46. Эстетика классицизма. Классицизм как выражение официальной идеологии молодых буржуазных государств. Классицизм и рационализм.
47. Эстетика романтизма: реакция на Просвещение и классицизм; критика буржуазной цивилизации.
48. Эстетика романтизма об абсолютизации человеческой субъективности; о поэтической природе Универсума и о романтической иронии.
49. Немецкая классическая эстетика как вершина и итог развития рационалистической эстетической мысли.
50. Кант: искусство как примирение духовной свободы и природной необходимости; антиномия вкуса; неутилитарная природа эстетического удовольствия.
51. Кант о специфике и субъекте эстетической деятельности. Природа гения.
52. Эстетика Гегеля: концепция исторической эволюции искусств. Искусство как раскрытие истины в чувственной форме.
53. Гегель: искусство в процессе развития человеческой природы.
54. Кризис классического рационализма как условие и причина появления неклассических эстетических парадигм.
55. Общая характеристика неклассической эстетики.
56. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.
57. Эстетика экзистенциализма: трагичность эстетической экзистенции, совпадение художественного творчества и восприятия, смерть прекрасного.
58. Экзистенциализм: Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Понятие «ангажированного писателя». Творчество и абсурд. А. Камю: Искусство как бунт.
59. С. Кьеркегор об эстетической природе «естественного человека».
60. Ф. Ницше о рождении греческой трагедии. Онтология трагического. Оправдание мира и бытия как эстетического феномена.
61. Эстетика модерна. Феномен искусственной эстетизации и поэтизации явлений культуры XX века.
62. М. Хайдеггер: эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение. Поэзия в основе мироздания.
63. М. Хайдеггер. Исток художественного творения. Истина и искусство.
64. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и др.
65. Эстетика постмодерна. Р. Барт. Смерть автора. Появление фигуры читателя.
66. Эстетика постмодерна: Ж. Деррида. Постструктурализм как соединение традиций структурализма, герменевтики, экзистенциализма и психоанализа.
67. Искусство постмодерна. Традиционные виды искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства.
68. Онтология эстетического: бытийственная природа эстетического и эстетическая природа бытия.
69. Онтология искусства.
70. Онтология культуры.
71. Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер).
72. Природа художественного образа.
73. Проблема содержания и формы художественного произведения.
74. Социология эстетического: социальная философия и эстетика.
75. Социальное содержание основных категорий эстетики.
76. Искусство и цивилизация.
77. Пространственные и временные границы искусства. Исторические истоки искусства и возможность его «смерти».
78. Проблема социальных функций искусства. Взаимная ответственность искусства перед жизнью и жизни перед искусством.
79. Проблема прогресса в эстетике и искусстве.
80. Психология художественного творчества.
81. Психология художественного восприятия. Феномен катарсиса.
82. Художник: проблема субъекта художественного творчества в истории и современности.
83. Мотивация художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики.
84. Проблема восприятия художественного произведения. Восприятие как творчество.
85. Проблема non finito в науке и искусстве. Классика как совершенная незавершенность или самое незавершенное совершенство.
VII. ТЕСТЫ
Проверьте себя сами!
Перед вами тесты, составленные не только на основе того учебного курса, который вы прослушали, но и на базе семинарских занятий, в которых вы участвовали. Кроме того, при составлении тестов был использован материал одного из учебников по эстетике, являющегося для вас основным (О.Г. Кривцун. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.)
Успехов!
