13. Причины массового интереса современных европейцев к восточной культуре, философии и эстетике.
14. Культурно-исторический смысл оппозиции Запад – Восток.
15. Принципы художественно-эстетического мироощущения древнего грека.
16. Место искусства в жизни античного полиса. Техне и мимесис.
17. Рождение античной философии как эстетики.
18. Эстетика милетской и элейской школы.
19. Пифагорейская эстетика чисел. Учение о музыке сфер.
20. Гераклит: эстетическая онтология огненного логоса.
21. Демокрит: эстетика танцующих атомов.
22. Сократ и Платон об относительности прекрасного и соотношении красоты и пользы.
23. Античная эстетика естественная красота мысли.
24. Эстетическая диалектическая онтология Платона.
25. Проблема искусства в философии Платона: искусство как мимесис и искусство как творчество.
26. Платон об иерархии эстетических характеристик вещи.
27. «Поэтика» Аристотеля о природе комического и трагического. Онтология трагедии.
28. Аристотель об организме вещи как художественном произведении.
29. Аристотель о красоте живой жизни и о красоте человека. Эстетика души и тела.
30. Эстетика эллинизма.
31. Эстетика эпикурейцев: свобода как творец красоты.
32. Неоплатонизм. Плотин об эйдетической природе прекрасного.
33. Плотин: эстетика социального.
34. Две культуры и две формы существования эстетического начала в обществе средневековой Западной Европы.
35. Аллегоризм и символизм эстетики западноевропейского Средневековья.
36. Средневековая эстетика: искусство как завершение божественного творения; эстетические варианты теодицеи.
37. Средневековая эстетика об эстетической природе человеческой души.
38. Средневековая эстетика о противоречивой природе прекрасного и о проблеме главного вида искусства.
39. Августин Блаженный: философия и филокалия.
40. Фома Аквинский: движение от платонизма к аристотелизму. Учение о самодостаточности красоты.
41. Позднее Средневековье: движение эстетики от теологии к науке.
42. Бонавентура: готическая эстетика Восхождения.
43. Основные принципы культуры и эстетики Ренессанса.
44. Образ художника-гения в культуре и эстетике Ренессанса.
45. Причины полистилизма в западноевропейской эстетике Нового времени.
46. Эстетика барокко: идея иллюзорности искусства и театральности жизни.
47. Барокко в архитектуре и живописи.
48. Эстетика классицизма как выражение официальной идеологии молодых буржуазных государств.
49. Классицизм и рационализм в эстетике Нового времени.
50. Эстетика романтизма как реакция на Просвещение и классицизм.
51. Критика основ буржуазной цивилизации в эстетике романтизма.
52. Эстетика романтизма о поэтической природе Универсума и романтической иронии.
53. Немецкая классическая эстетика как вершина и итог развития рационалистической эстетической мысли.
54. Кант: искусство как примирение духовной свободы и природной необходимости.
55. Кант: антиномия вкуса и неутилитарная природа эстетического удовольствия.
56. Кант о специфике и субъекте эстетической деятельности. Природа гения.
57. Принцип историзма в эстетике Гегеля.
58. Гегель об искусстве как о раскрытии истины в чувственной форме.
59. Гегель: искусство в процессе развития человеческой природы.
60. Кризис эстетики классического рационализма.
61. Общая характеристика неклассической эстетики.
62. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.
63. Эстетика экзистенциализма: трагичность эстетической экзистенции и «смерть прекрасного».
64. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Понятие «ангажированного писателя».
65. А. Камю: Творчество и абсурд. Искусство как бунт.
66. С. Кьеркегор об эстетической природе «естественного человека».
67. Ф. Ницше о рождении греческой трагедии. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена.
68. Эстетика модерна. Феномен эстетизации культуры XX века.
69. М. Хайдеггер об эстетической окрашенности бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение.
70. М. Хайдеггер: «Исток художественного творения». Истина и искусство.
71. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и др.
72. Эстетика постмодерна: Р. Барт о «смерти автора» и «рождении читателя».
73. Эстетика постмодерна: Постструктурализм Ж. Деррида.
74. Постмодерн: традиционные виды искусства и постмодернистские перемены.
75. Онтология эстетического: бытийственная природа эстетического и эстетическая природа бытия.
76. Онтология искусства.
77. Онтология культуры.
78. Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер).
79. Природа художественного образа.
80. Проблема содержания и формы художественного произведения.
81. Социология эстетического: искусство и цивилизация.
82. Социальное содержание основных категорий эстетики.
