Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 10 из 124)

В информационной системе человека выделяют 13 подсистем: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную, половую, эндокринную, гуморальную, нервную, генетическую, иммунную, эмоциональную и психическую. Такое деление является условным и служит целям лучшего понимания связей и информационных отношений внутри организма.

После "срабатывания" информации в организме она выходит в виде поведения, мыслительной, творческой или иной деятельности.

Основными регуляторами поведения человека как очень сложной биоинформационной системы являются врожденные и приобретенные потребности. Первые возникают в результате нормальных информационных нарушений динамического равновесия в системе "человек-среда", а вторые формируются в процессе онтогенеза на базе первых. Врожденные потребности делят на соматогенные и психогенные, а приобретенные (социальные) - на материальные и духовные. Для управления процессом образования потребности нужно научиться влиять на следующие факторы: 1) на самого человека; 2} на объект его потребности; 3) на отношение человека к объекту потребности; 4) на ситуацию, в которой чаще всего возникает данная потребность; 5) на процесс реализации потребности; 6) на эмоциональные переживания человека: а) личные: б) в отношениях субъект-объект потребности; в) в процессе реализации потребности.

Около сорока тысяч лет тому назад на Земле непонятным образом произошла резкая качественная информационная трансформация древнего человека в его современную форму. Причем при загадочных обстоятельствах старая форма полностью повсеместно исчезла, а новая форма быстро утвердилась на всех континентах. Если полностью согласиться с Дарвиным, то таких информационных скачков было несколько, прежде чем из обезьян сформировался современный тип человека.

СК, как наука о человеке, считает, что объяснить появление на Земле современного типа человека только земными информационными процессами невозможно, так же как невозможно объяснить происхождение живой клетки из простого сложения ее составляющих. Поэтому в русской науке давно разработана так называемая "космическая" гипотеза, которая предлагает взгляды на жизнь как на явление космическое. В этом случае направление и темпы эволюционных процессов на Земле задаются космическими информационными процессами. При таком подходе к роли информации можно говорить об информационном поле человека, информационном поле Земли и информационном поле Вселенной.

Сходные взгляды на человека и Вселенную просматриваются у всех древних цивилизаций - в Египте, Индии, Китае, Греции и др.

Мыслительная деятельность человека коренным образом изменила информационную картину мира, и прежде всего это проявляется в деятельности мирового сообщества людей, в котором происходит своеобразная эволюция информационных пропессов. Из поколения в поколение передается информационный опыт человечества, создаются и совершенствуются средства массовой информации. Информационное общение между людьми стало носить осознанный познавательный характер. В настоящее время информация тесно связана с преобразующей деятельностью человека, она обогащается новыми формами и содержанием, превращается в Знание, которое накапливается поколениями людей и специально сохраняется. Общественные и социальные отношения людей родили особый вид информации - информацию социальную, возникшую в социуме, объединенном необходимостью производства материальных благ, защиты и воспроизводства жизни. Таким образом, возникла инфоносфера - информационный мир сферы обитания человечества - и появилось понятие информационной культуры. Необходимо позаботиться о том, чтобы оградить информационную систему человека от всего избыточного, ненужного, негативного, вредного.

Восприятие человеком информации всегда индивидуально и зависит от следующих основных факторов: социального положения, профессии и уровня подготовки в ней, уровня общего образования, степени культуры, характера, темперамента, возраста, непосредственного окружения, привычек, жизненного опыта, интересов, моральных, психологических и социальных установок, пола, внушаемости, искренности, роста, эмоционального состояния, генетической или физиологической предрасположенности, технической оснащенности и т. д.

В информационном поле человека следует выделять элементарную, биологическую и логическую информацию. Элементарная информация характерна для объектов неживой природы и в человеке работает на молекулярном уровне и ниже. Биологическая информация работает начиная с уровня клетки. Логическая информация - это мыслительная, абстрактная и социальная деятельность мозга и работает только на уровне сознания.

