Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 115 из 124)

Психотехника вхождения в транс состояла в достижении невесомости через "всплытие рук", а затем переходом к нужной деятельности - письму, рисованию, еде, бою, сексу, ораторству и т. д.

Наибольший вклад в идеомоторную психотехнику, назвав ее "чань", внес настоятель Шаолиньского монастыря Бодхидхарма. Именно в Китае, Японии и других самых восточных странах, куда еще не смогли добраться христианские идеологи, частично сохранилось древнерусское искусство трансового движения в виде различных боевых, мистических, оздоровительных и религиозных систем.

У других народов идеомоторная психотехника, т. е. техника вхождения в транс через автоматические движения, сохранилась в виде различных простейших ритмичных и однообразных движений, сопровождаемых специальной ритмичной музыкой или пением.

Примером прикладного использования идеомоторной психотехники было древнее лозоходство, когда для поиска воды или руды, брали в руки расщепленную лозу, затем добивались всплытия рук с выставленной вперед лозой, затем ощутив общую невесомость и особую эйфорию транса и ожидаемой удачи, начинали

искать воду или руду, скрытые в земле, ожидая, что над местом, где они спрятаны, лоза идеомоторно качнется вниз.

В средние века по всему миру распространились древние идео-моторные психотехники гадания и прорицания через идеомотор-ное (автоматическое) письмо и идеомоторную (автоматическую) речь. Затем появились и христианские идеомоторные психотехники вхождения в транс "всплытием рук" в Афонском монастыре. Затем идеомоторные психотехники появились в системах мистиков (Блаватская, Гурджиев, Успенский и др.), ученых (Бехтерев, Платонов, Кандыба и др.), а также у спиритов (непроизвольное постукивание, давление, дергание и т. д.), экстрасенсов (маятники, рамки и т. д.) и врачей-психиатров (Алиев, Эриксон и др.).

Любители спиритизма верили в то, что существует жизнь после смерти. На спиритическом сеансе можно было "слышать голоса" умерших людей, видеть их "дух" и т. д. Чтобы наладить связи с "духами" умерших, прибегали к помощи особых инструментов, например, к дощечке с нанесенным алфавитом и словами "да" или "нет" (как в биолокации). Медиум задавал вопрос, затем клал руку на указку или перевернутый вверх дном стеклянный стакан, и тот за счет идеомоторных (автоматических, бессознательных) движений медиума "самостоятельно" двигался от буквы к букве, складывая слова "ответа" (медиумы считали, что их рукой водит "дух" умершего).

В варианте идеомоторного (автоматического, бессознательного) письма, медиум держал над листом бумаги в расслабленных пальцах ручку или карандаш и затем, войдя в транс, начинал что-нибудь писать или рисовать, считая, что это с его рукой проделывает "дух" умершего. Известны случаи, когда медиум записывал несколько текстов одновременно, двумя руками и на разных языках!

Иногда (например, во Франции) для идеомоторного письма использовалась "планшетка" - дощечка на роликах с отверстием для карандаша.

Некоторые медиумы, владевшие психотехникой идеомоторной речи, утверждали, что в них вселился дух Бога или какого-нибудь человека и говорит через них, часто слегка или сильно изменившимся голосом и манерой говорить. Иногда идеомоторная речь медиума или предсказателя (Ванга и др.) трудно разборчива и похожа на болезненный бред, который нуждается в специальной "расшифровке".

Интересны феномены идеомоторного искусства: идеомоторной живописи, когда медиум считал, что его рукой водит какой-то определенный художник и идеомоторной музыки или композиции, когда медиум считал, что в него вселился "дух" какого-нибудь знаменитого музыканта или композитора и играет или сочиняет и пишет музыку. То же самое и с идеомоторньш ваянием скульптур и др.

В настоящее время идеомоторную психотехнику применяют в психотерапии, психоанализе, саморегуляции и в СК-науке, СК-твор-честве, СК-спорте, СК-аутотренинге, СК-медицине, СК-педагоги-ке и др. В литературе описываются случаи, когда люди, обладающие высокой чувствительностью, безошибочно обнаруживали подземные воды, рудные жилы с помощью водоискательного (рудоискательного) прутика. Еще в конце XVII в. Лебрен считал, что причина движения водоискательного прутика есть воля человека, а направление определяется его желаниями. Позднее М. Шеврель (1853 г.) также указывал, что ожидание известного колебания со стороны прутика есть главная причина этого колебания. Затем Кирхер определил, что прутик не наклоняется ни к воде, ни к металлу, если не находится в руках человека. По мнению М. Шевреля, А. Леманна, Н. А. Кашкарова, опытные искатели могут распознавать местоположение источника или рудной жилы по особенностям почвы и растительности, а возникшая мысль проявляется в движении прутика.

В XIX в. в Америке стала быстро распространяться своеобразная "психическая эпидемия" - столоверчение. Сущность его состояла в следующем: участники сеанса садились вокруг стола, положив на него руки, и сосредоточенно ожидали "сообщений с того света". Мыслительные импульсы, незаметные глазу, передавали столу различные движения, потрескивания, что воспринималось как ответы "духов". "Столоверчение" стало модой, увлекшей сотни, тысячи и сотни тысяч людей.

Однако трезвомыслящие ученые именно в это время начали исследовать природу всех "загадочных" явлений, в которых обнаруживалась связь мысли и движения. Тогда и был введен термин "идеомоторный акт" (В. Карпентер), который употреблялся в эмпирической психологии для обозначения двигательных реакций, автоматически возникающих вслед за представлением о движении.

Первые исследования и теоретическое обоснование идеомоторных реакций сделали видные ученые: М. Фарадей, М. Шеврель, Дж. Брэд, Д. Менделеев, В. Карпентер и др.

В простом опыте с удержанием в руке шнура, к концу которого подвешен груз, М. Шеврель обнаружил, что при напряженном "думаний" о движении маятника по часовой стрелке груз начинает двигаться именно в этом направлении, описывая круг. Испытуемый совершает рукой едва заметные движения, не замечая их сам. М. Фарадей в опытах с помощью физической регистрации доказал, что руки участников спиритических сеансов сообщают столу ряд бессознательных идеомоторных толчков. Это подтвердил и Дж. Брэд, который отмечал, что стол приходит в движение только тогда, когда этого ждут участники сеанса: если же их внимание отвлечено, то движение не происходит. Д. И. Менделеев на манометрическом столе точно зарегистрировал каждое, даже самое слабое давление на него рук и тем самым доказал существование идеомоторного акта. Американский врач Г. Бирд выпустил небольшую брошюру "О психологических основах чтения мыслей". Затем В. Карпентер в Англии и В. Прейер в Германии, независимо друг от друга и не зная о брошюре Бирда, дали одинаковые объяснения этому феномену.

Исследуя вопросы связи между выражением лица и деятельностью мимических мышц, П. Ф. Лесгафт также описал идеомоторные реакции. В 90-х гг. XIX в. комиссия Российского общества экспериментальной психологии пришла к выводу, что так называемое чтение мыслей есть не что иное, как "чтение мускулов", т. е. расшифровка минимальных мышечных движений. Позднее А. Леманн, используя кимограф, записал кривые идеомоторного акта, а И. М. Сеченов, наблюдая себя, установил связь между внутренней и внешней речью и наличие идеомоторных речевых движений.

В научных трудах И. М. Сеченова (1863), Л. Левенфельда (1903), И. Р. Тарханова (1904), В. М. Бехтерева (1925), И. П. Павлова (1931) есть ряд примеров тому, как яркое представление и самовнушение влияют на сосудо-двигателъную систему, различные телесные и многие вегетативные процессы и вызывают галлюцинации, истероидные конвульсии, нередко со смертельным исходом.

Так, при воображении мороза появлялась "гусиная кожа", при воспоминании об отвратительном - тошнота и гримасы, при мысли об ужасном - дрожь в теле, стигмы, припадки. Описан случай, когда у впавшей в религиозный экстаз девушки появились на руках и ногах кровоточащие язвы именно на тех местах, которые соответствовали ранам распятого Христа (стигматы).

М. Ф. Андреева вспоминала, что когда Горький описывал сцену убийства женщины в повести "Городок Окуров", то он до такой степени ярко представлял себе ее боль, ощущения, рану, что упал в обморок, и у него образовалась на месте предполагаемой раны стигма, которая держалась несколько дней.

Постепенный поворот глазного яблока при мысли о предмете, находящемся вне поля зрения; ответная звукокинетика тела слушателя на слова оратора или певца; невольное, едва заметное движение пальцев рук у пианистов, воспроизводящих мелодию в уме; выделение пота, учащение сердцебиения при переживании наблюдаемых или представляемых стрессовых ситуаций; навязчивая мысль о неудаче перед выступлением у артиста, спортсмена и реализация ее в ошибочных действиях; микродвижения тела и лица человека, стремящегося скрыть свои желания, поступки, - все эти явления вызываются идеомоторными актами (реакциями), непроизвольными движениями, автоматически возникающими вслед за представлением о них.

Исследования идеомоторных актов вызвали появление самых различных теорий. Так, согласно волюнтаристской теории Джеймса, мысль о движении вызывает его непосредственно, механически. Эта теория отстаивает тезис о надматериальности психических процессов, составляющих динамическое целое, в котором происходит круговорот мыслей и движений, формирующих идеомоторный акт. Идеомоторный акт оказывается целиком оторванным от материалистических основ психики и выступает как внешнее выражение нематериальной души, противопоставленной материальному миру.

В противоположность такой позиции И. Р. Тарханов трактовал идеомоторный акт в духе естественнонаучного материализма. Он искал нейродинамическую основу процесса, которую видел в "обострении", "усилении" двигательных следов, остающихся в центральной нервной системе человека в скрытом напряженном состоянии и проявляющихся в форме реальных мышечных движений. Попытки истолковать идеомоторные реакции с идеалистических и механистических позиций подвергались заслуженной критике со стороны К. Корнилова, С. Рубинштейна и других русских психологов.