Смекни!
smekni.com

Б. Л. Смирнов Ашхабад, 1978 г. Издательство «Ылым» (стр. 79 из 84)

577. XVIII, 53. Достоин Брахмо – так переводят Теланг и многие другие. Томсон переводит: «Он созрел для условий Высшего Бытия».

578. XVIII, 54. Став Брахмо – то есть постигнув свое единство с Брахмо.

578а. XVIII, 56. «Всякие дела» – это место обычно переводят бесцветно: «хотя бы он совершил всегда все дела». Хилл переводит: «Though hi do every work et every taim» и ссылается на Рамануджу, указывающего, что речь идет не только об обрядах, но и о тех делах, которые называются «вожделенными» – «kämya».

578б. XVIII, 61. «На колесе гончарном» – yantra – гончарное колесо и вообще машина. Интересно отметить, что египтяне изображали бога Кхнема с бараньей головой, выделывающего на гончарном колесе человека (см. Budge, с. 152) (ср. Швет., I, 3–6. «На этом великом колесе Брахмо, все одушевляющем, всеобъемлющем, плавает Лебедь, он мнит себя отделенным и вращателем колеса; но по милости Того он становится бессмертным. Брих., II, 3; Чханд., VII, 15; Кауш., III, 8).

579. XVIII, 63. Как хочешь – Шанкара задается вопросом, что же по учению Гиты является способом достижения высшего блаженства; джнана или карма. В XIII, 12 и XVIII, 55 утверждается, что блаженство достигается только знанием, с другой стороны, Гита предписывает совершать действия. Блаженство не достигается, утверждает Шанкара, выполнением кармы или сочетанием пракрити и знания. Если вода стекается со всех сторон (II, 46), то никто не станет заботиться об устройстве особого водоема; так и джнана не нуждается в действиях для устранения незнания. Значит, джнана и есть искомое средство. Не создавая желанных дел, мы не создаем и причин к будущему рождению, карма исчерпывается, и «Я» освобождается. Шрути говорят, что нет иного пути к освобождению, как знание (Швет., III, 8). Невежды, следующие карме, не могут приблизиться к Ишваре, даже посвящая ему дела, они могут только вступить на высший путь оставления дел, утверждает Шанкара. Всякая карма порождается незнанием (авидья). Карма, предписываемая Шастрами, имеет в виду только невежд. Шрути авторитетны только в вещах, не подлежащих непосредственному восприятию и познанию, то есть лишь в том, что за пределами человеческого опыта, в вопросах же, доступных восприятию, Шрути не авторитетны. Так, сколько бы ни утверждали Шрути, что огонь холоден, это не изменит действительности. Поэтому Шрути, учащие о карме, не авторитетны, но лишь учащие о Брахмо, заключает Шанкара.

580. XVIII, 70. Считаю – Шанкара говорит, что из жертв: «виддхи» – ритуал, «джапа» – произносимая мантра, «манаса» – умственная молитва и «джнана яджна» – жертва мудрости, наивысшая.

581. XVIII, 73. Заблуждение – Шанкара говорит: заблуждение есть рожденная неведением причина самсары. «Смрити» Шанкара здесь понимает буквально: «память» (а не «священное предание») об истинной природе Атмана. Когда такая память достигнута, то исчезают все сомнения сердца, все вопросы. Утверждение Арджуны надо понимать в том смысле, что он освободился от дел, достиг конца, цели жизни (Шанкара).

Название главы не варьирует.

__________

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

А

АГАМА – часть священного писания, непосредственно следующая за сборниками гимнов. Авторитет А. Значительно выше авторитета «Смрити», священного предания; к Смрити относятся Махабхарата, Рамаяна.

АГНИ – огонь. Один из наиболее чтимых ведических богов, в эпоху эпоса его значение значительно ослабело. У А. Много эпитетов, выражающих его деятельность: Хуташана, «Пожиратель жертв»; Вайшванара, «Всенародный» и пр. Агни – третий из пяти бхутов (элементов), из которых строится мир.

АДИТИ – безграничность; слабо персонифицированное божество, мать главных богов, называемых «Адитьи».

АДИТЬЯ – сын Адити. Эпитет главных богов, которых насчитывали то три, то семь, а позже и еще больше. В эпический период этот эпитет был применяем главным образом к Солнцу, Сурьи.

АДХАРМА – беззаконие, нечестие.

АЙРАВАТА – имя одного из четырех слонов, поддерживающих землю. На нем ездит Индра (белый царственный слон счастья). Айравата значит «сын Ираванти», «иравант» – «напиток», «океан». Айравата вышел из молочного океана во время пахтанья океана богами и асурами. Это также имя мифического змия, нага.

АМРИТА – «напиток бессмертия» – пища богов, подобная греческому нектару.

АНАНТА – «бесконечный» – эпитет мистического змия Шеши, на котором покоится Вишна-Нараяна.

АНАНТАВИДЖАЯ – «бесконечно-побеждающая», раковина Юдхиштхиры.

АРДЖУНА – «утренняя заря»; «серебристый»; «белый»; «дневной свет», эпитет Индры, имя третьего из Пандавов, по легенде сына Индры. Арджуна тесно связан с Кришной, как его ученик и шурин. Легенда, неоднократно повторяемая в Махабхарате, гласит, что в прежнем воплощении Кришна и Арджуна были двумя великими риши, воплощением Нараяны, они подвизались в пустыне Бадараяна. Позднейший вишнуизм уподобляет связь Кришны и Арджуны со связью бога с его силой (шакти), олицетворяемой в виде богини.

АСИТА – «светлый дух», «облако»; асуры – враги суров (богов). Представление об асурах весьма древнее, древнее отделения маздаизма от ведической религии. В маздаизме асуры сохранили свой изначальный положительный характер (ср. Ahura-Masda – Asura), тогда как в браманизме они получили отрицательное значение, как враги богов, аналогично греческим титанам. В Махабхарате описывается («Мокшадхарма», кн. XII) время правления асуров и падение из вследствие развращения нравов.

АУМ – священное слово, символизирующее Абсолют, Брахмо. О мистическом значении слова много говорится в Упанишадах.

АХАНКАРА – буквально «делающий я»: самосознание, индивидуальный разум, проистекающий из вселенского разума – буддхи.

АЧЬЮТА – «незыблемый, вечный», эпитет Вишну-Кришны; эпитет раджи.

АШВАТТХА – баниан, индийская смоковница, которую надо отличать от обычной смоковницы (пиппала). Часто употребляется в качестве символа мира и даже Брахмо. У буддистов это дерево Буддхи, под которым Будда обрел озарение. Из дерева Ашваттхи делается мужская часть (заостренный колышек) аруни, прибора для добывания огня. А. Аналогична библейскому «древу жизни» (эйц ха хаим) и египетской акации. Легенда говорит, что из акации (гофер) был сделан ноев ковчег, хранящий семена всего живого – символ мира в состоянии пралаи. Позже эти символы были восприняты масонством, с его «веткой акации» и «легендой о Хираме».

АШВАТТХАМАН – «конское стойло» или «конская стойкость, сила». Один из сыновей брамина Дроны, заслуживший позорную известность в битве: он прокрался в спящий во время перемирия лагерь Пандавов и перебил там всю молодежь. Нападение на безоружного или спящего врага считалось по тогдашним законам позорным, преступным делом.

АШВИН – «всадник», обычно в двойственном числе; олицетворение утренней и вечерней зари; они врачеватели-ведуны, а поэтому – шудры, слуги; такими они и считаются среди богов. Ашвины – красивейшие из небожителей, всю красоту они передали своим сыновьям, близнецам Пандавам: Накуле и Сахадэве.

Б

БРАМА (Brahman, м. р.) – праотец мира, ипостась браманической троицы; Вишну и Шива вытеснили Браму с первого места, и он стал лишь их первородным сыном, сами же Вишну и Шива были объявлены тождественными друг другу, хотя в действительности их культы остались раздельными.

БРАМИН – точная транскрипция Brahman (м. р.). Представитель варны жрецов, предъявлявших претензию на положение земных богов. Брамины – особо привилегированная варна «дважды рожденных», существовавшая за счет других варн, в частности варны кшатриев. В Махабхарате очень резко подчеркивается антагонизм браминов и кшатриев. Брамины претендовали на монополию в религии, философии и науке; совершать ритуалы имели право только жрецы-брамины, а так как совершать ритуалы нужно было ежедневно, то раджи держали домашних жрецов. При торжественных жертвоприношениях участие принимают четыре главных жреца (ритвиджа), у каждого из них есть свои обязанности в ритуале: 1. Хотри – жрец-заклинатель; он совершал вызов нужных божеств и читал мантры Ригведы; 2. Удгатри – жрец-певец; 3. Адхварью – жрец-исполнитель, который был занят материальной частью ритуала по указанию Ригведы; 4. Брахман – жрец-хранитель. Брамины ведут свой род от Сомы. Отличительный признак брамина – священный шнур, одеваемый через левое плечо. Брамин получает священный шнур, когда ему исполняется шесть лет, при посвящении в варну и носит его постоянно. Снятие шнура знаменует отказ от варны.

БРАХМАСУТРА – буквально «нить Брахмо» – философский высокоавторитетный памятник, конспективно излагающий суть учения Упанишад. Авторство Б. Приписывается Бадараяне. Памятник относится, по-видимому, к IV-III вв. до н.э. Неоднократно комментировался ведущими индийскими философами. Наиболее известны комментарии Шанкары Ачарьи (VIII в. н.э.) и Рамануджи (XI в. н.э.).