Смекни!
smekni.com

Эстетика (стр. 4 из 21)

Ф. Ницше о природе трагического и возвышенного. Онтология искусства. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена. Ницше о единстве аполлоновского и дионисийского начал в культуре и искусстве.

Тема 13. Эстетика в XX веке.

Культурно-исторические реалии XX века. Модерн и постмодерн. Мозаично-коллажная картина мира культурных форм как характеристика переходной эпохи.

Онтологический поворот» западной философии XX века. Онтология эстетического. Феномен искусственной эстетизации и поэтизации культурных явлений ХХ века.

Совмещение смысловых полей эстетики и философии культуры. Антропологическая направленность эстетики интуитивизма и экзистенциализма.

Философия культуры как философия языка. Эстетика: исследование искусства сквозь призму семиотики и структурно-функционального анализа.

Интуитивизм А. Бергсона о мифотворческой природе человека.

Эстетика экзистенциализма. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Ситуация «ангажированного писателя». А. Камю. Проблема творчества и абсурд. Искусство как бунт.

М. Хайдеггер. Эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение. Обращение к поэтическому тексту как образу современного мира.

Структурализм как попытка воссоздания рационалистической эстетики. Исследование мира как текста. Понятия архетипа и инварианта. Символизм в философско- эстетическом дискурсе структурализма.

Модернизм в искусстве и эстетике. Отказ от теории мимесиса; снижение художественной образности; акцент на творческом акте и субъективных переживаниях художника. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.

Эстетика постмодернизма. Ж.-Ф. Лиотар о тотальной эстетизации жизни. Жизнь как искусство, искусство как жизнь.

Ж. Деррида: постструктурализм как соединение традиций структурализма, герменевтики и психоанализа. Мимесис наоборот: мир как поэтический текст, а поэтический текст как бесконечный образ мира, ставшего конечным.

Р. Барт «Смерть автора» как эстетический аналог «смерти субъекта». Появление фигуры скриптора. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Читатель, который пишет.

Искусство постмодерна. Традиционные искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства: инсталляция, хеппенинг, перформанс.

Философско-эстетический анализ ситуации совпадения концов и начал в культуре постмодерна.

Раздел III.Основные проблемы современной эстетики.

Тема 14. Онтология эстетического.

Бытийственность эстетического и эстетическая природа бытия.

Онтологический характер эстетических феноменов. Онтология культуры: парадоксальность постановки проблемы. Культура как соединение мира «техне» и мира человеческих абсолютов (Добра, Красоты, Истины, Разума). Культура как соединение «здесь» с бытием.

Онтология искусства.

Художественное творение как полагание истины бытия (Хайдеггер).

Онтологическая задача искусства в природе: вычленение чистых природных форм и достройка их до полноты бытия. Смирение природных стихий. Раскрытие бытия как природы природного.

Антропологический характер онтологии искусства: искусство как «спасение человека для жизни» (Ф. Ницше). Метафизический смысл искусства. Ницше о метафизическом утешении трагедией.

Онтология искусства как феномена культуры. Развитие культурной формы от чистой искусственности к полноте человеческой естественности. Искусственность искусства как высшая форма естественного в человеке, как естественная форма человеческого бытия.

Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер).

Тема 15. Природа художественного образа.

Онтологический статус художественного образа. Творение истины в художественном творении. Образ как раскрытие вещности вещи, дельности изделия и сущности бытия (Хайдеггер).

Художественный образ и научное понятие: парадоксы сравнений, сходство и различие. Художественный образ как индивидуализированное обобщение. Реальная условность художественного образа как путь универсализации человека. Способы художественного обобщения явлений действительности: типизация идей, характеров и чувств, идеализация и символизация.

Проблема содержания и формы художественного произведения. Тема и идея как содержательные характеристики художественного произведения. Объективность темы и идеи. Варианты связи темы и идеи.

Проблема «яркой» формы художественного произведения. Историзм форм в искусстве.

