Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 27 из 124)

Согласно К. Юнгу, человек воспринимает мир "мифологически", то есть в основном формируя архетицические образы, которые проецируются на мир реальный. Например, ребенок сначала воспринимает свою мать как Великую Матерь, матерь вообще. Поскольку человеческая жизнь во многом зависит от подсознания, можно говорить о том, что человек в своей деятельности мыслит не только логически, но и мифологически, архетипическими образами, символами, которые являются спонтанным выражением Бессознательного. Последнее означает, что наряду с символами, которые мы быстро схватываем сознанием, имеются и другие, которые могут быть поняты лишь в контексте развития общества или совсем не поняты, оставаясь иррациональными и вне сферы сознания. К. Юнг считал, что существует общемировой архетип, проекцией которого и является мифологический образ, принимаемый обществом независимо от времени и пространства. - Так, красный цвет воздействует на подсознание (учащение пульса, дыхания и т. д.) независимо от возраста испытуемого, его культуры, местонахождения и так далее; эротика воздействует на 75% мужчин и 25% женщин. Очевидно, "коллективное бессознательное" проявляет себя именно через подобные архетипичные образы. В этом, вероятно, и заключается секрет живучести многих символов, их интернациональный характер.

И, наконец, в чем тайна воздействия искусства, и в частности, символа, на человека? По мнению Е. Юнга, она состоит как раз в особой способности творца почувствовать архетипические черты и по возможности точнее реализовать их в своих произведениях.

Символ всегда многозначен. По сути, природные феномены превращаются в символы тогда, когда начинают включать в себя иное значение и роль, чем имелись изначально. При этом на символы переносятся свойства символизируемого в такой полноте, что символ становится не только объектом поклонения, но и наделяется силой, присущей тому, что он символизирует. Отсюда склонность приписывать некоторым символам особую, магическую силу.

Итак, Бессознательное - это самостоятельная психика правого мозга и "до глубинных структур, которая постоянно участвует в работе левомозгового словесно-логического сознания на своем собственном языке: предчувствиями, видениями, галлюцинациями, иллюзиями, оговорками, автоматическим письмом, автоматическими движениями, автоматической речью, чувствами, ощущениями, эмоциями, переживаниями, интуицией, образами, сновидениями, поэзией, музыкой, влечениями, страстями, привязанностями, привычками, инстинктами (жизни, половым, голода, жажды и др.), восклицаниями, истерическими срывами и неврозами, вегетативными реакциями, реакциями на субсенсорные раздражители, стереотипами поведения и т. д.

Психоневролог Д. В. Кандыба ("Универсальная техника гипноза", 1989) в организме и природе человека выделил три основных уровня управления: энергетический, гуморальный (вегетативный, клеточный, макромолекулярный) и информационно-психический.

В информационно-психическом аспекте феномена человека Д. В. Кандыба выделил влечение к сохранению вида (половой инстинкт, родительский инстинкт); влечение к сохранению индивида (пищевой рефлекс, оборонительный рефлекс); стремление к деятельности (рефлекс цели, рефлекс свободы); стремление к общению (рефлекс подражания, групповой рефлекс); психологические установки и стереотипы поведения, навыки и автоматизмы, внушенные реакции и поведение, сверхчувственные реакции; стремление к развитию индивидуального опыта; стремление к знанию (стремление к самовыражению и самореализации, стремление к увеличению объема знаний, стремление к творчеству); стремление к Космосу (стремление к религиозному опыту, стремление к загадочному, стремление к другим разумным существам); патологические влечения (к смерти, патосексуальные, патогенетические); нейрологическая память (сенсорная память, генетическая память, краткосрочная память, долгосрочная память, постоянная память); механизмы биологической само регуляции (макромолекулярная само регуляция, клеточная, гуморальная, вегетативная, непроизвольная психическая); простые предметные эмоции, непроизвольное внимание, само отражение и др.

5. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Единственный установленный опытом канал, по которому к человеку идут сведения об окружающем мире, - этоорганы чувств. А единственный способ передачи этих сведений из органов чувств в мозг - нервные импульсы. Частотная модуляция импульсов - вот способ передачи всего многообразия сведений о мире в наш мозг. Последняя основана на возможности изменять характер электрических колебаний высокой (несущей) частоты в соответствии с передаваемыми колебаниями более низкой (модулирующей) частоты. В результате таких преобразований возникает возможность передавать сигналы, речь, музыку, цветные изображения посредством колебаний высокой частоты.

