Бехтерев был великим врачом-практиком, но и эта часть его наследия утеряна, никто сейчас не знает, как Бехтерев мог управлять и подчинять себе мозг любого человека или животного. Известно лишь, что практика метода Бехтерева вызывала восторг и восхищение у Дурова, Шаляпина, Горького и других, знавших толк в зрелищах и психологии человека. По собственному опыту знаем, что очень интересные мысли и демонстрационные чудеса часто приходят и случаются именно на случайных публичных выступлениях или в кругу друзей, но, к сожалению, никто их не фиксирует и они исчезают из памяти и науки навсегда, оставляя лишь восторг у зрителей или слушателей. Так и судьба Бехтерева: блистал, пока жил, а умер, и восстановить самое главное - его наркотику - уже невозможно.
3. Фрейд. Многие исследователи и среди лих ученик Шарко - Зигмунд Фрейд пытались ответить на вопрос - что в глубинной природе человека руководит его поведением и поступками? Например, предшественник Фрейда Тэн писал еще в 1870 г., что наше бессознательное представляет собой динамический процесс, приводящий к упорядочению и организации мыслей. Тэн писал: "Ощущение оживает в образе, чем сильнее ощущение, тем ярче образ. Все, что возникает в первом состоянии, имеет место и во втором, поскольку второе есть лишь возобновление первого. Подобно этому в той борьбе за существование, которую ежеминутно ведут между собою различные образы, именно образ, изначально наделенный большей энергией, обладает в силу породившего его закона повторения способностью в любом конфликте вытеснять своих соперников. Вот почему он сразу же возникает вновь, да и затем часто повторяется, покуда законы постепенного угасания и постоянный натиск новых впечатлений не сокрушат его привилегии, а образы-соперники, добившись свободы действий, не обретут наконец возможность самостоятельного развития". Работы Рише, Тэна, Тарда, Мори привели к тому, что бессознательное стало рассматриваться как активная часть личности и одновременно как хранилище переживаний, впечатлений и эмоций, начиная с детского возраста, а к настоящему моменту вытесненных в подсознание или проявляющихся в сновидениях. Поэтому Фрейду оставалось только собрать все разрозненные научные идеи и попытаться объединить их в одну общую теорию бессознательного.
Фрейд считал, что кроме сознания, в психике человека существует подсознательное и бессознательное. Бессознательное
анатомически расположено в центрэнцефалической системе, ретикулярной формации, которая играет определяющую роль в поведении животных и человека, т. е. сознание управляется бессознательным через механизм предсознания. Основным доказательством существования бессознательного, по Фрейду, являются феномены постгипнотизма, сна, сомнамбулизма в проявлениях некоторых болезней. Психическую жизнь человека Фрейд смутно представлял как комплексную систему, функционирующую по законам последствий борьбы бессознательных влечений и аффектов с противоречивыми сознательными установками и активными факторами внешней и внутренней среды, хотя дать такое простое, но ясное определение ни в одной своей работе Фрейд не сумел.
Зигмунд Фрейд построил свой метод на утверждении, что животное происхождение человека биологически обусловило его подсознание, следовательно, два ведущих животных инстинкта руководят бессознательным в человеке - это страх смерти и затмевающий его иногда инстинкт продолжения рода. Страх и сексуальное влечение - это ключи к разгадке сознательного и тем более бессознательного поведения человека. Фрейд считал, что именно половой инстинкт вызывает у человека стремление к наслаждению, т. е. человек - это существо, которое воспринимает реальность и реагирует на нее сквозь призму эмоций, в том числе в гипнотическом отношении, по мнению Фрейда, присутствует эротическая эмоция. К сожалению, многие не понимают Фрейда и упрощают его взгляды на природу человека.
Фрейд пытался освободиться от транса и построить медицину без использования транса, но так и не мог до конца своей жизни это сделать. Поэтому созданный им метод психоанализа позволил лечить в основном неврозы и оказался профессионально слабо эффективным или совс~ем неприменимым к другим заболеваниям человека.