Диалектика содержания и формы художественного произведения. Ведущая роль содержания, активность и самостоятельность формы. Глубина воздействия формы на характер художественного содержания. Проблема реализма формы. Реализм как «отражение жизни в формах самой жизни». «Плюсы и минусы» формализма. Единство формы и содержания как критерий художественности в искусстве. Самодостаточность и необходимость формы. Художественная форма как просвет бытия.

Тема 16. Социология эстетического.

Социальная философия и эстетика. Социальная философия как источник и причина антропологизации современного философско-эстетического дискурса.

Социальное содержание основных категорий эстетики.

Поиски прекрасного. Природа красоты – основной вопрос классической эстетики. Прекрасное как процесс, как атрибут развивающейся природы. Прекрасное как идеальное. Антропоморфный принцип бытия прекрасного в природе.

Прекрасное в человеке и обществе. Прекрасное как общественный идеал. Красота внешности и красота человека. Необходимость вглядывания в красоту.

Ответственность человека и художника перед прекрасным. Прекрасное как выразительная полнота исторического бытия человека. «Умные места» человеческой истории.

Комическое как выражение драматизма человеческой жизни в обществе. Комическое и смешное. Явление а-комедии. Конфликт реальности и идеала – основа драматизма комического. Комическое – необходимый момент развития человека и общества. Революционная миссия комического. Ирония истории и ирония судьбы. Смех разрушительный и созидающий. Комическое в основе мироздания.

Трагическое как продукт столкновения идеалов с реальностью. Трагедия и смерть. Явление а-трагедии. Катарсическая природа трагического переживания. Трагедия в истории человечества: революционная трагедия, трагедия победителей и побежденных. Понятие трагической вины. Образ трагического героя.

Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства.

Пространственные и временные границы искусства. Исторические истоки искусства и возможность его «смерти».

Проблематичность существования внеэстетических социальных функций искусства. «Чистое искусство» и декаданс. Философская, метафизическая природа проблемы взаимоотношений искусства и жизни. Взаимная ответственность искусства перед жизнью и жизни перед искусством.

Искусство и историческая эпоха. «Дух времени» в художественной форме.

Проблема прогресса в эстетике и искусстве.

Тема 17. Проблема художественного творчества.

Историческая психология и искусство.

Психология художественного творчества. Психоанализ о природе художественного творчества. К. Юнг о психологическом и визионерском типах творчества. Психологические аспекты художественного текста (Л. Выготский).

Художник: эмпирическая личность и творческое «Я». Роль личности художника в творческом процессе.

Проблема авторства в культурно-историческом контексте.

Необходимые составляющие художественного творчества: талант, мастерство, метод, стиль. Рациональные и иррациональные моменты творчества. Талант и гений. Проблема одиночества гения. Гений и безумие.

Проблема мотивации художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики.

Этапы творческого процесса: вызревание замысла, озарение, поиск адекватных художественных средств, завершение произведения.

Проблема Non finito в истории и искусстве. Классика как совершенное незавершенное или самое незавершенное совершенство.

Тема 18. Природа художественного восприятия.

Восприятие произведения искусства - необходимый момент его человеческого, общественного бытия. Восприятие как творчество.

Постановка проблемы субъекта художественного восприятия. Романтики и Кант о субъекте восприятия как главной фигуре творческого процесса.

Психология художественного восприятия. Феномен катарсиса.

Механизмы «движения» публики навстречу художнику. Художественные приемы активизации читателя, зрителя, слушателя.

Читатель – главный герой культуры постмодерна. Понятие метафизического читателя.

Тема 19. Человек в современном эстетизированном мире.

Эстетика социального. Социальное как бытие. Эстетическая онтология социального.

Эстетический характер общественного бытия. Искусственность общественного бытия как основание его эстетичности.

Феномен эстетизации социальной реальности. Метафора картины мира в анализе феномена эстетизации.

Социально-эстетическая онтология общества модерна и постмодерна. Эстетизация как современная форма развития властных отношений. Власть соблазна.

Эстетизированное и эстетическое. Эстетические способы сопротивления современного человека эстетизированным формам власти (трансгрессия, интерпассивность, рассказовые практики)

Эстетика «малых форм» как соответствующая современному состоянию культуры область возврата эстетическому началу его онтологического потенциала.