14. Подорога В.А. Феноменология тела. – М., 1995.
15. Самохвалова В.И. Красота против энтропии (Введение в область метаэстетики). – М., 1990.
16. Соловьев Вл. Красота в природе // Вл. Соловьев. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из “Трех разговоров”; Краткая повесть об Антихристе. – СПб., 1994. С. 204-245.
17. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.
18. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. – Мн., 2000.
19. Цофнас А.Ю. Писатель и читатель: эволюция любви / Философские науки. – №2. – 2002.
Тема 15. Природа художественного образа (4 часа).
Занятие 1.
1. Онтологический статус художественного образа. Творение истины в художественном творении. Образ как раскрытие вещности вещи, дельности изделия и сущности бытия (М. Хайдеггер).
2. Художественный образ и научное понятие. Художественный образ как индивидуализированное обобщение. Реальная условность художественного образа как путь универсализации человека. Образ и символ.
3. Способы художественного обобщения явлений действительности: типизация идей, характеров и чувств, идеализация и символизация.
Занятие 2.
1. Проблема единства содержания и формы художественного произведения. Тема и идея как содержательные характеристики художественного произведения. «Яркая форма» художественного произведения. Историзм форм в искусстве.
2. Проблема реализма формы. Реализм как «отражение жизни в формах самой жизни». «Плюсы и минусы» формализма. Самодостаточность и необходимость формы в искусстве. Художественная форма как «просвет бытия» (Хайдеггер).
3. Инверсия художественного образа в эстетике постмодерна: не искусство – подражание жизни, а жизнь – подражание искусству. Форма в искусстве модерна и постмодерна.
Литература по теме 15.
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
2. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.
4. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1988.
5. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. – М., 1990.
6. Воронков В.В. Слово как ничто и бытие (опыт феноменологического анализа внутренней структуры слова). / Философские науки. – №3. – 2002.
7. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. – М., 1987.
8. Ильин М.С. Две ипостаси слова. / Человек. – №5. – 2001.
9. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.
10. Лифшиц Мих. В мире эстетики. – М., 1985.
11. Мартынов Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. – Свердловск, 1988.
12. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.
13. Пространство и время в искусстве. – Л., 1988.
14. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.
15. Самохвалова В.И. И вновь к вопросу о форме. В кн.: Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – Вып. 3. – М., 2008, с. 58-81.
16. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995.
17. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.
18. Шкловский В.Б. Искусство как прием. О теории прозы. – М., 1983.
Тема 16. Социология эстетического (4 часа).
Занятие 1.
1. Социальная философия как источник и причина антропологизации современного философско-эстетического дискурса. Социальное содержание основных категорий эстетики.
2. Природа красоты – основной вопрос классической эстетики. Прекрасное как идеальное. Антропоморфный принцип бытия прекрасного в природе. Прекрасное в человеке и обществе. Прекрасное как общественный идеал, как выразительная полнота исторического бытия человека. «Умные места» человеческой истории.
3. Комическое как выражение драматизма человеческой жизни в обществе. Комическое и смешное. Явление а-комедии. Комическое в основе мироздания.
4. Трагическое как продукт столкновения идеалов с реальностью. Трагедия и смерть. Явление а-трагедии. Катарсическая природа трагического переживания. Метафизический смысл трагедии.
Занятие 2.
1. Искусство и цивилизация. Проблема несовпадения целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства.
2. Пространственные и временные границы искусства. Исторические истоки искусства и возможность его «смерти».
3. Проблема социальных функций искусства.
4. Проблема прогресса в эстетике и искусстве. Искусство и общественное развитие.
5. Художественно-эстетический аспект глобализации.
Литература по теме 16.
1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур. / Вопросы философии. – №6. – 1989.
3. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1988.
4. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. – М., 1986.
5. Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература. – №1. – 1992.
6. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. – М., 1987.
7. Лифшиц М.А. Народность искусства и борьба классов. // Собр. соч. в 3 т. Т. 2. – М., 1986.
8. Лифшиц Мих. Об идеальном и реальном / Вопросы философии. – – №10. – 1983.
9. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
10. Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. – М: 1986-1987.
11. Маньковская Н.Б. Глобализация a la russe: художественно-эстетический ракурс. В кн.: Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – Вып. 3. – М., 2008.
12. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.
Тема 17. Проблема художественного творчества (2 часа).
1. Эмпирическая личность и творческое «Я» художника. Роль личности художника в творческом процессе. Необходимые составляющие художественного творчества. Талант и гений. Проблема одиночества гения. Гений и безумие.
2. Проблема авторства в культурно-историческом контексте. Художник и общество.
3. Мотивация художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики. Психология художественного творчества.
4. Этапы творческого процесса. Проблема Non finito в истории науки и искусства. Классика как совершенное незавершенное или самое незавершенное совершенство.
Литература по теме 17.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
2. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек. – №2. – 2002.
3. Лифшиц Мих. В мире эстетики. – М., 1985.
4. Маритен Ж. Ответственность художника. // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
5. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. Часть II. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.
6. Пушкин А.С. Египетские ночи. // Полн. собр. соч. в 10-ти тт. Т.6. – М., Наука, 1964.
7. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. Полн. собр. соч. в 10 т. Т.5. – М., 1964.
8. Пушкин А.С. Поэт (Пока не требует поэта…). // Полн. собр. соч. в 10 т. Т.3. – М., 1963.
9. Синцов Е. В. Художественное философствование в русской литературе 19 века: учебно-метод. пособие по творчеству Пушкина, Гоголя, Чехова. – Казань: Мирас, 1998.
10. Соловьев Вл. Судьба Пушкина. // В. Соловьев. Литературная критика. – М., 1990.
11. Фрейд З. Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.
Тема 18. Природа художественного восприятия (4 часа).
Занятие 1.
1. Восприятие произведения искусства – необходимый момент его человеческого, общественного бытия. Восприятие как творчество.
2. Психология художественно восприятия. Феномен катарсиса.
3. Механизмы «движения» публики навстречу художнику. Художественные приемы активизации читателя, зрителя, слушателя.
Занятие 2.
1. Постановка проблемы субъекта художественного восприятия. Романтики и Кант о субъекте восприятия как главной фигуре творческого процесса.
2. Проблема художественной критики. Герменевтическая философская традиция о пределах интерпретации художественного произведения.
3. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Понятие метафизического читателя. «Смерть автора», «смерть критика» и «рождение читателя».
Литература по теме 18.
1. Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. / Вопросы философии. – №1. – 1994.
2. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. – М., 2001.
3. Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М., 1993.
4. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
5. Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература, №1, 1992.
6. Искусство и социальная психология. – М., 1996.
7. Катарсис: метаморфозы трагического сознания. – СПб., 2007.
8. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М., 1998. Гл. 29.
9. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.
10. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1983.
11. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. – М., 1983.
12. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительское восприятие. – М., 1994.
13. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995.
14. Феноменология искусства. – М., 1995.
15. Художественное восприятие. – Л., 1971.
16. Цофнас А.Ю. Писатель и читатель: эволюция любви / Философские науки. – №2. – 2002.
V. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Эстетика как философия: красота мудрости и мудрость красоты.
2. Эстетика в структуре современного философского знания.
3. Естественные основания эстетического: красота в природе.
4. Специфика человеческой деятельности как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства.
5. Эстетическое как общественное отношение.
6. Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.
7. Эстетизация философского дискурса как выражение эстетической природы бытия.
8. Онтология эстетического.
9. Человеческий смысл и назначение эстетики.
10. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.
11. Эстетика Древнего Востока: общая характеристика.
12. Эстетика гармонии в философии конфуцианства и даосизма.