Смекни!
smekni.com

Эстетика (стр. 1 из 21)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина»

ЭСТЕТИКА

Учебно-методическое пособие

для студентов философского факультета

Казань

2009

РАБОТА ПУБЛИКУЕТСЯ ПО РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КГУ Протокол № 2 от 18 марта 2009 г.

Автор-составитель:

доктор философских наук, доцент кафедры социальной философии и культурологии КГУ Т.М. Шатунова

Рецензент: доцент кафедры общей философии КГУ, кандидат философских наук, Сайкина Г.К.

Шатунова Т.М.

Эстетика: Учебно-методическое пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2009. 90 с., 4,5 п.л.

Учебно-методическое пособие по курсу «Эстетика» предназначено для студентов философского факультета, обучающихся по специальности 020100 – «Философия». Пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу СД.Ф.06 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Соответствует УМК по эстетике. В пособии излагается тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий, темы рефератов и рекомендуемая литература. В пособии содержится большое количество тестов для самопроверки, а также Приложения, включающие в себя часть лекционного материала учебного курса эстетики в систематическом и подробном изложении.

Для студентов философского факультета.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ_____ 3

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ЭСТЕТИКИ ПО

ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ_____________________________ 4

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА______________________________ 5

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ_________________ 18

V. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ____________________________ 32

VI. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ___________________ 35

VII. ТЕСТЫ___________________________________________ 39

VIII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА__________________ 57

1. Основная литература________________________________ 57

2. Дополнительная литература._________________________ 58

IX. ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________ 64

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цель курса:

постижение природы феномена эстетического, освоение эстетики как философской рефлексии красоты и искусства; развитие интереса к философско-эстетическим проблемам, стимулирование потребности в анализе явлений мирового и современного искусства и культуры.

2. Задачи курса

Освоение курса эстетики должно содействовать:

-созданию у студентов целостного представления о мире как об эстетическом феномене;

-пониманию философского содержания эстетики, освоению ее понятийного аппарата;

-знанию онтологических и антропологических потенций искусства;

-овладению приемами анализа философско-эстетических текстов, компетентной оценки эстетических теорий, художественных направлений, стилей и произведений искусства;

-развитию способности ведения конструктивного диалога по проблемам эстетики и искусства.

3. Место курса в системе социогуманитарного образования.

Курс эстетики входит в разряд общепрофессиональных дисциплин для студентов философского отделения. Он представляет собой анализ истории философско-эстетических учений и основных категорий, принципов и способов обоснования различных эстетических ценностей.

4. Требования к уровню освоения содержания курса:

дипломированный специалист в области философии должен

а) иметь представление о своеобразии эстетики, о ее исторически изменяющемся месте в системе философского знания;

б) иметь представление о сущности и онтологической природе эстетического, об антропологических возможностях искусства, понимать смысл эстетического начала в человеке;

в) понимать исторические пределы гуманистических возможностей искусства, знать основные культурно-исторические типы художественного развития человека, уметь анализировать основные философско-эстетические концепции, ориентироваться в мире современных художественных явлений;

г) знать условия формирования эстетического и художественного вкуса личности, ее ответственности перед красотой, истиной и добром;

д) представлять противоречивость и сложность процессов эстетизации современной культуры, повседневной жизни и философского дискурса;

е) понимать роль эстетического начала в становлении мировой цивилизации, во взаимодействии всех сфер и форм культуры, в развитии современного человека.

Форма итогового контроля: 5-й семестр – экзамен

6-й семестр – экзамен

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ЭСТЕТИКИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Темы Всего часов Лекции Семин. Самост. работа
1. Эстетика как философская дисциплина 16 4 4 8
2. Природа эстетического и эстетическое начало человеческой природы. 16 4 4 8
3. Актуальность прекрасного: эстетика в современном мире 8 2 2 4
4. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох. 4 2 0 2
5. Художественно-эстетический мир Древнего Востока 4 2 0 2
6. Художественно-эстетический мир Античности 16 4 4 8
7. Художественно-эстетический мир западноевропейского Средневе-ковья. 8 2 2 4
8. Эстетика и художественная прак-тика Ренессанса 4 2 0 2
9. Эстетика Нового времени. XVII – XVIII век. 4 2 0 2
10. Эстетика романтизма. 4 2 0 2
11. Немецкая классическая эстетика 12 2 4 6
12. Неклассическая эстетика XIX века 16 2 6 8
13. Эстетика в XX веке 20 4 6 10
14. Онтология эстетического 16 4 4 8
15. Природа художественного образа 16 4 4 8
16. Социология эстетического 12 2 4 6
17. Проблема художественного твор-чества 8 2 2 4
18. Природа художественного восприятия 12 2 4 6
19. Человек в современном эстетизированном мире. 4 2 0 2
Итого 200 50 50 100

Ш. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Предмет эстетики и своеобразие эстетического.

Тема 1. Эстетика как философская дисциплина.

Эстетическая компонента философии. Философия как поэзия понятий. Красота мысли о мысли. Красота мудрости.

Эстетика в структуре философского знания. Исторические формы присутствия эстетической проблематики в философском дискурсе. Древний и средневековый Восток: вплетенность философско-эстетической мысли в живую ткань художественного произведения. Античность: рождение философии как эстетики. Средневековье: религиозно-теологический и этический характер эстетической теории; народная смеховая культура материально-телесного низа. Возрождение: эстетика как философия художественного творчества. Новое время: эстетика как наука о чувствах. Появление эстетики как самостоятельной области знаний о совершенном познании совершенных человеческих чувств. (А. Баумгартен, 1755 г.). Классическая эстетика: философия искусства и философия красоты. Неклассическая эстетика: философия искусства и искусство философа. Эстетизация неклассического философского дискурса. Эстетика как эргон и парергон философии.

Эстетика в диалоге с культурологией, этикой, социологией, теорией и историей искусств.

Тема 2. Природа эстетического и эстетическое начало человеческой природы.

Естественные основания эстетического. Красота в природе. Культурно-исторический смысл красоты природы.

Эстетическое в природе человека: специфика человеческой деятельности (ее универсальный и предметно-опосредованный характер) как источник способности абстрактного мышления и эстетического чувства. Родственность отвлеченного мышления и бескорыстного влечения (любования).

Художественное творчество как идеальная модель любого творческого процесса. Антропологическая составляющая эстетики.

Эстетическое как общественное отношение. Социальная философия – источник и причина роста антропологических возможностей современной эстетики.

Тема 3. Актуальность прекрасного: эстетика в современном мире

Эстетизация как всеобщая тенденция развития современной культуры.

Эстетика повседневности и эстетика праздничной культуры.

Эстетические явления в мире бизнеса, в сфере экономики. Эстетическая компонента политико-дипломатической деятельности.

Эстетика в мире современного образования и в жизни научных сообществ. Эстетические начала современной науки и техники. Дизайн.

Эстетизация – глобальный процесс современности.

Эстетизация неклассического и постнеклассического философского дискурса как выражение эстетической природы исторического события бытия. Онтология эстетического.

Эстетическое как восполнение метафизического дефицита современного человека.

Человеческий смысл и назначение эстетики. Эстетика как философская антропология.

Тема 4. Принципы анализа художественно-эстетического мира культурно-исторических эпох.

Поиск культурной доминанты эпохи; анализ основных представлений о прекрасном в человеке, природе, обществе и мире (Космосе, Вселенной); видение природы искусства и его роли в жизни общества; обыденное, массовое представление о месте художника в жизни общества.