Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 11 из 124)

Многие считают, что биологическая сущность человека в нем самом, а социальная сущность вне его - в той системе общественных отношений, членом которой он является. Некоторые ученые видят границу между биологическим и социальным в человеке в самом "моменте" его рождения. Согласно такому представлению, все то, что сформировалось в организме ребенка до его рождения, - это биологическое, а то, что будет формироваться после рождения, - социальное.

Четкое разграничение биологического и социального в человеке породило на Западе так называемую теорию двух факторов, представители которой стали обосновывать и две сущности человека - биологическую (действие наследственности) и социальную (действие среды), преподнося это под флагом новей науки - соци-обиологий.

Ребенок уже до рождения располагает врожденными предпосылками для будущего формирования человеческой личности. Следовательно, он появляется на свет подготовленным самой эволюцией человека к восприятию социальной программы. На это обстоятельство вполне определенно указывал известный физиолог П. К. Анохин, занимавшийся исследованием эмбрионов человека за 2, 3 и даже 4 месяца до рождения.

"Все мы знаем, - пишет П. К. Анохин, - какое огромное значение имеет общество для отшлифовки того, что заложено филогенезом. В то же время уже в 4, 5 и в 6 месяцев мы можем констатировать довольно большую гамму разнообразных г Мимических реакций плода. Они, по сути дела, целиком человеческие... Это говорит о том, что проводящие пути, которые впоследствии будут организованы в речевую систему, закладываются и во многом созревают до момента рождения. Эти данные свидетельство того, что чисто специфически человеческое готовится уже в продессе эмбриогенеза".

Еще более убедительные данные приводит руководитель лаборатории развития нервной системы человека Института морфологии человека А. Милохин. Он пишет: "Исследования, проведенные в нашей лаборатории, как и в ряде других научных центров, показали, что у зародышей человека образование специфических связей между нервными клетками - так называемый процесс си-наптогенеза, который служит основой формирования функЦвйваль-; ных систем в нервной системе, а следовательно, в конечном ечете и материальной основой для становления интеллекта, - начинается в пренатальном онтогенезе очень рано - по нашим данным, на четвертой неделе внутриутробного развития. Более того, оказалось, что приблизительно к 6-7 месяцам внутриутробной жизни кора головного мозга человеческого плода настолько продвигается в своем развитии, что по морфофизиологическим параметрам она, несомненно, способна уже к активной обработке поступающей информации".

Трудно себе представить, что указанные структурные образования в нервной системе, обнаруженные в возрасте одного месяца внутриутробной жизни, сформировались под воздействием социальных факторов, проникших извне через организм матери во время ее беременности. Наиболее вероятной является генетическая детерминация этого процесса как эволюционно-истори-ческое последствие влияния социальных факторов на человека в процессе его филогенеза, т. е. как итог социогенеза, зафиксированный в генетическом аппарате человека, о чем пишет Н. П. Дубинин.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что биосоциальная концепция человека, хотя и является наиболее распространенной, не дает ответов на многие вопросы, касающиеся социальной сущности человека. И поэтому не случайно каждый ученый трактует ее по-своему. Например, В. Н. Мясищев считает, что любая психическая функция человека в одной системе координат выступает как биологическая, а в другой - как социальная. Это касается не только высших психических функций (восприятия, памяти, мышления), но и инстинктивной организации человека.

Ф. Энгельс, обобщив данные науки своего времени, выделил в качестве основных следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Высшей формой является социальная, непосредственно ей предшествует биологическая. Согласно диалектико-материалистичес-кой концепции, более высокие формы движения материи возникают позднее, чем низшие, и основываются на них. Более высокие формы, развиваясь на основе низших, включают их в себя, но не сводятся к ним. Таким образом, социальная форма движения материи включает в себя механическую, физическую, химическую и биологическую формы, но эти формы существуют в движении и развитии общества в преобразованном виде.

Человек - это: 1) живая, 2) саморегулирующаяся, 3) социально интегрированная, 4) открытая, 5) многоуровневая система. Остановимся коротко на характеристике -этих свойств.

1. Человек есть не просто "совокупность взаимодействующих элементов", а живая система. Она отличается от всех небиологических систем (технических, физических, химических, экономических и т. д.) признаками жизни и прежде всего своим "поведением". Это постоянно и непрерывно функционирующая система. В отличие от технической, живую систему остановить невозможно. Однажды "выключенная" живая система навсегда прекращаетсвое существование. Она возникает, развивается, стареет и разрушается по особым законам.

