Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 44 из 124)

В экспериментальных условиях на этапе неустойчивой деятельности людей в их психическом статусе наблюдаются следующие изменения: снижение настроения (вялость, апатия, затором женнося. аде менами сменяющееся эйфорией, раздражительностью, вспыльчивостью; нарушения сна; нарушения способности, сосредоточится, т. е. ослабление внимания; снижение умственной работоспособности и ухудшение процессов памяти. Вся эта симптоматика укладывается в астенический синдром (истощение нервной системы).

С увеличением продолжительности сенсорной депривации, по данным электроэнцефалографических исследований, у испытуемых в бодрствующем состоянии все отчетливее проявлялись медленные волны, что свидетельствовало о развитии в коре полушарий гипнотических фаз.

Таким образом, на определенном этапе воздействия измененной афферентации в коре полушарий возникают гипнотические состояния, которые препятствуют гибкому и быстрому процессу отражения изменяющейся обстановки и нормальному течению психических процессов, что и вызывает появление отрицательных эмоций. Состояние стресса. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом неспецифический. Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас.

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения, в организме они вызывают, всё эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта вое воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость.- совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие -- неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ПСИХОТЕХНИКА СК-1-СВЕРХСОЗНАНИЯ

1. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Cпособности, как и все другие компоненты личности, занимают определенное место в ее общей структуре и выполняют свою специфическую роль в жизни, поведении и деятельности. Это такие индивидуальные особенности личности, которые проявляются только на практике, определяют успехи человека в том или ином виде деятельности и служат тем самым одним из существенных признаков индивидуальных различий людей.

Способности не являются регулятором поведения человека, но они неразрывно связаны с деятельностью и служат реализации потребностей. Являясь предметом исследования разных наук (психологии, социологии), проблема способностей трактуется по-разному.

В учебниках 40-х годов по психологии способности рассматривались как индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какого-либо одного или нескольких родов деятельности.

С. Л. Рубинштейн писал, что под способностью в собственном смысле слова разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной профессиональной деятельности. Всякая специальная способность есть способность к чему-то. А. Г. Ковалев считает, что способности можно определить как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Н. С. Лейтес определяет способности как свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успеха деятельности. К. К. Платонов рассматривает их как такую часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество, последней. Б. М. Теплов, чьи работы сыграли особо важную роль в развитии учения о способностях, выдвинул три признака способностей: "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны...

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".

Существует целый ряд других, в основном похожих друг на друга, определений способностей. Бесспорным является то, что они неразрывно связаны с деятельностью человека и то, что от уровня развития способностей зависит успех деятельности.

Природа способностей еще окончательно не раскрыта. Однако многие ученые считают, что имеются врожденные предпосылки для их развития. В частности, большинство исследователей признает существование врожденных анатомо-физиологичееких задатков способностей.

А. Г. Ковалев считает, что под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще неразвитую, но дающую себя знать при первых пробах деятельности. "Безусловно, - пишет он, - что способность связана с какими-то врожденными анатомическими-особенностями структуры мозга, в первую очередь микроструктуры мозга. Эти особенности сказываются на характере психофизиологических процессов при столкновении индивида с различными воздействиями".

К. К,. Платонов утверждает, что "задатки - это врожденные предпосылки развития функциональных органов, а следовательно, и функциональных структур личности. Поскольку психические свойства личности в условиях деятельности должны рассматриваться как способности, постольку задатки являются врожденными предпосылками способностей".

Некоторые авторы, например, считают, что хорошо разветвленная система кровеносных сосудов головного мозга, а также большое количество дендритных отростков в нейронах коры головного мозга являются теми анатомо-физиологическими задатками, на базе которых при соответствующем воспитании и обучении могут интенсивно развиваться интеллектуальные способности человека. Причем один и тот же задаток может лежать в основе формирования не одной, а нескольких способностей.

Признавая существенную роль врожденных задатков, большинство авторов вместе с тем отмечает, что развитие способностей немыслимо без конкретной деятельности. Только таким образом могут сформироваться способности.

Н. С. Лейтес по этому поводу пишет: "Врожденные задатки, то есть природные особенности организма, прежде всего особенности его высшей нервной деятельности, разумеется, могут играть существенную роль. С индивидуальными задатками нельзя не считаться. Но следует иметь в виду, что и сами врожденные данные не являются неизменными, они развиваются, изменяются...

Врожденные задатки еще не предопределяют психических свойств - задатки являются только одним из условий очень сложного процесса формирования и развития способностей.

...Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, то способности у него не разовьются".

Необходимо подчеркнуть, что процесс формирования любой способности человека в значительной степени зависит от социально-исторических условий. Вместе с тем следует отметить, что нельзя сводить способности к задаткам, с одной стороны, и умениям, знаниям и навыкам - с другой. Способности - это сплав задатков с умениями, знаниями и навыками.

Рассматривая природу способностей, мы исходим из того, что в человеке воедино слиты биологическое и социальное, структурное и функциональное, соматическое и психическое. Все это прочно соединено между собой и в совокупности своей служит одной цели - обеспечению нормальной жизнедеятельности человека. Способности представляют собой всего лишь небольшой "фрагмент" этого монолита. Они служат все той же цели - более успешной реализации возникшей потребности.