СК выделяет в человеке три структуры: 1) физическое телекоторое смертно; 2) психику или сознание, которые также исчезают вместе с разрушением мозга; 3) информационно-энергетическое поле, которое может обрести бессмертие.

2. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И СК-СВЕРХСОЗНАНИЯ

Жизнь - это наши мысли о ней,

и если мы действительно хотим ее улучшить;

то надо прежде всего изменить весь способ

нашего мышления.

Д. В. Кандыба

Изучение природы человека является главной научной целью наступающего тысячелетия. В некоторых странах уже официально выполняется клонирование человека, при этом максимальная плата за эту операцию не превышает 200 тысяч долларов США. Так что же лучше? Конструировать биороботов и людей или попытаться привести психофизиологию современных

людей в соответствие с информационно-технологическими требованиями наступающей эпохи компьютеров и искусственного интеллекта в виде связки "компьютер-человек"?

Человек - это прежде всего социальное существо, и поэтому его жизнь, поведение и деятельность определяются, в основном, социальными условиями и законами общественного развития. Однако их переоценка, так же как и непонимание биологических, основ природы человека, чрезвычайно опасны и ведут к переоценке возможностей целевого развития психофизиологии современных людей.

Человек является неотъемлемой частью единой целостной при" чинно-следственной картины мира, включающей в себя и природу человека ("единство частного и общего"). Человек и Вселенная устроены по единым законам.

Мир един и материален, и ничего в мире нет, кроме материи, которая существует в нем в трех формах: силовые поля, электро- магнитные излучения, вещество. Если взять любой "кусочек" Все- ленной, то он выглядит в виде спинорной гравитационно-элект- ровной полевой и волновой субстанции и вещества.

В настоящее время считается общепринятым, что в природе человека присутствуют элементы как биологического, так и социального происхождения. Еще Ф. Энгельс писал: "...человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности". Все научные споры сводятся к другому: в каком взаимоотношении находятся биологическое и социальное?

Многие ученые сводили лроблему к рассмотрению соотношения между врожденным и приобретенным, органическим (структурным) и функциональным, соматическим и психическим, внутренним и внешним, инстинктивным и сознательным, индивидуальным и общественным.

Сегодня можно сказать, что в современной науке сложились три основные концепции соотношения биологического и социального, т. е. три разных подхода к проблеме человека: биологизатор-ский, чисто социальный и биосоциальный.

Биологизаторский подход распространен главным образом на Западе. Наиболее убежденными сторонниками его были 3. Фрейд и его единомышленники.

Суть этой концепции в том, что биологические факторы объявляются определяющими, главными во всей жизнедеятельности человека. Это составляет теоретическую основу современного социал-дарвинизма - учения, которое исходит из того, что в основе поведения человека лежат прежде всего врожденные инстинкты.

Согласно данной концепции, человек несет в генофонде фатальную детерминацию своей психики. Поэтому он всегда был и остается в плену биологических законов и всякая попытка целенаправленного воздействия на процесс формирования личности является безуспешной.

В противоположность биологизаторской концепции существует другая крайняя точка зрения - это концепция чисто социальной сущности человека. Сторонники ее категорически отвергают наличие каких бы то ни было биологических черт в природе человека и утверждают, что человек - существо общественное, и ему Присущи только социальные характеристики поведения. Но эта Концепция в силу явного несоответствия данным естествознания и философским представлениям не получила широкого распространения.

Наиболее широкое распространение получила концепция биосоциальной природы человека, согласно которой человек рассматривается как существо, живущее по биологическим и социальным законам. Она основана на признании существования в человеке как социальной (ведущей, главной), так и полноценной биологической стороны.

Сторонники биосоциальной концепции подчеркивают, что биологическое и социальное в человеке находится в состоянии диалектического единства. И тем не менее в этой концепции иногда прослеживается тенденция к разграничению биологического и социального в человеке, к выделению "двух факторов", или "двух начал", - биологического и социального. Тем самым некоторые представители этого направления смысл единства и взаимосвязи сводят к параллелизму.