2. Человек - саморегулирующаяся система. Ей присущ определенный набор механизмов саморегуляции, и функционирует она

автоматически.

Все процессы, происходящие в живой системе, осуществляются спонтанно. Она может нормально функционировать только при непрерывном взаимодействии с окружающей средой. На всякое изменение окружающей среды организм реагирует изменением своего поведения, ибо он наделен: 1) механизмами, улавливающими всякое жизненно значимое изменение среды; 2) сложной системой передачи информации из периферии в центр и обратно; 3) центральным аппаратом, способным воспринимать, анализировать и оценивать жизненную значимость поступающей информации; 4) аппаратом, формирукуцим ответную реакцию системы на поступающую информацию; 5) механизмами, сверяющими соответствие активной реакции системы с поступающей информацией. Вся эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с конечным результатом функционирования системы - ее сохранением. Сложная интегрированная связь, существующая между всеми этими механизмами, делает данную систему саморегулирующейся, а ее поведение - целесообразным.

Следует подчеркнуть, что между всеми упомянутыми выше свойствами живой системы существуют сложные связи и отношения. И ни одно из этих свойств не может существовать как самостоятельное. Например, саморегуляция неразрывно связана с самовоспроизведением. Живая система располагает двумя видами саморегуляции: индивидуальной и видовой (механизмами воспроизведения). Поэтому мы наблюдаем и две основные формы жизненного процесса: циклический (всякий живой организм, взятый в рамках вида, совершает свой цикл индивидуального развития и рано или поздно погибает) и поступательный (всякий полноценный живой организм оставляет потомство, что придает жизненному процессу поступательный характер).

Таким образом, всякая живая система сама себя регулирует, воспроизводит, обновляет и тем самым сохраняет себя.

3. Человек - высшая, качественно новая ступень развития живых систем, и хотя все процессы его жизнедеятельности подчинены общему принципу функционирования живого, он - социально интегрированная живая система. Появление ее можно объяснить тем, что в процесс биологической эволюции на определенном этапе включились новые движущие силы. Сейчас многими учеными признается, что эволюция также претерпевала определенные изменения, и на каждом последующем ее этапе в действие включались новые факторы. Поэтому возникло понятие - "эволюция эволюции". Бесспорно, сложное взаимодействие различных факторов (движущих сил) эволюции придавало этому процессу прогрессивный характер. Так, академик Н. П. Дубинин считает, что в эпоху становления человека биологическая эволюция сменилась "гармонизирующей" эволюцией. На новом этапе эволюции решающими в развитии человека как вида стали общественно-исторические факторы, а не естественный отбор. Они служили неотъемлемым условием формирования сознания и других высших психических функций. Все развитие человека шло под непосредственным и постоянно усиливающимся воздействием этих сил. Так произошло "очеловечивание" самой природы человека: все элементы системы постепенно приобрели особый, чисто человеческий характер, и, таким образом, лея она стала социально интегрированной.

Но значит ли это, что социальные факторы должны были вступить в фатальное противоречие с законами биологической эволюции? Можем ли мы сказать, что сознание, мышление, речь, все сложные психические образования, присущие человеку, могут формироваться в отрыве от биологических основ человека и служить каким-то особым целям, противоречащим общим законам развития живых систем?

Если бы социальное в человеке вступило в прямое противоречие с биологическим, то это привело бы к поломке живой системы и постепенному вырождению вида Homo sapiens. Но, как мы видим, этого не произошло. Наоборот, социальное (труд, сознание, мышление, речь и другие специфические атрибуты человека) в ходе эволюции не только не вступило в прямой конфликт с биологической природой человека, а, наоборот, сделало ее более жизнеспособной, обогатило новым качеством. Труд, .речь, мышление, сознание позволили человеку преобразовывать мир в своих интересах и изменять свою собственную природу, И чтобы понять человека, постичь сущность его, необходимо понять его деятельность и мир, в котором эта деятельность осуществляется, в том числе мир, созданный самим человеком, его "вторую природу".

В процессе исторического развития жизнь челе/века не теряет своих природных биологических характеристик (строгая последовательность смены периодов и циклов развития, репродуктивная активность, продолжительность и т. д.). У человека как социального существа появилась новая - духовная сторона бытия.