Фрейд утверждал, что подсознательные влечения могут вытесняться, превращаться в противоположные, сублимироваться и обращаться на собственную личность. Процесс вытеснения состоит в том, чтобы вытеснить из сознания в подсознание закамуфлированные под образы представления или мысли основные инстинкты человека - сохранения и продления жизни. Фрейд считал, что биологическая энергия этих двух основных инстинктов создает через механизм проникновения из бессознательного в сознание психическую энергию, которая и питает все психические процессы. Отсюда и следует, что энергетически сознание и поведение человека определяются его сексуальностью - либидо. Сексуальные влечения могут вытесняться в бессознательное, и вытесненные в бессознательное, они ищут способ косвенного удовлетворения, что и обусловливает возникновение неврозов.
Фрейд считал, что при отсутствии возможности непосредственно удовлетворить половой инстинкт (сексуальное влечение) автоматически срабатывает механизм сублимации и удовлетворение происходит опосредованно через активную профессиональную, научную, художественную, творческую и иную деятельность.
Обращение идет на собственную личность, обусловливают характер человека, его отношение к самому себе и другим.
Одна из серьезных заслуг Фрейда в исследовании глубинных механизмов роли межличностных отношений в психотерапии, основанных на либидозном отношении пациента к врачу по типу "дитя-мать", названное Фрейдом с учетом динамики бессознательного (фантазмов) - "трансфертом", хотя и здесь Фрейд ошибался, исключив внушение из природы трансфера. Под трансфером Фрейд понимал эротически обусловленные бессознательные фантазмы и переживания пациента, оформленные внешне в виде влечения пациента к врачу (или наоборот, агрессивности), причем направлено это влечение как бы на третье лицо, которое пациент ошибочно отождествляет с личностью врача. Содержанием трансфер наполняют острые впечатления детства и предшествующие заболеванию события, окрашенные в ту или иную вытесненную в подсознание сильную эмоцию. Теория трансфера - это попытка объяснить межличностные отношения проекцией фантазмов. Отсюда следует, по мнению Фрейда, необходимость путем откровенной беседы выявить вытесненные события и связанные с ними впечатления и эмоции, вновь их проанализировать и переосмыслить, что и является сутью психоаналитического метода. Метод Фрейда - это способ осознания вытесненных воспоминаний. Хотя, на наш взгляд, природа наделила мозг человека естественным психоаналитическим методом - сном, жаль, что Фрейд и его последователи этого не понимали.
Надо отметить, что ни сам Фрейд, ни его последователи не дают четкого объяснения понятию трансфера. Видимо, Фрейд догадывался, что в отношениях "врач-пациент" не все так просто, как представляется психоящядаикам, что кроме подсознания пациента, на результат отношений "врач-пациент" очень серьезно влияет целый ряд серьезнейших факторов.
Фрейд считал, что предсознание является цензурой и поставляет сознанию лишь ту информацию, которая соответствует социальному опыту и личностным установкам субъекта, основные же инстинкты, особенно половой, вытесняются, и создается напряженность, которая чаще всего разряжается в сновидениях, где вытесненные желания искаженно осуществляются. Отсюда следует, что для обнаружения травмирующих психику пациента переживаний необходима откровенная беседа, анализ сновидений, сильных переживаний детства, истории и обстоятельств болезни. Такой анализ психики больного, выявление причин невроза позволяют пациенту осознать травмирующее желание и таким образом излечиться. Это искусство и есть психоанализ. То есть попадание в сознание вытесненных в подсознание желаний снимает травмирующее психику напряжение и излечивает больного, перестраивая его личность в соответствии с лечебными установками врача. При этом личность самого врача должна быть привлекательной и нейтральной, что
позволило бы его установкам пройти цензуру предсознания и проникнуть как в подсознание, так и в сознание.
Главная беда Фрейда - это узко западноевропейское образование, повлекшее незнание роли и возможностей внушения в различных видах транса, и переоценка роли полового инстинкта. Кроме того, психоаналитический метод терапевтически малоэффективен.
Среди родственников Фрейда были невротики, эпилептик, один душевнобольной и один гидроцефал, поэтому и сам Фрейд серьезно опасался за свое здоровье. Эта ситуация серьезно отразилась на научном творчестве Фрейда. Рядом с интуитивными гениальными прозрениями можно наблюдать, мягко говоря, ненормальные высказывания и выводы, совершенно не подкрепленные клиническими или иными научными исследованиями.
И все же Фрейд достиг своей мечты, он поднялся своими исследованиями до уровня своего учителя - Шарко и навсегда вошел в историю психотерапии своими исследованиями в области динамики бессознательного и его роли в этиологии различных заболеваний, хотя многие врачи до сих пор находятся под властью биохимического детерминизма.