ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ – НОВАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА
Содержание
Введение
Аудитория нацпроектов
Отраслевая проблема и способы решения
Информированность о нацпроектах
ПНП и социальные изменения
Новая среда – локомотив ПНП
Блокировка ПНП, коррупция
Проблемы контроля и управления
ЦУП-Россия
Информационная сеть вокруг ПНП
Роль СМИ
Заключение
Приложение
Введение
Больше двух лет прошло с момента начала реализации в России приоритетных национальных проектов. Приоритетные национальные проекты (ПНП) – это последовательная государственная политика, обеспечивающая преимущества активным группам населения, которые хотят и могут воспользоваться предоставляемыми возможностями. Именно поэтому главным итогом их реализации следует считать отнюдь не количество машин «скорой помощи», поставленных в поселковые и городские больницы или объем кредитов, выданных сельхозпроизводителям. Нет, главный промежуточный итог работы ПНП не в этом. Сегодня можно уверенно говорить о том, что в России выдвинулись на первый план тысячи и десятки тысяч людей, которые поверили в модернизационный характер приоритетных национальных проектов, откликнулись на призыв государства к проявлению инициативы в своей профессиональной области. Они – новые люди новой России.
В России социальная стратификация общества существенно изменилась со времен СССР, когда в обществе доминировали две страты. Одна – умеющая «получать», и вторая – умеющая «доставать».
Первая – наиболее многочисленная, состояла из тех, кто руководствовался логикой «вы делаете вид, что вы нам платите, мы делаем вид, что работаем». Таких и сейчас большинство.
Вторая страта (много меньшая по сравнению с первой) в советские времена занималась тем, что «крутилась» и «доставала», «выбивала» правдами и неправдами положенные в социалистическом обществе блага вроде бесплатной квартиры и очереди на машину. Эту страту составляло активное и довольно агрессивное меньшинство. Сейчас такие люди почти исчезли, пополнив собой первую страту, поскольку в рыночном государстве доставать на бытовом уровне ничего не надо.
В конце 80-х годов прошлого века появилась еще одна страта – умеющих «урывать». В отличие от умеющих «доставать», которые действовали в рамках законов (писаных и неписаных), рвачи на закон внимания не обращали. Из них вышло многочисленное племя бандитов, коррумпированных чиновников и ушлых бизнесменов современности.
С началом развития в России рыночных отношений появилась еще одна страта – умеющих зарабатывать. Это честные предприниматели, активные люди, это квалифицированные рабочие, преподаватели-новаторы, профессионалы-врачи и много других людей, которых объединяет одно – готовность много работать, чтобы много зарабатывать.
К сожалению, сегодняшнее распределение между стратами можно оценить как:
65% – умеющих «получать»;
5% – умеющих «доставать»;
20% – умеющих «урывать»;
10% – умеющих зарабатывать.
Государство, предложив обществу идею приоритетных национальных проектов, впервые за годы после развала СССР сделало ставку на поддержку именно той группы, которая готова зарабатывать. ПНП должны сформировать новую среду, создавая такие условия, чтобы страты, умеющие пока лишь «получать» и «доставать», учились зарабатывать.
Таким образом, главной целью ПНП является количественное и качественное увеличение тех слоев российского общества, которые уже адаптировались к условиям рыночной экономики.
Реализация ПНП немедленно провела черту между активными и пассивными гражданами, предприятиями и организациями, разделил российское общество – по отношению к нацпроектам – на оптимистов и скептиков.
Решающим здесь оказался фактор конкуренции – ведь поучаствовать в реализации ПНП можно только на конкурсной основе. В результате оказалось, что для одних национальные проекты – это надежда работать, наконец, по-человечески, для других – случайная раздача денег по непонятной прихоти власти.
Вот, например, что показали результаты интервьюирования учителей и директоров школ. Одни наотрез отказывались участвовать в конкурсе: «все равно наверху все схвачено, выиграют, как всегда, свои, не будем им массовку создавать». Но был и второй тип ответов, более симпатичный: «не важно, выиграем мы или нет, документы все равно подадим, нам просто интересно обобщить свои результаты и методики, послушать, как нас оценят, понять, как расти дальше».
Так что учителя действительно давно раскололись. На тех, кто хочет и готов работать (независимо от шансов получить грант, от коррупции в департаментах образования, от министерских просчетов), и на тех, кто давно уже для себя все решил, окончательно разуверился в себе, в профессии, в стране в конце концов.
Главной проблемой в этой связи является неуверенность людей в том, что приоритетные национальные проекты – это всерьез и надолго. А уверенность эта возникнет только тогда, когда люди увидят, что такие же, как и они, уже что-то получили в результате реализации ПНП.
С другой стороны, мешает система, которая стремится к тому, чтобы ПНП превратились просто в механизм выбивания больших бюджетов под штатное функционирование соответствующих ведомств.
О важности скорейшего решения этой проблемы неоднократно говорил в своих выступлениях вице-премьер правительства России, куратор нацпроектов Дмитрий Медведев. По его мнению, ПНП должны стать тем полигоном, на котором государство (а значит, и чиновничий аппарат) обязано научиться эффективно тратить деньги. По сути, Дмитрий Медведев имеет в виду создание нового поколения чиновников, умеющих квалифицированно инвестировать в собственную страну, расходовать гигантские средства, руководствуясь не пожеланиями отраслевых лоббистов, а здравым смыслом.
В освещении хода реализации приоритетных национальных проектов со стороны СМИ и представителей гражданского общества также есть немало проблем. Для решения такого рода проблем необходимо участие общественных деятелей, политически заинтересованных в успехе конкретных ПНП и сделавших этот интерес своей основной публичной функцией (дополнить).
Данное издание старается максимально подробно описать новую социальную среду, которую формируют приоритетные национальные проекты. Определить характер и особенности взаимодействия между собой всех групп, составляющих целевую аудиторию нацпроектов, показать способы повышения эффективности работы государственного аппарата и гражданского общества в ходе реализации ПНП – основная задача брошюры. Новые люди новой России, откликнувшись на призыв власти и приступив к реализации нацпроектов, ждут от инициаторов ПНП объективного анализа своих успехов и неудач.
Аудитория нацпроектов
Нацпроекты не могут существовать сами по себе, в вакууме – должна быть аудитория, их воспринимающая, медиаторы, их передающие и производители благ. Любой отдельно взятый проект является широчайшим полем для самореализации всех сторон.
Что на данный момент – через два года после начала реализации – представляет из себя аудитория нацпроектов? В первую очередь – это граждане России, являющиеся, скажем так, потребителями нацпроектов. Для этих людей – социальных групп и лиц, на которых ориентированы нацпроекты, – впервые за долгие годы появилась поддержанная государством, гарантированная возможность реализовать себя в профессии, реализовать свои профессиональные мечты/чаяния. Скажем, проект «Доступное жилье» позволяет многим семьям переориентировать семейный бюджет, проект «Образование» – поднять уровень общего и специального образования и т. д.
К сожалению, на данный момент понимание этого в обществе еще довольно слабое. В той или иной степени нацпроекты касаются всех, и если, допустим, кого-то не затрагивает напрямую проект «Доступное жилье», он, безусловно, касается человека косвенно. Ведь данный проект – это не только жилье, но и создание либо развитие инфраструктуры, создание рабочих мест и т. д. Именно потребители являются тем самым активным ядром, которое существенно меняет общественные отношения и саму социальную среду. Потребитель, на средства которого и оплачиваются все нацпроекты, вправе и должен требовать от тех, кто задействован в реализации ПНП, нового качества предоставляемых ему услуг. И недовольство населения их качеством прямо влияет на отношение наших сограждан к идее ПНП.
Сегодня, когда много говорят о необходимости национальной идеи для России, когда различные политические партии предлагают в качестве образа «русского будущего» свои политические программы, низовая социальная инициатива является намного более востребованной. И именно на низовом уровне, в том числе и партийном, а также, что первостепенно, на уровне НКО, необходимо проводить работу по информированию о ПНП.
Вторую группу, участвующую в нацпроектах, можно назвать «производителями благ» – это бюджетники и бизнесмены, задействованные в реализации нацпроектов – очень широкий спектр от строителей и учителей до компьютерщиков и транспортников. То есть довольно большое сообщество людей, рассматривающих ПНП как возможность, проявив активность, пробиться на новый уровень.
Слово «активность» в этом отношении – ключевое. Уже немало тех, кто осознает, что нацпроекты – это шанс для них лично, для их предприятий, организаций и, если шире, районов, регионов. Впервые это активное звено получило четкий сигнал и гарантию, что внимание, которое государство оказывает реализации нацпроектов, позволит им развернуться.
Эти люди заинтересованы в своем участии в ПНП не как в площадке для теневой деятельности, откатов и распила бюджетных средств, а как в возможности реализовать масштабные проекты при поддержке государства, создать себе имя и репутацию, заработать положительный имидж в глазах населения.
Это уже происходит. Возьмем в качестве примера Липецкую область.