Электрические импульсы идут по многочисленным проводящим путям - и от разных органов чувств, и от данного органа чувств по разным волокнам в разные участки мозга. Пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения в коре головного мозга - это физиологическая основа человеческого мышления.

Одно из фундаментальных свойств мозга - способность опознавать образы. Общебиологическое значение этого свойства вполне понятно: чтобы выжить в борьбе за существование, животное должно одинаково реагировать на все объекты данного класса, независимо от их индивидуальных различий. Так, заяц обязан одинаково уметь распознавать любых волков: крупных и мелких, серых и темных. Животное реагирует не на все индивидуальные признаки объекта, а на образ, являющийся обобщенной

совокупностью этих признаков.

Человек распознает конкретное слово независимо от того, написано оно или напечатано, независимо от размеров шрифта, его цвета. На слух слова распознаются независимо от громкости, высоты и тембра произносящего голоса. Физические характеристики сигналов могут варьироваться в широких пределах, нейрофизиологические процессы при этом тоже неодинаковы. Но в коре головного мозга есть механизм, который выделяет образ, лежащий за всеми этими зрительными, слуховыми и иными раздражителя ми. Реализуемая таким способом обработка поступающей информации есть содержательная сторона мышления-.

Одни и те же физиологические процессы в головном мозге способны передавать совершенно различное содержание. Основа этих процессов - возбуждение и торможение. Однако с помощью этих одинаковых физиологических процессов реализуются различные информационно-содержательные феномены.

Внимание - наиболее важная умственная привычка. Развивая силу сосредоточенного внимания, каждый человек имеет возможность достичь известной степени гениальности.

Умение человека концентрировать свое внимание оказывает большее влияние на его интеллект, чем даже способность к отвлеченным рассуждениям.

По этой причине внимание составляет едва ли не лучшую половину нашего интеллекта.

Бывает недостаточно, чтобы объект произвел впечатление на наш мозг только при помощи чувств. Для запоминания чего-либо необходимы внимание и сознательность в момент первичного впечатления.

Большая часть видимого, слышимого, чувствуемого нами скоро забывается, потому что мы относимся к этому с очень незначительной степенью внимания. Слабая память - это, по сути дела, слабое внимание.

Разум может заниматься одновременно лишь одним делом, но способен переходить от одного дела к другому с поразительной быстротой, которая заставляет предполагать, что внимание разделяется человеком между двумя и более делами. Когда разум сосредоточен на одном деле, то он становится невосприимчивым к звукам и предметам, которые привлекли бы в другое время тотчас же наше внимание.

Так, человек, погруженный в какое-либо определенное занятие, не заметит вошедших в комнату лиц и не услышит боя находящихся рядом часов. Про Сократа говорят, что однажды, отправившись в поход с волонтерами, он остановился на дороге, погруженный в свои философские размышления. Простояв так часа четыре и разрешив интересовавший его вопрос, он обнаружил себя одиноко стоящим посреди равнины, оставленным ушедшим вперед войском.

Если вы желаете посвятить все свое внимание какому-либо вопросу, то по возможности выбирайте время и место так, чтобы ваш ум был свободен от всех посторонних впечатлений. Если вы хотите заинтересовать своего собеседника важным делом, то выберите момент, когда он будет свободен от своих дел. В этом случае можно быть уверенным, что будете иметь внимательного слушателя.

Помните: только те люди, кто умеет сосредоточивать свое внимание, способны бросить одно занятие и тотчас же посвятить всего себя другому делу.

Запоминаются лучше те вещи, впечатления от которых получены, когда ум находится в покое и не занят ничем посторонним.

Неделимое внимание дает изумительные результаты, укрепляет способности и дает им силу, которой бы они не достигли в обычных условиях.

Люди большого интеллекта отличаются развитой способностью внимания на интересующих предметах, в то время как глупые люди лишены такого качества.

Необходимым условием знания о предмете служит умение в нужный момент вспомнить о нем. А поскольку память зависима от внимания, то можно сказать, что внимание является первичным фактором любого знания.

Каждому человеку нужно научиться делать одновременно лишь одно дело, но делать его наилучшим образом. Сосредоточивая внимание и интерес только на одном деле, мы будем работать с успехом и удовольствием. Наикратчайший путь уметь исполнять много дел - это выполнять одновременно лишь одно дело.