83. Проблема прогресса в искусстве.
84. Пространство и время искусства: исторические истоки и возможность «смерти».
85. Проблема социальных функций искусства.
86. Феномен эстетической реакции. Природа катарсиса.
87. Художник: проблема авторства в истории и современности.
88. Мотивация художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики.
89. Проблема восприятия художественного произведения. Восприятие как творчество.
90. Проблема non finito в науке и искусстве. Классика как совершенная незавершенность или самое незавершенное совершенство.
1. Эстетика в структуре философского знания. Исторические формы присутствия эстетической проблематики в философском дискурсе.
2. Эстетика во взаимосвязи с культурологией, этикой, социологией, теорией и историей искусств.
3. Естественные основания эстетического. Красота в природе и специфика человеческой деятельности как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства.
4. Эстетическое как общественное отношение. Социальная философия – источник антропологизации современной эстетики.
5. Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.
6. Эстетизация неклассического и постнеклассического философского дискурса как выражение эстетической природы исторического события бытия.
7. Онтология эстетического. Эстетическая природа бытия и бытийственная природа эстетического (прекрасного).
8. Эстетическое как восполнение метафизического дефицита современного человека.
9. Человеческий смысл и назначение эстетики. Эстетика как философская антропология.
10. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.
11. Традиционалистский характер культуры и эстетики Древнего Востока.
12. Эстетика гармонии в философии конфуцианства и даосизма.
13. Причины массового интереса современных европейцев к восточной культуре, философии и эстетике.
14. Культурно-исторический смысл оппозиции Запад – Восток.
15. Основные принципы художественно-эстетического мироощущения древнего грека: удивление перед гармонией мира, калокагатия, единство аполлоновского и дионисийского начал.
16. Место искусства в жизни античного полиса. Понятие мимесиса и техне. Фигура демиурга.
17. Принцип пластичности в древнегреческой культуре и эстетике.
18. Рождение античной философии как эстетики.
19. Эстетика милетской и элейской школы. Пифагорейская эстетика чисел. Учение о музыке сфер.
20. Гераклит: эстетическая онтология огненного слова.
21. Демокрит: эстетика танцующих атомов. Красота как единство свободы и необходимости.
22. Сократ об относительности прекрасного и соотношении красоты и пользы. Естественная красота мысли.
23. Эстетическая диалектическая онтология Платона.
24. Проблема искусства в философии Платона. Искусство как мимесис и искусство как творчество. Понятие мании.
25. Платон: красота как полнота воплощения идеи. Иерархия эстетических характеристик вещи.
26. Эстетика Аристотеля. «Поэтика»: учение о природе комического и трагического. Онтология трагического.
27. Аристотель об организме вещи как художественном произведении. Эстетический смысл учения об энтелехии.
28. Аристотель о красоте живой жизни и о красоте человека. Эстетика души и тела. Красота логики как гармонии мысли.
29. Эстетика эллинизма: общая характеристика.
30. Эстетика эпикурейцев. Природа красоты богов у Эпикура. Свобода как творец красоты.
31. Неоплатонизм. Плотин об эйдетической природе прекрасного. Символизм эстетики Плотина.
32. Плотин: эстетика социального.
33. Две культуры и веформы существования эстетического начала в обществе средневековой Западной Европы.
34. Общие проблемы эстетики западноевропейского Средневековья: онтологический характер, аллегоризм и символизм эстетики; искусство как завершение божественного творения; эстетические варианты теодицеи.
35. Средневековая эстетика об эстетической природе человеческой души, о противоречивой природе прекрасного и о проблеме главного вида искусства.
36. Августин Блаженный: философия и филокалия; aptum и pulchrum; парадокс о красоте невидимой души.
37. Фома Аквинский: движение от платонизма к аристотелизму. Учение о самодостаточности красоты.
38. Позднее Средневековье: движение эстетики от теологии к науке.
39. Бонавентура: готическая эстетика Восхождения.
40. Эстетическая природа возрожденческой культуры.
41. Основные принципы культуры и эстетики Ренессанса: антропоцентризм, гуманизм, платонизм и неоплатонизм. Художественный смысл пантеизма.
42. Образ художника-гения в культуре и эстетике Ренессанса: варьета, титанизм и обратная сторона титанизма.
43. Общая характеристика философско-эстетических позиций Нового времени. Полистилизм и его причины.
44. Эстетика барокко: идея иллюзорности искусства и театральности жизни. Необычность как предмет поэзии.
45. Барокко в архитектуре и живописи.