Человек в эстетической картине мира: проблема и возможность Быть.
Тема 1. Эстетика как философская дисциплина (4 часа).
Занятие 1
1. Эстетика в структуре философского знания.
2. Исторические формы присутствия эстетической проблематики в философском дискурсе: Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время.
3. Появление эстетики как самостоятельной области философских знаний (А. Баумгартен).
Занятие 2
1. Классическая эстетика как попытка создания научной концепции красоты и природы искусства.
2. Неклассическая эстетика: эстетизация философского дискурса. Эстетика как эргон и парергон философии.
3. Эстетика в диалоге с культурологией, этикой, социологией, теорией и историей искусств.
Литература по теме 1.
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 478 с.
2. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания. / Вопросы философии. – №№ 10, 12. – 2003.
3. Бычков В. В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
4. Генис А. Культурология – раз / А. Генис. – М.: ПОДКОВА: ЭКСМО, 2002.
5. Гартман Н. Эстетика. – М., 1958.
6. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М., 1962.
7. История Красоты / под ред. У. Эко. – М.: Слово, 2006.
8. Каган М.С. Эстетика и философия искусства. – СПб., 1997.
9. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.
10. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М., 1998, гл. 26.
11. Мартынов В.Ф. Философия красоты. – Мн., 1999.
12. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.
13. Хейзинга Й. Homo ludens. – М., 1992.
14. Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. – М., 1997.
Тема 2. Природа эстетического и эстетическое начало человеческой природы (4 часа).
1. Естественные основания эстетического. Красота в природе.
2. Эстетическое в природе человека: специфика человеческой деятельности (ее универсальный и предметно-опосредованный характер) как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства.
3. Художественное творчество как идеальная модель любого творче-ского процесса. Антропологическая составляющая эстетики.
4. Эстетическое как общественное отношение.
Литература по теме 2.
1. Каган М.С. Эстетика и философия искусства. – СПб., 1997.
2. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек. – №2. – 2002.
3. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М., 2000.
4. Мартынов В.Ф. Философия красоты. – Мн., 1999.
5. Соловьев Вл. Красота в природе // Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из “Трех разговоров”; Краткая повесть об Антихристе. – СПб., 1994. С. 204-245.
6. Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996.
7. Эстетика природы. М., 1994.
Тема 3. Актуальность прекрасного: эстетика в современном мире (2 часа).
1. Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.
2. Эстетика повседневности и эстетика праздничной культуры. Эстетика экономики, бизнеса, сферы образования, науки и техники. Эстетизация – глобальный процесс современности.
3. Эстетизация неклассического и постнеклассического философского дискурса как выражение эстетической природы исторического события бытия. Онтология эстетического.
4. Человеческий смысл и назначение эстетики. Современная философская антропология как эстетика.
Литература по теме 3.
1. Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М., 1993.
2. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
3. Генис А. Раз: Культурология. – М., 2002.
4. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.
5. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. – СПб., 1994.
6. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М., 2000.
7. Самохвалова В.И. Красота против энтропии (Введение в область метаэстетики). – М., 1995.
8. Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное. – М., 1991.
Тема 6. Художественно-эстетический мир Античности (4 часа).
Занятие 1.
1. Мифологическая природа мироощущения древнего грека. Эстетический характер мировосприятия: удивление перед гармонией мира. Космос как художественное произведение.
2. Принцип калокагатии. Единство аполлоновского и дионисийского начал.
3. Место искусства в жизни античного полиса. Понятие «техне». Скульптура как главный вид искусства. Принцип пластичности в греческой культуре.
4. Гомер: мифологически-телесное представление о красоте. Красота как облечение и вдохновение.
Занятие 2.
1. Эстетически-онтологический характер античной философской традиции. Мифопоэтические метафоры первоначал в учениях представителей милетской и элейской школ.
2. Пифагорейская эстетика чисел. Учение о музыке сфер.
3. Гераклит: эстетическая онтология огненного слова (логоса).
4. Демокрит: эстетика танцующих атомов. Красота как единство свободы и необходимости.
5. Сократ об относительности прекрасного и о соотношении красоты и пользы.
6. Эстетическая онтология Платона. Проблема подражания (mimesis) в эстетике Платона. Красота как полнота воплощения идеи.
7. Аристотель. Учение о космосе как высшей красоте. Мимесис и катарсис. Онтология трагического. Вещь как организм и художественное произведение.
8. Эстетика эллинизма. Плотин о духовной природе красоты как эйдосе. Символизм Плотина. Эстетика социального. Платон и Плотин.
Литература по теме 6.
1. Ален. Рассуждения об эстетике. – Н. Новгород, 1996.
2. Аристотель. Поэтика. – М., 1957.
3. Асмус В.Ф. Платон – философ-художник античного мира // Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.
4. Асмус В.Ф. Эстетика Аристотеля // Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.
5. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. – М., 1981.
6. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 1987.
7. Дмитриева Н.А Краткая история искусств. Выпуск 1. – М., 1968.
8. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. – М., 1982.
9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М., 1975.
10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.
11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. – М., 1990.
12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. – М., 1979.
13. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
14. Платон. Пир. Федр. Гиппий Больший. // Платон. Соч. в 3 т. – М., 1968. Т.1, 2.
15. Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. – М., 1997.
Тема 7. Художественный мир и эстетические учения западноевропейского Средневековья (2 часа).
1. Две культуры и две формы существования эстетического начала в обществе средневековой Западной Европы.
2. Этический и онтологический характер средневековой эстетики. Искусство как продолжение и завершение божественного творения. Эстетическое содержание понятия души человека. Эстетические варианты теодицеи.
3. Августин о вечной и абсолютной красоте. Боэций об онтологии музыки. Эриугена о символической природе красоты и о незаинтересованном характере восприятия прекрасного.
4. Фома Аквинский: от неоплатонизма к аристотелизму. Учение о самодостаточности красоты. Оправдание красоты и оправдание красотой.
5. Подготовка Ренессанса: движение эстетики от теологии к науке; готическая эстетика Восхождения (Бонавентура).
Литература по теме 7.
1. Августин. Исповедь. – М., 1997.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.
3. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М., 1984.
4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М, 1984.
5. Гуревич А.Я. Культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
6. Данте Алигьери. Божественная Комедия. – М., 1992.
7. История эстетической мысли. В 6 т. Т. 1. – М., 1982.
8. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. – СПб., 1999.
9. Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 3 (1). У водоразделов мысли. – М., 2000.
10.Эко У. Эволюция средневековой эстетики. – СПб.: – 2004.
Тема 11. Немецкая классическая эстетика (4 часа).
Занятие 1.
1. Принципы диалектики и историзма в эстетике немецкой классике. Эстетика как парергон теории познания.
2. Важнейшие идеи немецкой классики: единство красоты и искусства; диалектика художественного творчества и восприятия; связь искусства и игры с человеческой природой; неисчерпаемость художественного символа; обоснование необходимости художественной критики.
3. И. Кант об искусстве как примирении духовной свободы и природной необходимости; об антиномия вкуса; о субъективном основании эстетического суждения. Незаинтересованность эстетического удовольствия. Эстетическая деятельность как «целесообразность без цели».
Занятие 2.
1. Ф. Шиллер. «Письма об эстетическом воспитании». Человек в современной цивилизации: утрата внутренней целостности и гармонии. Спасительная миссия прекрасного.
2. Ф. Шеллинг о бесконечности смыслов художественного произведения и специфике художественного символа.
3. «Эстетика» Г.В.Ф. Гегеля. Принцип историзма в анализе искусства. Искусство как раскрытие истины в чувственной форме, удвоение человеческой сущности, средство самосозерцания человека и ступень познания мира. Прогресс искусства или прогресс в искусстве. Проблема исторических пределов искусства.
Литература по теме 11.
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
2. Гегель Г. В.-Ф. Эстетика. – М., 1968-1973. Т. 1-4.
3. Гулыга А.В. Шеллинг. – М., 1982.
4. История эстетической мысли. В 6 т. Т. 3. – М., 1982.
5. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч.: В 6т. – М., 1964. – Т. 5.
6. Кривцун О.А. Гегелевская концепция связи красоты и искусства // Искусство и действительность. – М., 1979.
7. Лифшиц Мих. Эстетика Гегеля и диалектический материализм. // Собр. соч. в 3-х томах, т.2. – М., 1986.
8. Овсянников М.Ф. Гегель. – М., 1971.
9. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. – М., 1966.