Попытаемся перевести непроизвольный акт деятельности в произвольный (волевой). Возьмем ту же исходную ситуацию, но в момент, когда появится естественное желание чихнуть, срочно подадим команду "чихать нельзя!". В таком случае человек хватается за нос, потирает или сильно сдавливает его, т. е. искусственно создает второй, более сильный (болевой) раздражитель и подавляет безусловный рефлекс. Тем самым он переводит непроизвольный акт деятельности в произвольный.
В данном случае в сложный рефлекторный акт включено дополнительное звено - высший корковый регулятор, ведущая роль которого в этой ситуации неоспорима.
Несколько изменим ситуацию. При отсутствии естественного (безусловного) раздражителя мы даем команду "чихни!". Ребенок трехлетнего возраста, например, без предварительного обучения ее выполнить вообще не может. Взрослый искусственно воспроизведет акт чихания. Но только искусственно, неестественно. Дело в том, что мы, желая насильственно произвести волевой акт, выключаем из него те естественные звенья, без которых он реально совершиться не может.
Этот вывод в равной степени касается всех других видов волевого процесса и служит еще одним доказательством того, что все виды деятельности человека детерминированы воздействиями среды.
Следующий вариант реализации волевого процесса может служить примером того сложного нейрофизиологического процесса, который лежит в основе всякой волевой, целенаправленной, сознательной деятельности человека. В случае, когда нет естественного желания чихать, мы воспроизводим акт чихания искусственно, включая в цепь волевого процесса только сам раздражитель: табак, перец или какое-либо другое раздражающее вещество. В таком случае ни внешне, ни по своей нейрофизиологической структуре этот волевой акт не отличается от непроизвольного. Разница заключается в том, что мы включили в него дополнительно корковое звено, а затем с его помощью создали искусственный стимул.
Анализ других видов волевой деятельности, включая и такие формы ее, как социальная жизнь, показывает, что все они имеют общую основу, отличаясь только тем, что раздражитель может быть не только безусловный, но и условный. Наиболее частым раздражителем такого рода является слово. Оно играет ту же роль, что и безусловный раздражитель.
Таким образом, волевой акт имеет весьма сложную функциональную структуру, куда входит целый ряд естественных звеньев. Мы попытались представить его схематически (см. рис.).
В основании треугольника "лежат" два взаимно противоположных процесса (компонента). С одной стороны - возбуждение (побудительный компонент), с другой - торможение (тормозной компонент). В вершине треугольника - высший корковый регулятор. Побудительный компонент в условиях сложной психической деятельности человека включает в себя потребность,
интерес и другие формы мотивации, различные виды условных и безусловных раздражителей, т. е. все те биологические и социальные стимулы, которые лежат в основе целенаправленной деятельности. Именно они побуждают человека к активности.
Тормозной компонент представляет собой совокупность всех тех внутренних и внешних факторов, которые прямо или косвенно снижают или угнетают активную деятельность человека в данной конкретной ситуации. К ним относятся насыщение, страх, боль, конкурирующая мотивация и др. Страх и боль, будучи активирующими факторами деятельности в одних условиях (защитная деятельность), становятся тормозящими в других. Здесь регулирующая функция принадлежит корковому компоненту.
В некоторых случаях у человека появляется непреодолимое желание чего-то достичь (побудительный компонент), но в то же самое время он испытывает страх (тормозной компонент): происходит столкновение двух взаимопротивоположных мотивов. Решающая роль в таких ситуациях принадлежит третьему компоненту - корковому регулятору, который и определяет судьбу волевого процесса. Когда корковый компонент способен подавить тормозной фактор (страх), он дает команду исполнительным органам: "действуй!".
Это и есть исходный рубеж всякой волевой деятельности. В противном случае процесс торможения доминирует над побуждением и корковый регулятор подавляет желание приказом "воздержись!".
Таким образом, не только принятие решения действовать, но и команда "воздержись!" является волевым актом. Одно и другое действие целенаправленны и связаны с преодолением препятствий (в данном случае - внутренних).
Для того, чтобы совершить действие, и для того, чтобы воздержаться от него, человек в одинаковой степени должен приложить к самому себе определенное усилие. Степень его бывает разной. Именно последнее и есть не что иное, как сила воли.
Положительной оценкой команд "действуй!" и "воздержись!" является ее целесообразность в биологическом и социальном плане. Успешная деятельность (подкрепление) способствует развитию и закреплению волевого процесса, а неудача тормозит его. Например, когда волевое усилие ребенка заканчивается неудачей (а тем более несколько раз подряд), это не побуждает, а, напротив, тормозит его последующую активность. Он боится, что всякая новая попытка окажется безуспешной. Следовательно, неудача усиливает тормозной компонент, а успех придает уверенность и побуждает к новой активности.
Воля не является каким-то особым, независимым от других психических функций феноменом. Это - сложная система присущих человеку психических функций, с помощью которой он реализует заранее намеченную цель. Она - не простое проявление активности человека, направленной на реализацию той или иной потребности, а глубоко осознанная деятельность, выражающаяся в напряжении и концентрации внутренних сил личности.
В структуре сложного волевого акта выделяют ряд последовательных этапов: влечение, желание, хотение, принятие решения, исполнение, оценку волевого действия. Но так как в литературе еще нет четкого разграничения понятий "влечение", "желание" и "хотение", то многие авторы выделяют только три основных этапа волевого процесса: постановку цели, планирование действия (стадию обсуждения и борьбы мотивов) и исполнение. Исходным пунктом всякого волевого акта является влечение (состояние, связанное с осознанием потребности при незнании цели, достижение которой приведет к ее удовлетворению). В нашей схеме - это побудительный компонент волевого процесса.
Основой влечения служат потребности, интересы и возникающие на их базе другие психические явления (идеалы, принципы, убеждения). Они являются источниками любого волевого акта и на определенном этапе своего развития формируют желание (состояние, связанное с осознанием цели, но не путей, ведущих к ней).
Следует отметить, что далеко не всякое желание является мотивом действия, основанием для волевого акта. Если оно не соответствует реальным возможностям, тогда мы желаем, но не действуем. Желания же, связанные с возможностью достичь цель и знанием соответствующих средств, побуждают личность к активности и являются основанием для волевого акта. Можно, таким образом, сказать, что действенное желание есть непременная предпосылка для осуществления волевого акта. Оно обычно переходит в хотение человека (состояние, связанное с осознанием потребности, цели и средств, т. е. путей ее достижения). Хотеть - значит знать, к чему стремиться и как этого достичь.
"Хотение, - пишет С. Л. Рубинштейн, - это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанна не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит".
На этапе хотения цель представляется ясной и определенной, намерение категоричным. Действия и поступки в этом случае становятся волевыми, осознанными. Следовательно, постановка цели есть существенная сторона волевого акта. Без нее невозможны планомерная деятельность и достижение определенных результатов. Цель мобилизует и концентрирует всю психическую активность человека вокруг изыскания средств и путей ее достижения.
Все перечисленные выше этапы волевого действия составляют период выбора цели и средств. Постановка цели часто совершается в процессе внутренней борьбы мотивов в силу того, что в одно и то же время человек может испытывать различные, притом самые противоречивые, чувства и потребности. И отдать разумное предпочтение одному из них не так просто. На схеме этот противоречивый процесс показан в форме двух конкурирующих между собой сил (побудительного и тормозного компонентов волевого процесса). Борьба мотивов завершается принятием решения.
Человек кладет конец своим сомнениям и колебаниям и останавливается на какой-то одной определенной цели. Затем выбирает конкретные пути ее реализации. В этом периоде решающее значение принадлежит сознанию.
В динамике волевого процесса принятие решения завершается тем, что побеждает более значимый или отвечающий интересам личности мотив.
Таким образом, исход борьбы мотивов и принятие решения в значительной мере определяются характером личности, ее мировоззрением и теми социально-историческими условиями, в которых она развивалась и действует.
Определив цель и приняв конкретное решение, человек переходит к исполнительному этапу волевого процесса. Это самый существенный и ответственный этап. Он реализуется путем того или иного вида деятельности. И именно на этом этапе человек чаще всего испытывает самые значительные трудности. Для того чтобы их преодолеть, нужна сила воли. Ее составляют три основных компонента: потребность (мотив деятельности), выраженная в силе влечения (желания, хотения); сила нервного процесса; уровень развития личности, ее интеллекта, сознания. Таким образом, воля - динамичное явление, оно меняется в зависимости от степени выраженности составляющих ее компонентов.