10. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч.: в 7 т. Т.6. – М., 1957.
Тема 12. Неклассическая эстетика в XIX веке (6 часов).
Занятие 1.
1. Кризис классического рационализма как причина смены классической парадигмы в эстетике неклассическим философско-эстетическим дискурсом.
2. Маргинальность и иррационализм неклассической эстетики, включенность эстетических воззрений в живую ткань художественных произведений. Появление философско-эстетических практик.
3. Множественность направлений в эстетике и искусстве, взаимодействие романтизма и реализма.
Занятие 2.
1. Феномен поэтизации мира. Поэтизация и депоэтизация (прозаизация).
2. Развитие «негативной эстетики». Эстетизация порока.
3. А. Шопенгауэр. Искусство как путь избавления от страданий и возможность возвышения над утилитарной прагматической волей. Неприкаянность красоты в безобразном реальном мире. Понятие гениальности как «совершеннейшей объективности».
Занятие 3.
1. Импрессионизм – эстетика впечатления.
Эстетика экзистенциализма. Трагичность эстетической экзистенции. Несчастнейший – главный герой философии и эстетики С. Кьеркегора. Смерть эстетики прекрасного.
2. Ф. Ницше о природе трагического и возвышенного. Онтология искусства. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена. Ницше о единстве аполлоновского и дионисийского начал в культуре и искусстве.
3. Фрейдистская концепция искусства. Искусство и психоанализ.
Литература по теме 12.
1. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
3. Бодлер Ш. Об искусстве. – М., 1986.
4. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. – М., 1975.
5. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания. / Вопросы философии. – №№ 10, 12. – 2003.
6. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. – М., 1970.
7. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. – М., 1993. – С. 240-296.
8. Евлампиев Н.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / Вопросы философии. – 2002. – № 2.
9. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
10. КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. – М., 2000.
11. КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. – М., 1999.
12. КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. – М., 1998.
13. Кьеркегор С. Несчастнейший. – М., 2002.
14. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии. / Вопросы философии. – 2002. – №3.
15. Михайлов А. В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. – СПб., 2006.
16. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.
17. Ревалд Д. История импрессионизма. – М., 2002.
18. Ревалд Д. От Ван Гога до Гогена. Постимпрессионизм. – М., 2002.
19. Фрейд З. Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.
20. Хоружий С.С.. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека. / Вопросы философии. – 2002. – №2.
21. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.
Тема 13. Эстетика в XX веке (6 часов).
Занятие 1.
1. Культурно-исторические реалии XX века. Мозаично-коллажная картина мира культурных форм как характеристика переходной эпохи.
2. Сущность онтологического поворота западной философии XX века. Причины эстетизации философииXX века.
3. Совмещение смысловых полей эстетики и философии культуры. Антропологическая направленность эстетики интуитивизма и экзистенциализма. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Ситуация «ангажированного писателя». А. Камю. Проблема творчества и абсурд. Искусство как бунт.
Занятие 2.
1. М. Хайдеггер. Эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение.
2. Структурализм как попытка воссоздания рационалистической эстетики. Исследование мира как текста.
3. Модернизм в искусстве и эстетике. Отказ от теории мимесиса; снижение художественной образности; акцент на творческом акте и субъективных переживаниях художника. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.
Занятие 3.
1. Эстетика постмодернизма. Ж.-Ф. Лиотар о тотальной эстетизации жизни. Жизнь как искусство, искусство как жизнь.
2. Ж. Деррида: постструктурализм и принцип деконструкции поэтического текста. Мимесис наоборот: мир как поэтический текст, а поэтический текст как бесконечный образ мира, ставшего конечным.
3. Р. Барт «Смерть автора» как эстетический аналог «смерти субъекта». Появление фигуры скриптора. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Читатель, который пишет.
4. Искусство постмодерна. Традиционные искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства: инсталляция, хеппенинг, перформанс.
Литература по теме 13.
1. Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. – М., 2001.
2. Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера. / Философские науки. – №4. – 2001.
3. Барт Р. S/Z. – М., 1994.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
5. Бычков В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [Текст]. – М., 2007.
6. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1979.
7. Генис А. Раз: Культурология. – М., 2002.
8. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. – М., 1976.
9. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.
10. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.
11. История Красоты / под ред. У. Эко; пер. с итал. А. А. Сабашниковой. – М.: Слово, 2006. – 440 с.
12. Карасев Л.В. Живой текст. / Вопросы философии. – №9. – 2001.
13. Козловски П. Культура постмодернизма. – М., 1997.
14. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек. – №2. – 2002.
15. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.
16. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Общественные науки за рубежом. – № 5-6, Серия 3. – 1992.
17. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние (фрагменты) // Культурология. – Ростов-на-Дону, – 1995.
18. Малая история искусств. Искусство XX века. – М., 1991.
19. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. – СПб., 2000.
20. Маркузе Т. Одномерный человек. – М., 1994.
21. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. – М., 1994.
22. Мигунов А.С. Анти-эстетика. / Вопросы философии. – №№7-8. – 1994.
23. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. – М., 1986.
24. Оргета-и-Гассет Х. Восстание масс// Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
25. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
26. Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) / Вопросы философии. – № 3. – 1993.
27. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.
28. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. – СПб., 2003.
29. Прозерский В.В. Позитивизм и эстетика. – Л., 1983.
30. Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм. / Вопросы философии. – №8. – 2001.
31. Тульчинский Г. Л. Маркетизация гуманизма: массовая культура как реализация проекта Просвещения: российские последствия / Г. Л. Тульчинский // Человек.RU: гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – С. 194–216.
32. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект. / Вопросы философии. – №4. – 1992.
33. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. – Минск: 2006.
Раздел III.Основные проблемы современной эстетики.
Тема 14. Онтология эстетического (4 часа).
Занятие 1.
1. Эстетическая природа бытия. Бытие как гармония и целостность. Красота как интуиция бытия. Бытийственность эстетического. Эстетическое как «проводник» абсолютов в повседневную жизнь человека: искусство делать добро, красота мысли, феномен нравственного катарсиса.
2. Онтология культуры. Культура как бытие-между миром «техне» и миром человеческих абсолютов. Онтологический статус искусства в культуре. Искусство как сфера «производства» естественных культурно-исторических форм.
3. Эстетическая онтология социальности. Социум как источник порождения эстетических смыслов человеческой жизни. Муза истории.
Занятие 2.
1. Онтология искусства. Художественное творение как полагание истины бытия (М. Хайдеггер).
2. Антропологический характер онтологии искусства: искусство как «спасение человека для жизни» (Ф. Ницше). Метафизический смысл искусства. Ницше о метафизическом утешении трагедией.
3. Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер). Человек естественный: от ratio к aesthesis’у; от кьеркегоровского «рыцаря веры» к Сизифу Камю. Эстетический этос современного человека.
Литература по теме 14.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур. / Вопросы философии. – №6. – 1989.
3. Борхес Х.Л. Семь вечеров. – СПб., 2000.
4. Бродский И. Нобелевская лекция.// Соч. в 4 т. Т.1. – СПб., 1993.
5. Евлампиев Н.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека / Вопросы философии. – № 2. – 2002.
6. Конев В.А. Онтология культуры. – Самара, 1998.
7. Конев В. А. Критика способности быть: (семинары по «Бытию и времени» М. Хайдеггера) / В. А. Конев. – Самара: Самар. ун-т, 2000. – 274 с.
8. Кормин Н.А. Онтология эстетического. – М., 1992.
9. Лишаев С. А. Эстетика Другого. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2000. – 365 с.
10. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.
11. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
12. Мартынов Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. – Свердловск, 1988.
13. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.