Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 29 из 124)

Задача развития интеллектуальных способностей заключается не только в том, чтобы увеличить число кодов, привычных для данного человека. Скажем, у людей, склонных к зрительно-пространственному мышлению, вырабатывать навыки манипулирования математическими символами. Нужно помочь человеку "найти себя", то есть понять, какие символы, какой код информации для него наиболее доступен и приемлем. Тогда мышление будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.

Способ кодирования информации должен гармонически соответствовать содержанию и структуре отображаемых явлений. Например, дифференциальные уравнения - наиболее адекватный аппарат для описания движения планет, тензорное исчисление хорошо описывает поведение упругих тел, а электрические цепи удобнее всего описываются функциями комплексного переменного.

Мысленные операции над явлениями и объектами внешнего и внутреннего мира осуществляются мозгом в конкретных кодах. Если человек склонен к использованию зрительно-образных представлений, то говорят о "зрительном воображении". Преобладание акустически образных представлений свидетельствует о "музыкальной предрасположенности". Склонность к освоению действительности в словесно-образной форме характеризует "поэтическую фантазию" и т. д. Сама по себе предрасположенность к оперированию в конкретных кодах еще не делает из человека художника, композитора, поэта или математика. Эти профессии требуют целого комплекса способностей, навыков, а также личностных характеристик, которые собственно не относятся к разряду интеллектуальных, но помогают реализации творческих способностей.

В процессе мышления требуется последовательный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Если это не удается, то порой бывает трудно охватить мысленным взором всю проблему целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. В подобных случаях приходит на помощь способность человеческого мышления к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Процесс свертывания мыслительных операций - это лишь частный случай проявления способности ума к замене нескольких понятий одним, относящимся к более высокому уровню абстрагирования, способности к использованию все более емких в информационном смысле символов.

Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними - важнейшее условие продуктивного мышления.

Итак, ввести новый способ символизации, изящно изложить существующий метод - это важная интеллектуальная работа, требующая нестандартного мышления.

История знает немало примеров того, как выдающийся ученый, сделав крупное открытие, не смог, из-за большой концентрации мыслей, вывести на базе этого открытия еще несколько законов или следствий, имеющих для практики первостепенное значение. Это делалось другим ученым, чье имя и носили сформулированные законы. Для такого феномена существует даже специальное название - "умение думать около".

Таким образом, после получения научного открытия необходимо всесторонне обдумать вопрос о том, какие еще важные результаты в смежных областях можно получить, используя сделанное открытие.

В связи с этим предпочтительно быть компетентным во многих областях знаний, а не замыкаться в рамках только одной из них. Творческие люди не ограничивают себя одним ремеслом, одной научной дисциплиной, одним жанром. Отсутствие конформность у них проявляется в независимости суждений. В ученье эти люди проявляют критическое отношение к своим учителям, сами решают, что им следует изучать, а чем пренебречь. Поэтому если студент блестяще успевает по одной-двум дисциплинам, а в остальном идет на уровне середнячка, то именно на него, а не на круглого отличника следует обратить внимание - не талант ли это?

Склонность к играм - непременная черта одаренных людей. Они, как правило, ценят юмор, остроумие и восприимчивы к смешному. Нередко юмор служит для разрядки, для кратковременного отключения и отдыха даже в минуты сильнейшего творческого напряжения и сосредоточенности..

Творческие натуры хорошо чувствуют себя в сложных ситуациях, не спешат выносить окончательное суждение (привычка к категоричным преждевременным суждениям ограничивает восприимчивость к новому и потому обедняет личный опыт). Они отличаются жизнелюбием, а также некоторой женственностью вкусов и привычек {впечатлительность, эмоциональность, широта интересов). Проявляют огромное трудолюбие в тех вопросах, которые их интересуют (неспособность увлечься чем-либо - признак духовной скудости) Часто прибегают к помощи энциклопедических словарей Отыскивая нужное слово, попутно застревают на других словах и толкованиях.

Известно несколько типологий творческих личностей. Одна из них принадлежит американским психологам Гоу и Вуавортсу:

- пионер - создатель новых школ и направлений;

- фанатик - увлечен до одержимости какой-либо идеей или областью исследований;

- эрудит - образован и начитай, но лишен побуждения искать что-либо новое;

- диагност - критичен, обладает зорким умом, легко замечает чужие недостатки, уязвимые места теорий;

- техник - успешно решает поставленные задачи, доводит идеи до завершения, до реального результата;

- эстет - любит утонченные интеллектуальные проблемы и особенно ценит изящество в их решении;

- методолог - придает важность не самой проблеме, а методике ее решения, любит обсуждать свои проблемы с коллегами;

- независимый - ученый-одиночка, не любит работать в коллективе, избегает руководящих постов я уклоняется от необ

ходимости подчиняться.

Творческое мышление. Известно несколько психологических аспектов, которые объясняют стремление людей заниматься научным творчеством. Наиболее далекий духу науки аспект, присущий определенному контингенту людей, желающих стать "учеными", - это карьеризм и желание извлечь материальную выгоду. Следующую ступеньку занимает желание самоутвердиться, доказать себе и другим, что ты "кое на что" способен в науке. Третий аспект - стремление к самовыражению, то есть к наиболее полному проявлению своих индивидуальных особенностей. Но наиболее ценным побуждающим мотивом к занятиям наукой следует считать любопытство, желание узнать, как устроена природа.

Если у человека главный стимул научной активности - стремление к самоутверждению, но сам он не обладает безупречной добросовестностью, то в конечном итоге это стремление почти неизбежно превращается в погоню за эффектными результатами и нередко приводит к невольной подтасовке научных фактов. Из-за этого недостатка наука постоянно теряет большое число способных ученых.

Настоящий ученый никогда не руководствуется в своей работе стремлением сделать открытие или совершить переворот в науке: его задача состоит в глубоком и всестороннем исследовании интересующей его области знаний. Движущей силой научного творчества должна служить любознательность, способность удивляться и радоваться каждой мелкой удаче, ощущать красоту науки. Открытие может возникнуть только как побочный продукт исследования. Желание сделать открытие, разумеется, присутствует, но на втором, плане, причем оно ни в коей мере не должно влиять на характер исследований.

Психологическая особенность научной работы состоит в том, что ее нельзя сделать без ясного понимания, но ясное понимание появляется только при ее завершении.

Стремление сначала понять все до конца, а лотом уже работать - частая причина неудач в науке.

Многие люди по своему складу не способны блуждать в потемках, не способны работать без полного понимания, Недостаток, противоположный стремлению к исчерпывающему предварительному пониманию, - это желание "схватить на лету", то есть предугадать результат, минуя понимание всей последовательности явления или процесса. Этого следует избегать, рискуя сбиться с правильного пути.

В противоположность искусству, где упрощение всякого произведения искажает его смысл, в науке очень эффективно стремление к упрощению всякой глубокой работы. Представление научных трудов в упрощенной форме требует таких же творческих усилий, как и сама научная работа. Поэтому многие глубокие научно-популярные книги известных ученых дают не меньший толчок развитию науки, чем их оригинальные работы.

Еще одна психологическая черта, которая является помехой в научной работе, - это вера в собственную непогрешимость. Конечно, нельзя сделать ничего серьезного без веры в свои силы, но вера в свою непогрешимость приводит только к тому, что ученый, выбрав сначала неверное направление, будет ему упорно следовать, даже если упрется в тупик. По словам Клода Бернара, "те, кто непомерно верит в свои идеи, плохо вооружен, чтобы делать открытия". Должна быть найдена правильная мера уверенности и сомнения, непреклонности и колебаний, гибкости и несгибаемости.

В научном творчестве не должно быть спешки и суеты, но вместе с тем недостаточно активная работа малоэффективна.

Имеется безусловный критерий, позволяющий отделить научные вопросы от вненаучных. Вненаучными являются все те утверждения, которые не допускают хотя бы принципиальной проверки. Имеется в виду не обязательно реальная, а хотя бы мысленная вероятность проверки.

Объектом изучения может быть какая-либо теория, возможно, и не описывающая ваш мир, но логически допустимая (например, геометрия Лобачевского). Теория является научной, если ее следствие можно проверить мысленно, делая мысленные опыты в том воображаемом мире, который она описывает.

Интерес к психологической стороне творческого мышления не случаен. Он позволяет проследить, как возникают скачки мысли или озарения, какие приемы облегчают поиски решения. Творческий процесс, по мнению французского ученого А. Пуанкаре, состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов в коре головного мозга. Каждому ученому знакомы такие ситуации, когда после долгих и бесплодных усилий работа откладывается, и потом, совершенно внезапно, порой в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения.