Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 55 из 124)

Бернгейм впервые установил, что вызываемые с помощью внушения параличи или анестезии не приводят к анатомическим или физиологическим нарушениям. Бернгейм был выдающимся психотерапевтом. В 1889 г. на Конгрессе по гипнотизму он рассказал, что добивается в 20 процентах случаев глубокого гипноза от своих частных пациентов и в 80 процентах случаев - в больничных условиях. Это выше средней научной нормы на 5 процентов.

В своей работе "О внушении и его применениях в терапии" Бернгейм приводит удивительную статистику результативности лечения внушением: из 105 случаев в 81 получено полное излечение, а в 22 случаев - частичное.

Бернгейм - первый европейский ученый, который предложил дополнить гипнотерапию внушением в бодрствующем состоянии, поэтому его следует считать отцом суггестологии, рациональной психотерапии, нсихоэнергосуггестии, имаготерапии и других современных направлений в психотерапии, основанных на внушении в бодрствующем состоянии.

Заслуга Нансийской школы в том, что она сделала серьезную научную попытку объяснить учение о внушении и гипнотизме законами биологии и психологии.

Наиболее известны представители Парижской (Сальпетриерской) школы Шарко, Бабинский, Дюмонпалье, Люис, Бюрк, Анкосс, Буррю, Вине, Фере, Бюро, Жане, Рише.

В 1876 г. в течение года в клинике Сальпетриер комиссия Биологического общества в составе Шарко, Люиса и Дюмонпалье по указанию Клода Бернара проверяла в эксперименте результаты и выводы 25-летних исследований Бюрока в области металлотерапии. Результаты проверки показали, что действительно, различные металлы при их наложении на поверхность кожи человека оказывают заметный лечебный эффект. После этих исследований Шарко, начиная с 1878 г., приступил к самостоятельным исследованиям в области гипнотизма. Шарко описал в 1882 году гипноз как явление соматическое, возникающее под действием физических факторов. Существование гипнотического состояния было подтверждено в школе Шарко наличием объективных физиологических признаков. К гипногенным физическим фактором были отнесены свет, температура, атмосферное давление, электричество, магнит, металлы, лекарственные вещества, звук, тактильные раздражения и др.

В 1889 г. учение школы Шарко было представлено Бабинским на Первом международной конгрессе по физиологической психологии. Основными моментами нового понимания гипноза были следующие.

1. Только соматические явлеиия позволяют объективно судить о наличии гипнотического транса. В любом ином случае мы имеем

дело с симуляцией.

2. Под законченным гипнотическим трансом следует понимать его третью, наиболее глубокую фазу.

3. Гипнотический транс, в том числе и глубокий, может возникать у некоторых людей под воздействием различных обстоятельств

самопроизвольно, в том числе и без всякого внушения.

4. В гипнотизме, особенно в его наиболее выраженных крайних формах проявления, могут присутствовать психопатологические состояния. Этим объясняются некоторые странности неадекватного поведения такого рода категории лиц, которых обязательно встречал любой практикующий психотерапевт.

5. По своей этиологии и наблюдаемой феноменологии гипнозможно назвать искусственной истерией.

Опытным путем Шарко впервые установил, что вызываемые внушением психофизиологические сдвиги в последующем при необходимости легко могут быть устранены. Шарко первый констатировал, что психические и органические параличи дают разную клиническую картину. К сожалению, некоторые современные исследователи гипноза - психоаналитики до сих пор, несмотря на работы Щарко, вычленяют из всей гаммы межличностных отношений только эмоциональную составляющую и подсознание в строго и единственно эротической окраске. Так как поведение Фрейда S Париже уже в те годы носило отпечаток сексуальной озабоченности, подкрепляемой дозами кокаина, то Шарко лично предупреждал его об опасности такого рода узкого профанического подхода к "генитальному фактору" и его роли в межличностных отношениях.

Исследования Буррю, Бюро и Жане привели к открытию того, факта, что симптомы психической травмы могут исчезать частично или полностью при повторном переживании травматической ситуации в гипнотическом трансе. Спустя годы Фрейд использовал эту идею в психоанализе.

Бине и Фере проделали пионерские исследования в экспериментальной психологии. Они установили, что любой акт психической жизни человека можно воспроизвести и усилить внушением, Бине и Фере считали, что в основе внушения лежат психологические процессы, которые и вызывают физиологический сдвиг. Она предложили разделить все гиннотичеекие феномены на два вида - психологические и физиологические. Бине установил, что опыты по переносу пациентов в прошлое делают их впоследствии более податливыми к лечебному внушению. Фере и Дельбеф установили, что для того* чтобы пациент в гипнозе мог вспомнить травмирующую ситуацию, его предварительно следует предупредить, что после пробуждения он сможет вспомнить все то, что говорил врачу.

Ученик Шарко, Поль Рише, считал, что неосознанные воспоминания постоянно присутствуют в психике человека и оказывают на нее определяющее воздействие. Рите объяснял автоматизм некоторых психических и физиологических реакций именно неосознанными воспоминаниями. Эту мысль впоследствии развил Тард, который установил, что прошлая психическая жизнь чловека накладывает серьезный отпечаток на его послудующую психику, постоянно в ней присутствуя в закамуфлированном подсознательном виде.

В 1885 году Рише установил состояния особого "печения, возникающие у глубоко загипнотизированных к гипнотизеру. Погружая сомнамбул в гипноз методом наложения рук и легким давлением на макушку, Рише обнаружил, что пациентка начинала испытывать беспокойство, как только врач пытался от нее отойти, и успокаивалась только тогда, когда врач вновь оказывался рядом. Поз'же другой ученик Шарко - Жане писал: "В сомнамбулическом состоянии пациент, по-видимому, занят исключительно гипнотизером и высказывает по отношению к нему пристрастие, покорность и внимание - словом, совершенно особые чувства, каких не внушает ему никто другой". Жане писал, что многие пациенты, прошедшие куре лечения гипнотерапией, начинали испытывать к своему врачу-гшшотералевту привязанность и симпатию.

Жане впервые обратил внимание ученых на серьезную зависимость между уровнем гипнабельности пациента и величиной и качеством лечебного эффекта. Поэтому Жане предупреждал общественность от чрезмерных надежд на гипнотерапию как панацею, так как ее эффективность зависит во многом от гипйабельности пациента.

Жане открыл, что в послегиннотическом поведении пациента, уже после его пробуждения, обязательно кроме видимых признаков внушенного поведения присутствуют скрытые в подсознании и никак временно не проявляемые ассоциации идей, появление которых обязано предыдущему внушению. Эти скрытые в подсознании элементы психики начинают влиять на эмоциональный фон поведения человека, а иногда могут и проявить себя явлением психологического плана.

Мы считаем, что это открытие Жане следует отнести к величайшим открытиям XIX века, к сожалению, многие современные исследователи совершенно не поняли и не оценили этого великого ученого.

После смерти Шарко в 1893 году исследования гипнотизма во Фравщяи почти прекратились и центр такого рода исследований вновь Явреместился в Россию.

В. Бехтерев. Русский академик В. М. Бехтерев (1857-1927) является автором знаменитого метода психорефлекторной терапии, Бехтерев считал, что трансовые состояния естественны и существуют не только у человека, но и у животных. По Бехтереву, транс - это вид естественного сна, который может быть получен как психическим воздействием, так и физическим, в том числе и опосредованно.

Бехтерев считал транс искусственно вызванным сочетанным рефлексом тормозного характера с подавлением активного внимания. Бехтерев объяснял транс "торможением активного сосредоточения под влиянием наосов", или же торможением, связанным со словесным или символическим обозначением сна: приказа тельным или убеждающим спите. Он считал, что вызыванию транса способствуют монотонные физические раздражения, но главная роль принадлежит все же внушению, которое "есть не что иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи, прививание, происходящее без участия воли и внимания воспринимающего лица и не редко без ясного даже с его стороны сознания". Бехтерев считал, что наиболее сильно внушение действует тогда, когда оно подается естественно и совершенно незаметно для лица, на которое оно направлено, а потому обычно не вызывает с его стороны никакого сопротивления и проникает прямо в подсознание, минуя активное внимание бодрствующего сознания.

Бехтерев большое значение придавал -внушаемости пациентов под которой понимал "способность или склонность в большей, иди меньшей степени воспринимать и усваивать внушение, будет ли оно обуславливаться внутренними или внешними побуждениями". Бехтерев считал, что сон человека и животных, как и транс, имеют единую природу - торможение активности коры больших полушарий.

Бехтерев создал теорию и практику коллективного транса и разработал вопросы социальных последствий такого рода воздействий. Бехтерев был блестящим ученым и талантливым пропагандистом учения о трансе и его роли для науки и общества.

К сожалению, многие открытия Бехтерева, например, учение об искусственных (условных) рефлексах, теория торможения и другие позднее стали приписывать физиологу Павлову, хотя Павлов всю жизнь проработал с собачками и в психиатрии и нейрофизиологии человека не разбирался. Неожиданное убийство Бехтерева в расцвете его научных поисков лишило науку, на наш взгляд, великого мыслителя, который после Бодхидхармы был наиболее близок к разгадке феномена человека. Трагически сложилась и судьба научного наследия Бехтерева. Большинство его самых интересных идей вообще нигде не записаны, а из того, что записано, многое утеряно, многое скрыто неизвестно где и недоступно для изучения современниками.