Раздел 1. Дайте краткий ответ:
1. Видение и отношение автора к проблеме, поставленной в художественном произведении –
2. Особая роль формы в искусстве по отношению к содержанию художественного произведения выражается в том, что
3. Особая форма отражения мира в искусстве –
4. Способность создавать художественные ценности
5. Внутренняя структура художественного произведения, способ соподчинения главных героев, коллизий и проблем –
Раздел 2. Найдите правильный ответ
1. Основатель концепции эстетики как науки о совершенном познании совершенства
а) Руссо
б) Камю
в) Баумгартен
г) Ингарден
2. Специфика эстетического отношения человека к миру
а) утилитарная полезность
б) практический интерес
в) незаинтересованное удовольствие
г) способность отличать добро от зла
3. Предмет эстетической рефлексии
а) мир выразительных форм
б) вторая природа человека
в) взаимоотношения добра и зла
г) взаимоотношения между богом и людьми
4. Центральным понятием в эстетической науке является понятие
а) «нравственное»
б) «прекрасное»
в) «возвышенное»
г) «выразительное»
5. Эстетичекое качество трагическому и смешному сообщает
а) яркость выражения
б) символичность
в) художественная форма
г) глубокий психологизм
6. Кант считал, что все естественное прекрасно, когда имеет вид сделанного человеком
Кант считал, что искусство прекрасно, если походит на природу
а) верны оба суждения
б) верно только а
в) верно только б
г) не верно ни одно из суждений
7. Наша память эстетизирует жизнь. Это наблюдение принадлежит
а) М. Бахтину
б) М. Фуко
в) М. Задорнову
г) М. Волошину
8. Античная эстетическая мысль развивалась в рамках
а) теологии
б) философии
в) художественной практики
г) физики
9. Средневековая эстетическая мысль развивалась главным образом в рамках
а) теологии
б) философии
в) теогонии
г) математики
10. Эстетика Возрождения развивалась главным образом на почве
а) философии
б) художественной практики
в) естественных наук
г) теологии
11. В XVII и в XVIII вв. эстетика развивалась на базе
а) религиозной философии
б) художественной критики и публицистики
в) естествознания
г) художественной практики
12. Представители немецкой классической эстетики:
а) Кант, Шеллинг
б) Сартр, Камю
в) Сократ, Платон
г) Т. Манн, М. Пруст
13. Целостные эстетические системы создаются в философии
а) Древнего Востока
б) экзистенциализма
в) герменевтики
г) немецкой классической философии
14. Кризис классического рационализма начался в культуре и эстетике
а) в конце XVII в.
б) во второй половине XVIII в.
в) в середине XX в.
г) в середине XIX в.
15. Вытеснение на периферию анализа базовой эстетической категории «прекрасное» характерно для
а) эстетики Ренессанса
б) неклассической эстетики XIX- XX в.
в) античной эстетики
г) эстетики западноевропейского Средневековья
18. Принцип единства красоты, добра и истины в античном мироощущении
а) благо
б) мимесис
в) катарсис
г) калокагатия
19. Аристотель обозначил отражающую и подражающую природу искусства как принцип
а) мимесиса
б) калокагатии
в) катарсиса
г) энтелехии
20. Выдающиеся драматурги античности
а) Платон, Аристотель
б) Фидий, Поликлет
в) Полигнот, Зевксис
г) Еврипид, Аристофан
21. Выдающиеся художники античности
а) Платон, Аристотель
б) Фидий, Поликлет
в) Полигнот, Зевксис
г) Еврипид, Аристофан
22. Великие античные скульпторы
а) Платон, Аристотель
б) Фидий, Поликлет
в) Полигнот, Зевксис
г) Еврипид, Аристофан
23. Великие философы-создатели классической античной эстетики
а) Платон, Аристотель
б) Фидий, Поликлет
в) Полигнот, Зевксис
г) Еврипид, Аристофан
24. Пинакотека – это
а) помещение для хранения картин
б) помещение для хранения вин
в) помещение для хранения книг
г) помещение для хранения технических изобретений
25. Вставьте пропущенное слово: Плутарх утверждал, что в Афинах было больше … чем живых людей
а) мертвецов
б) статуй
в) собак
г) памятников
26. Лады древнегреческой музыки:
а) ионический, дорический, коринфский
б) дорийский, лидийский, фригийский
в) тонический, силлабический, силлабо-тонический
г) афинский, спартанский, микенский
27. Немецкий теоретик XVIII в, создавший первую историю искусств
а) Гегель
б) Шлегель
в) Винкельман
г) Гете
28. Сократ настойчиво связывает понятие прекрасного с понятием
а) целесообразного
б) безобразного
в) комического
г) трагического
29. С точки зрения Платона творения художников представляют собой
а) продолжение дела Бога на земле
б) тень теней
в) непосредственную реализацию идей
г) продукт личного творчества художника
30. Анализ идеи прекрасного через толкование природы эроса проводится Платоном в диалоге
а) Федр
б) Ион
в) Гиппий Больший
г) Пир
31. В античной культуре мужское начало понималось как порождающее в себе
В античной культуре женское начало понималось как порождающее в другом
а) верны оба суждения
б) верно только первое
в) верно только второе
г) не верны оба суждения
32. Платоническая любовь –
а) любовь, описанная в диалогах Платона
б) любовь, основанная на духовном и бескорыстном чувстве
в) мужская дружба
г) однополая любовь, культивируемая в аристократическом греческом полисе
33. Начальный пункт платоновской иерархии красоты
а) идея всеобщего блага
б) чувственная тяга к прекрасным телам
в) духовная красота человека
г) опыт человечества, воплощенный в науках и искусствах