Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 28 из 124)

Человек получает наилучшие результаты, изучая какой-либо предмет, если направит свое внимание на различные подробности, не отдавая всего внимания предмету в целом.

Благодаря анализу и абстракции мы получаем наиболее полное впечатление. Изучая подробности предмета, мы лучше познаем его как целое, точно так же, как для научения делать сложный ход человек должен прежде научиться выполнять каждую составную часть этого хода.

Для тех, кто не научился сосредоточивать свое внимание на одном предмете, приобретение новых сверх способностей покажется трудным и утомительным. Если вы будете нуждаться в сосредоточенном внимании, оно непременно появится у вас. То же самое относится и к привычкам мышления. Приобретите только умственную привычку, и ей будет следовать ваш разум.

Психологи различают произвольное и непроизвольное внимание. Первое достигается безо всякого усилия воли. Оно свойственно в полном объеме всем людям. А произвольное внимание достигается исключительно усилием воли.

Впечатления. Впечатления формируются при посредстве органов чувств. От органов осязания, обоняния и вкуса впечатления непосредственно передаются в головной мозг. Через зрение и слух впечатления достигают мозга посредством световых и звуковых волн, то есть опосредованно.

Впечатления, передаваемые с помощью осязания, обоняния и вкуса, трудно воспроизводить в памяти. Например,

в данный момент вы не можете вспомнить настоящий вкус, запах или впечатление от прикосновения, но зато легко припомните время и место вкусового, осязательного или обонятельного впечатления, благодаря чему вы и узнаете предмет, издающий запах или обладающий вкусом, встретив его повторно.

Между тем впечатления зрительные или слуховые легко припоминаются, и при помощи разумных упражнений эта легкость может быть доведена до высокой степени совершенства.

Приобретение впечатлений часто идет двумя или несколькими путями параллельно. Например, при чтении напечатанного глаза воспринимают впечатление от слов, изречений, страниц, в то время как другие части нашего разума воспринимают впечатление от мыслей и мнений автора. Если текст читается вслух, то возникают дополнительные слуховые впечатления. Окончательное впечатление формируется при сопоставлении полученной информации со сведениями и суждениями об аналогичных вещах, уже имеющихся в нашей памяти.

Некоторые получаемые нами впечатления очень ясны и сильны, другие - несколько слабее, а третьи - совсем неясны и поверхностны. Сила впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент восприятия, и от количества волевого внимания, сосредоточенного на предмете. Предмет интересный, к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление. И впечатление это воспроизводится при надобности гораздо скорее.

Правила повышения качества впечатлений

1. Заносить в память первое впечатление следует точно.

Первичное впечатление есть то основание, на котором потом формируются все последующие впечатления. Если оно не отчетливое, то впоследствии бывает очень трудно исправить небрежность, поскольку при этом должно быть вычеркнуто первоначальное впечатление и на его место записано новое первичное впечатление. Иначе в памяти будет полный беспорядок. По этой причине при получении первого впечатления следует сосредоточить на интересующем предмете возможно большее внимание.

2. Включать во впечатление сразу слишком много подробностей не следует.

3. Часто оживляя впечатление, мы увеличиваем его интенсивность.

4. При желании получить новое впечатление следует пользоваться всеми своими способностями, а не только одной из них.

Способность человека к волевому вниманию развивает в нем такое важное для интеллекта качество, как наблюдательность. В потоке внешних раздражителей обычный человек воспринимает лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся у него знаний и представлений. Остальная информация остается вне внимания и бессознательно отбрасывается.

На восприятие влияют привычные структурные "клише", установки, оценки, чувства, а также конформность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Способность же увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это ценнейшее качество, свойственное лишь наблюдательной личности. Наиболее высокий уровень наблюдательности дает способность человеку не взирать безразлично на случайные явления, не считать их досадной помехой, а видеть в них ключи к разгадке тайн природы. Ведь не случайно исключения из известных правил чаще всего и приводят к новым открытиям.

Наличие интеллекта само по себе не превращается в творческие свершения. Чтобы добиться конкретных результатов, необходим "двигатель" или "приводной ремень", который запускал бы в движение механизмы мышления. Таким "двигателем" служит мотивационная основа.

Можно было бы предположить, что чем сильнее желание, значимее мотивы, тем лучше и результаты. Однако это справедливо лишь до некоторого предела.

Если сила мотивации переходит через этот "пик", то результаты ухудшаются. Данная зависимость выражает собой закон Еркеса-Додеона. Суть его достаточно проста. Дело в том, что мотивация относится к эмоциональной сфере человека, в то время как достижение результата - к сферам разума. Мотивации в форме легкого эмоционального настроя стимулируют мыслительную деятельность головного мозга и тем самым способствуют достижению хороших результатов.

Чрезмерная же мотивация равнозначна перехлестывающему через край эмоциональному возбуждению. При этом в кровь человека выбрасывается излишек гормонов стресса - адреналина, что приводит к фактической блокаде мышления. Таким образом, сильные эмоции оказывают верх над мышлением и препятствуют его работе.

Действие данного закона можно наблюдать во многих конкретных ситуациях. Например, при решении конкурсных задач результаты улучшаются, если имеется достаточный материальный или моральный стимул. Однако когда "сумма вознаграждения" становится слишком высокой, качество выполнения заданий ухудшается из-за нервного пере возбуждения и связанной с этим спешкой. Нередко спортсмены мирового уровня показывают на очень ответственных соревнованиях результаты ниже среднего уровня. Причина та же - излишнее волнение.

Необходимо внести уточнение: оптимальный уровень мотивации не постоянен, а возрастает с повышением сложности решаемых проблем. Большие свершения требуют от человека больших чувств. Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное эффективное торможение других, рядом Распложенных участков. Без формирования мощных доминант здесь нельзя обойтись. Способность мозга создавать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель цели, направляющую движение мысли, представляет собой не что иное, как одну из составляющих таланта. Под талантом в целом можно понимать совокупность психофизиологических качеств, необходимых для достижения таких решений, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательность которых приводит к цели.

Мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. В простейшем случае это ситуация, которая требует сделать выбор из двух или более возможностей (в более сложных случаях нужно искать и сами возможности, поскольку их существование априорно не бывает очевидным). Если одно из возможных решений имеет явные преимущества и легко предпочитается всем остальным, то такая проблема - из разряда простых. Она гораздо сложнее, если решения имеют равные или почти равные субъективные вероятности. Выход из создавшейся неопределенности реализуется в форме принятия решения.

Логическая структура ситуаций, "пускающих в ход" процесс мышления, совпадает со структурой ситуаций, которые возбуждают чувство удивления. Ведь удивление, как правило, возникает при несовпадении ожидаемой и действительной ситуации. По этой причине можно считать, что чувство удивления - непременный спутник начала мыслительной деятельности.

Мысль начинается с восприятия. Человек моделирует в мозге, то есть мысленно, цепь событий, объединенных причинной связью. При этом он использует прошлый опыт, ибо закономерности могут быть обнаружены лишь в повторяющихся явлениях. Таким путем предугадывается заключительное звено моделируемой цепи событий. Затем это заключительное звено подвергается оценке, определяется его желательность или нежелательность, опять-таки с учетом прошлого опыта. После этого следует центральный акт любой человеческой деятельности - принятие решения. Человек решает, способствовать ли осуществлению этой причинной цепи событий или воспрепятствовать ей.

Итак, там, где нет выбора, там нет и мышления и принятия решений.

В свое время я, изучая опыт уличных гипнотизеров, заметил, что они выключают у человека полностью способность к критике как раз тем, что втягивают этого человека в сценарий действий, когда у этого человека нет выбора в поступках с самого начала, как только он среагировал на кажущуюся выгодной приманку, и дальше его ведут строго по криминальному сценарию из которого сам он уже выйти не в состоянии, так как выбора, а значит и здравого ума, у него уже нет.

Мозг облекает любую мысль в ту или иную конкретную кодовую форму, причем разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться зрительно-пространственным кодом, словесным, буквенным, цифровым, акустически образным и т. п. Способность манипулировать с данным типом символов можно совершенствовать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые 12 лет жизни предопределяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации.