидий
б) Мирон
в) Канова
г) Бернини
125. Скульптор эпохи барокко, создавший главные фонтаны Рима
а) Фидий
б) Микеланджело
в) Канова
г) Бернини
126. Скульптор - создатель престола Папы Римского
а) Микеланджело
б) Мирон
в) Канова
г) Бернини
127. Скульптор - создатель куполов собора св. Петра в Ватикане
а) Микеланджело
б) Мирон
в) Канова
г) Бернини
128. Скульптор эпохи Возрождения, автор скульптуры «Пьета»
а) Микеланджело
б) Мирон
в) Канова
г) Бернини
129. Автор фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана
а) Микеланджело Буонаротти
б) Леонардо да Винчи
в) Сандро Ботичелли
г) Филиппо Липпи
130. Автор «эстетики танцующих атомов»:
а) Гераклит
б) Демокрит
в) Анаксагор
г) Протагор
131. Лозунг романтизма, характеризующий возможности поэтизации мира:
«Чем поэтичнее, тем…»
а) прекраснее
б) истиннее
в) привлекательней
г) лучше
132. Философско-эстетическая доктрина, стоявшая на службе культурного развития молодых буржуазных государств Западной Европы:
а) барокко
б) классицизм
в) романтизм
г) маньеризм
133. С точки зрения Канта главной фигурой в искусстве является …
а) автор художественного произведения
б) воспринимающий субъект
в) критик (литературный или художественный)
г) собственник художественной ценности
134. Философская традиция, согласно которой красота представляет собой преодоление материи:
а) платонизм
б) неоплатонизм
в) атомизм
г) гедонизм
135. Философ, считающий, что с помощью искусства люди украшают цепи своего рабства:
а) К.-Г. Юнг
б) З. Фрейд
в) Ж.-Ж. Руссо
г) Н. Буало
136. Первоначальный вариант названия гегелевской «Эстетики»:
а) философия искусства
б) философия красоты
в) каллистика
г) филокалия
137. Как называет Августин любовь к красоте мысли:
а) философия
б) филокалия
в) филология
г) каллистика
138. Эстетика впечатления –
а) интуитивизм
б) визионерство
в) импрессионизм
г) экспрессионизм
139. Для С. Кьеркегора естественный человек – это
а) рыцарь веры
б) эстетический человек
в) несчастнейший человек
г) моральный человек
140. Что, согласно Хайдеггеру, творится в творении:
а) человечность человека
б) дельность изделия
в) истина бытия
г) вещность вещи
Раздел 3. Расположите ответы в порядке убывания правильности
1. Архитектурные элементы стиля барокко:
а) крестообразный фундамент, волюта, балкон
б) овал, волюта, витые колонны
в) «волнистый» фасад, массивный нижний этаж, стрельчатая арка
г) овальное окно, фиал, плафон
2. Специфические идеи эстетики романтизма
а) неприятие ценностей буржуазной цивилизации
б) защита универсальной человеческой личности
в) идея смешения жанров искусства как выражение открытости бытия
г) искусство как соединение царства природной необходимости с царством нравственной свободы
3. Средневековые философы, подготовившие эстетику ренессанса:
а) Августин, Боэций, Эриугена
б) Плотин, Лукреций, Эпикур
в) Витело, Орем, Ульрих Страсбургский
г) Бонавентура, Фома Аквинский, Савонарола
4. Принципы возрожденческой эстетики:
а) пантеизм, онтологический индивидуализм, гуманизм
б) теоцентризм, неоплатонизм, антропоцентризм
в) антропоцентризм, иррационализм, теизм
г) дуализм, сюрреализм, полистилизм
5. Принципы искусства барокко:
а) правдоподобие вместо правды, строгий реализм, виртуозность
б) иллюзорность, поэтическая изощренность, театральность
в) необычность, пластичность, скульптурность
г) визионерство, мистицизм, эффект сфумато
6. С точки зрения Ф. Шиллера о превращении дикаря в цивилизованного человека свидетельствует появление способности
а) целеполагающей трудовой деятельности
б) сознательного отношения к жизни
в) создания художественных ценностей
г) наслаждения видимостью
7. Кому в истории западноевропейской эстетики принадлежит «формула» искусства «свободою давать свободу»:
а) греческим атомистам
б) романтикам
в) немецкой классике
г) Ф. Шиллеру
8. Какие эстетические традиции отказываются от аристотелевского принципа катарсиса: