Огромной интуитивной способностью обладал математик Б. Риман (1826-1866). Он существенно пополнил человеческие знания о распределении простых чисел - одного из наиболее таинственных вопросов математики. Кажутся невероятными те простые выводы, которые он получил (но не привел доказательств), не владея аппаратом, который был разработан математиками лишь много лет спустя после его смерти.
Одной из наиболее поразительных была личность Эвариста Галуа (1811-1831). Смерть настигла этого загадочного ученого в двадцатилетнем возрасте в результате бессмысленной дуэли. В оставленном им мемуары содержалось полное преобразование высшей алгебры - открытие, о котором до тех пор лишь смутно догадывались наиболее крупные математики. Этот интуитивно полученный труд одновременно связывал алгебраическую проблему с важными проблемами из совсем иных отраслей науки.
Ничем иным, как исключительно развитой интуицией, можно объяснить открытие теории мнимых чисел итальянцем Кардано, использование давно известных фактов некоторых еще не открытых законов французским механиком и математиком А. Пуанкаре при создании им вариационного исчисления. По словам А. Пуанкаре, "уверенность и быстрота принятия решений, кажется, происходят от инстинктивной интуиции, лишенной логических заключений, но скорее всего здесь налицо внезапное осознание, происходящее благодаря проницательному предчувствию".
При нестандартном мышлении важен лишь конечный результат. Он должен быть верным. Путь, которым он достигнут, не имеет большого значения. Представьте себе, что вы находитесь на каменистом берегу и вам нужно, перепрыгивая с камня на камень, добраться до определенного места. Здесь возможны два пути: ступать медленно и осторожно, проверяя на каждом шагу, что нога прочно встала на камень (это аналог логического мышления), или идти очень быстро, перескакивая с камня на камень в таком темпе, который не требует четкого равновесия на каждом шагу (это аналог интуитивного мышления). Когда вы добрались, наконец, до намеченного пункта, настало время оглянуться и выбрать наиболее оптимальную дорогу назад. История знает великое множество примеров, когда важные открытия были сделаны в конце цепи рассуждений, которые, по логике господствующих идей, рассматривались как ложные.
Совсем не просто отказаться от какого-то устоявшегося взгляда на процесс или явление и по-новому посмотреть на них.
Нередко бывает так, что все основные составные элементы новой идеи уже собраны, и единственное, что требуется - это объединить их каким-то определенным образом. Часто это легче сделать непредубежденному человеку со стороны, обладающему нестандартным мышлением.
Хотя нестандартное мышление стремится избежать господства строгих и общепринятых взглядов на вещи, однако цель его - не беспорядок, а новая, более простая упорядоченность. Подлинно новые идеи, рожденные нестандартным мышлением, как правило, обладают большим совершенством. Что же касается идей, облеченных в причудливые формы, то обычно они не представляют собой ничего левого, а просто являются искажением уже известных, старше идей.
Много общего с нестандартным мышлением имеют юмор и остроумие. Они возникают там и тогда, где и когда наиболее вероятностный взгляд на вещь вдруг сменяется другим, новым и неожиданным взглядом на эту же вещь.
В большинстве случаев остроумная мысль возникает как неожиданное сопоставление двух или нескольких далеких явлений, объектов или идей. Остроумной может быть не только шутка, но и решение трудной проблемы, техническая идея, научная гипотеза. Остроумное решение научной задачи тоже связано с неожиданным сопоставлением отдаленных явлений, внешне ничем не связанных, причем термин "остроумный" относится не к оценке истинности научного результата, а к оценке способа, которым он получен.
Всякий, кто обладает достаточно развитыми чувствами юмора и остроумия, гораздо лучше понимает и природу нестандартного мышления, нежели тот, кого природа не наделила этими чувствами.
Чтобы преуспеть в жизни, каждый человек должен выработать для себя некоторую совокупность правил и принципов и стремиться придерживаться их в различных жизненных ситуациях. Естественно, что правила эти должны соответствовать нормам общечеловеческой нравственности.
1. Самым верным, простым, неоспоримым требованием человеческой справедливости и морали служит заповедь: "Владей собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждении выкристаллизовалась эта важнейшая заповедь. Она так же стара, как и сама история. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад.
Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождения Христа. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад.
Мы все хотим одобрения со стороны тех, с кем общаемся, искреннего признания своих подлинных достоинств, хотим, чтобы наши друзья и коллеги были чистосердечны в своей оценке наших поступков и щедры на похвалу. Поэтому-то и нужно другим давать то, что мы хотели бы получить от них.
2. Мудрость человека состоит в том, чтобы оставаться твердым в своих решениях, не входя в столкновение с людьми; не принадлежа к толпе, жить с ней в мире и согласии; в каждой жизненной ситуации отыскивать не то, что людей разъединяет, а то, что их объединяет. Если не хочешь иметь врагов, будь строгим к самому себе и снисходительным к другим.
3. Если хочешь, чтобы тебя уважали, высказывай почтение к другим. Требуется заслужить репутацию человека учтивого. Учтивость - одна из важных черт культуры. Стоит она недорого, а ценится высоко: уважительного уважают другие. Преувеличенная учтивость - один из видов обмана: превознося твои достоинства, льстивый думает о своей выгоде.
4. Любезность всегда действует наверняка. Она украшает нашу жизнь, с успехом выполняя роль дружбы. Грубость, напротив, вредит всему разумному и справедливому. В обхождении с окружающими нужно быть терпимым, выказывая широту своей души.
Великодушный человек не бывает мелок в повседневном. Не следует вникать в пустяки, особенно неприятные. Иногда, правда, полезно подмечать и мелочи, но как бы невзначай, не нарочито.
5. Неожиданность часто служит залогом успеха: кто играет в открытую, рискует проиграть. Пусть не знают, чего ты хочешь, не
то помешают - один противодействием, другой - угодливостью.
Действовать нужно скрытно. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес там, где высота положения порождает всеобщее ожидание. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбора проникать в твою душу. Огласить замысел - значит погубить его: тогда в нем заранее найдут недостатки, а если он потерпит неудачу, то окажется вдвойне злосчастным. Молчаливая сдержанность является основой благоразумия.
6. Свои страсти, а тем более свои слабости нужно держать в тайне. Доброе имя во многом зависит от твоего молчания. Ошибаются все, однако ошибок своих не поверяй даже другу своему, а сам старайся о них забыть.
7. Всюду старайся развивать гибкость в отношениях с окружающими. Бери пример с воды: нет препятствий - она течет, возникает плотина - она останавливается, прорвется плотина - она потечет дальше. Оттого она нужней всего и сильней всего: реки властвуют над всеми долинами, по которым они текут.
8. Когда обстоятельства не благоприятствуют, не следует им сопротивляться, а предоставить себя их естественному ходу: кто идет против обстоятельств, часто делается их рабом, а кто покоряется обстоятельствам, делается их господином.
9. Каждый знает, что всякая привычка укрепляется тренировкой. Верно и обратное: если перестаешь делать то, к чему привык, то и сама привычка исчезает. То же самое происходит и со способностями нашей души: когда человек сердится, то он делает не одно только это зло, но вместе с тем укрепляет в себе привычку к гневу - подкладывает дрова в огонь. Наши душевные недуги,
злые помыслы и желания таким путем и укрепляются. Если не хочешь приучить себя к гневу и злобе, не давай этой привычке разрастаться.
10. Одно из главнейших правил разумного поведения - избегать обязательств. От обязательств легче уклониться, чем выйти из них с честью. Они являются соблазном для разума. Одно обязательство обычно влечет за собой другое, более тяжелое, и человек окончательно в них вязнет.
11. Жизненным правилом должно быть - не оправдываться, пока не требуют. Даже если и потребуется, чрезмерные оправдания - это своего рода признание вины.
12. Мудрый человек ценит всех, ибо замечает в каждом хорошее и знает, как трудно достается хорошее. Неразумный же никого не ценит, ибо не видит хорошее, а замечает только плохое.
Часто всю мудрость сводят к мере: нельзя слишком упорствовать ни в злом, ни в добром. Девиз благополучия - не впадать в крайности. Чрезмерное не часто приносит пользу. Когда путь неясен, следует держаться людей мудрых и осторожных: рано или поздно они найдут удачный выход.
13. Ускользать - прием находчивых. Изящной шуткой они открывают себе выход из самого запутанного лабиринта, с улыбкой умеют выйти целыми и невредимыми из ожесточенного спора.
Учтивым способом не отказывать прямо является перемена темы разговора. В некоторых случаях нет иного способа, чем прикинуться непонимающим.
14. Официальная беседа должна быть содержательной. Благоразумие здесь важнее красноречия. Чтобы в беседе быть приятным, необходимо приноравливаться к характеру и уму собеседника, не допуская роли цензора чужих слов и выражений. В беседе с соперником нужно быть осторожным из опасения, а в беседе с другими - из приличия. Говоря о пустяках, прощупывай почву для других более важных дел. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить и победить.
15. Уметь отказывать так же важно, как и уметь уступать.