МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по курсу «История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века»
на тему: «Проблема Художника в романе Джека Лондона «Мартин Иден»
Выполнила_________________________
__________________________________
__________________________________
Проверил__________________________
__________________________________
Ижевск 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Вступление............................................................................................. 3
Ещё не Художник, но уже человек....................................................... 4
Искания Мартина Идена....................................................................... 8
Мартин Иден - модный писатель........................................................ 12
Смысл человеческого бытия и таланта Художника Мартина Идена 14
Личность Мартина Идена в борьбе за свободу творчества Художника 17
Трагическая история успеха национального Художника................. 20
Заключение........................................................................................... 28
Библиографический список................................................................. 29
«Мартин Иден» - произведение в известной степени автобиографическое. Писал его Лондон во время своего путешествия по южным морям на шхуне «Снарк».
Роман сначала печатался с продолжением в журнале «Пасифик мансли» («Тихоокеанский ежемесячник»), а в сентябре 1909 года вышел отдельным изданием. «Мартин Иден» - двадцать первая книга Джека Лондона. К этому времени Джек Лондон был уже широко известным писателем, автором таких сборников рассказов, как «Сын волка», «Любовь к жизни», повестей «Зов предков» и «Белый клык», романов «Морской волк» и «Железная пята». Естественно, что «Мартин Иден» сразу же привлек внимание читающей публики. /1/
В американском портовом городе Сан-Франциско жил простой, неотесанный, грубоватый парень по имени Мартин, по фамилии Иден. Родители его умерли, братья разбрелись по свету искать счастья, сестры еле сводили концы с концами. Себе на жизнь Мартин зарабатывал тяжелым трудом моряка. Он хорошо познал невзрачный мир простых тружеников моря - «кочегарки, трюмы, доки, пристани, тюрьмы и трактиры, больницы и мрачные трущобы». Он был маленькой частицей этого мира и не мыслил себя без него и вне его.
Так и тянул бы он свою лямку, если бы не случай. На первый взгляд и случай-то был самый пустячный, не заслуживающий упоминания. На пароме Мартин вступился за студента, которого хотела избить группа подвыпивших парней. Все бы на этом и закончилось, и Мартин вскоре и думать бы позабыл о таком пустяке, если бы студент в знак благодарности не пригласил его к себе домой на обед…
…
Исключительный ум Мартина Идена жаждал равных себе собеседников, и ему не приходило в голову, что «истинных и глубоких мыслителей нужно искать не в гостиных Морзов...». Мартин упрямо добивался своего места в жизни, «он странствовал по жизни, не зная покоя, пока не нашел, наконец, книги, искусство и любовь». Вдохновленный ими он долгие месяцы упорно работал, перебиваясь с хлеба на воду, голодал, поддерживая себя редкими обедами в доме Морзов. /3/
…
Колесо фортуны повернулось к Мартину лицом. Все его произведения, которые так упорно отвергались редакциями в течение двух лет, теперь принимались почти без разбора. Крупная издательская фирма приняла и выпустила в свет небольшим тиражом его критико-философскую книгу «Позор солнца». Она сразу же вызвала большой шум в печати. За первым изданием последовали второе и третье, книгу переиздали в Англии, перевели на французский, немецкий и скандинавские языки. Издательство предложило Мартину крупный аванс за его последующую книгу, не выдвинув при этом никаких условий относительно ее содержания. Так Мартин Иден стал признанным модным писателем.
…
Мартин мучительно раздумывал о смысле человеческого бытия, о своей собственной роли во всем происходящем. Это были размышления человека, прошедшего жестокую школу жизни, сумевшего своим собственным трудом и умом выбиться с низов на вершину капиталистического общества и вдруг обнаружившего на этой вершине все то же «зловонное болото» капиталистической действительности.
Чем заполнить эту пустоту, Мартин не знал. Хождения по ресторанам и увлечение египетскими папирусами успокоения не принесли. Деньги, которых у него теперь было так много, не радовали…
…
Какие же мотивы двигали личностью Мартина Идена, что скрывалось за его упорным стремлением стать писателем, пробиться наверх? В романе показано, что Мартин был «прирожденным борцом, смелым и выносливым», однако бороться ему было суждено «во мраке, без света, без поощрения». Единственной путеводной звездой в этой нелегкой борьбе долгое время была любовь к Руфи, стремление стать вровень с ней и соединить свою судьбу с судьбой своей избранницы. Итак, Мартином двигало чувство любви к женщине. /2/
Мартину казалось, что Руфь отвечает на его чувство взаимностью. В действительности же отношение Руфи к Мартину никогда не было однозначным. Понимая его незаурядность, чувствуя исходящую от него какую-то магическую силу, восхищаясь его настойчивостью и трудолюбием, Руфь в то же время никак не разделяла его стремлений, не понимала его внутренней потребности стать писателем.
…
Известный американский критик назвал роман Лондона «трагической национальной историей успеха». Вдумаемся в это определение и попытаемся выяснить, в чем же заключается трагизм успеха Идена и в чем национальная, то есть типично американская, сущность этого успеха. Ван Вик Брукс с горечью отмечал, что творческие умы в США «лишают питательной почвы, им противопоставляют страсть к стяжательству и ореол богатства…
…
Прошло уже около века с того дня, как на полках книжных магазинов Америки появился роман «Мартин Идеи». Все это время его читают и перечитывают разные поколения читателей во всех уголках земного шара. В России роман Джека Лондона принадлежал (а теперь, после всех экономических реформ России и снова принадлежит) к числу любимых читателями книг.
...
1. Волжина Н. Джек Лондон (Лондон Джон Гриффит) (1876-1916). - Казань: Татарское книжное издательство, 1995.
2. Иванько С.С. Мартин Иден. - М.: Просвещение, 1986.
3. Лондон Д. Мартин Идеен: Собрание сочинений в 7-ми томах, т.5. - М.: ГИХЛ, 1985.
4. Лондон Д. О писательской философии жизни. 1908.