Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 57 из 124)

Фрейд первым заметил основной недостаток гипноза - невозможность широкого применения из-за недостаточной терапевтической гипнабельности большинства пациентов. Именно Фрейд отметил и другой недостаток гипноза - это трудность борьбы с психологическим сопротивлением пациента в неглубоких гипнотических фазах, а ведь большинство пациентов находятся на лечебном сеансе именно в неглубоких фазах гипноза, которые не позволяют воздействовать на глубинные физиологические процессы, собственно и назначение психоаналитического метода Фрейда - это попытка борьбы с указанными недостатками гипнотерапии, ведь Фрейд был практикующим врачом, услуги которого высоко оплачивались, поэтому нужен был метод, повышающий видимую пациенту результативность лечения. Психоаналитический метод Фрейда впервые решил задачу убеждения пациента в отсутствии обмана и наличии наукообразного лечебного результата, тем самым снижается психологическое сопротивление пациента и формируется подсознательная установка на положительный научный результат психотерапевтического лечения.

Ошибался Фрейд и в том, что вытеснение в подсознание эффективных представлений всегда приносит вред больному, а их

извлечение из подсознания всегда дает положительный терапевтический эффект. Например, на глазах у матери автомобиль раздавил ее ребенка. Психотерапия в данном классическом примере заключается в переводе с помощью глубокого транса информации о гибели сына из сознания в подсознание и полного ее временного стирания с последующей постепенной лечебной нейтрализующей дезактуализацией, а затем постепенным вводом больного в новую ситуацию, но уже с измененной в лечебных целях установкой и, следовательно, более нейтральной реакцией на психическую травму (гибель ребенка). Говоря простым языком, лечение будет в том, чтобы изменить, уменьшить или снять полностью осознание горя, а не наоборот.

Существует ряд болезней (травматические неврозы, фобии, тяжелые истерические припадки, половые извращения, личностные недостатки характера, наркомании, токсикомании, алкоголизм и др.), когда с учетом повышенной способности к припоминанию в глубоком трансе следует вначале дезактуализировать старую травмирующую или отрицательную информацию-установку в подсознании и только затем методом двойного кодирования с пост-трансовым эффектом жестко ввести в сознание и последовательно закрепить в нем новую лечебную установку. В этом случае предварительная "работа" врача с подсознанием (разрушение "больной" установки) усиливает лечебную роль новой установки, формируемой в сознании через физиологический механизм доминанты (устойчивого очага возбуждения или торможения, в зависимости от вида транса). Однако описанная психотехника лечения указанных заболеваний создана мною лишь в конце XX в. и серьезно отличается как от лечебных психоаналитических методов Фрейда, так и от более раннего психокатартического метода Брейда.

Серьезное влияние работы Фрейда оказали на швейцарского психиатра К. Юнга, который создал интересное, на наш взгляд, учение о коллективном бессознательном. Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется как биологическое в структурах мозга отдельного человека и затем проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов, которые становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека. Современные последователи Юнга, погружая человека в глубочайший транс, пытаются извлечь из его "памяти" психический опыт предыдущих воплощений.

К. Дюбуа. Дюбуа первый указал на возможность эффективного лечебного воздействия на человека без использования глубоких трансовых состояний. Дюбуа.считал, что лечебный эффект психотерапевтического воздействия не всегда зависит от глубины транса. Достаточно установить психологический контакт с больным, при котором больной с необходимым устойчивым вниманием сможет слушать беседу врача и врач в этом случае сможет методом убедительного разумного перевоспитания искаженного мышления пациента изменить оценку пациентом своего болезненного состояния. Дюбуа считал, что болезни искажают воображение больного, поэтому врач должен научить больного критическому самоанализу, как бы исправить его мышление и воображение.

Дюбуа построил свою теорию рациональной психотерапии на мнении древних о том, что человек является тем, кем он себя считает, то есть мысли древних о том, что человек является тем, каковы и о чем его мысли. Следовательно, по Дюбуа, исправление мыслей пациента, дезактуализация его болезненной психологической установки косвенно приводит через механизм подсознания к направленному психофизиологическому лечебному сдвигу и последующему излечению.

Примат психики в лечении различных разболеваний - это главное в методе интеллектуальной психотерапии по Дюбуа. Логическое воспитательное воздействие на мысли и нравственность пациента в целях формирования психологической установки на исцеление - это и есть метод Дюбуа, к которому авторы относятся с большим уважением. Мы согласны с Дюбуа в главном - да, на пациента в некоторых случаях можно и нужно уметь влиять любому врачу простой интеллектуальной лечебной беседой, без использования глубокого транса. При этом систематическое лечебное целенаправленное воздействие на сознание приводит к закреплению лечебной информации в подсознании, что в свою очередь формирует устойчивую доминанту и автоматически приводит к воздействию на физиологию пациента и лечебному эффекту.

И. Адлер. С древних времен известны выражения типа: "Человеком правят стремление или к знаниям, или к власти, или к богатству". Адлер считал, что любой человек прежде всего старается в той или иной форме самоутвердиться и ощутить в чем-либо свое превосходство. Эти неосознанные желания базируются на стремлении личности к власти. Большинству людей, по Адлеру, свойственна искаженная самооценка, которая приводит или к самоуничижительным поступкам, или самовосхвалению, неадекватным реакциям и странному поведению с привлечением к себе внимания. Следовательно, в основе поступков и поведения людей, по Адлеру, лежат ущемленная воля к власти. Таким образом, задача врача-психотерапевта, в случае серьезного искажения самооценки, сводится к разъяснению необходимости адекватного нормального социального поведения, то есть такого поведения, при кото: ром не происходит ни самоунижения, ни притязательного самовозвеличивания .

В духовном плане Адлер пытался бороться с насилием, свойственным как преступникам, так и сверхлюдям. Не зря древние считали, что самый страшный и опасный человеческий порок - это гордыня. Отсюда следовал знаменитый совет: "если хочешь чего-нибудь достичь в духовной практике, усмири прежде всего гордыню".

И. Шульц. Берлинский психиатр Иоганн Шульц в 1932 г. создал замечательную систему аутогипноза, которую он назвал "аутогенная тренировка". Прошло много лет, психотехника Шульца усовершенствована и сегодня применяется в следующих целях:

1. Повышение нервно-психической устойчивости в стрессовых и экстремальных условиях.

2. Повышение уровня сохранности и развития здоровья, уменьшения аварийности и травматизма.

3. Повышение качества и производительности умственного и физического труда.

4. Повышение качества учебы и сокращение сроков всех видов обучения.

5. Устранение психофизиологических причин отрицательного психолого-производительного климата на предприятиях и в организациях.

6. Повышение качества борьбы с вредными привычками, психологическими срывами, нервным и физическим переутомлением.

7. Профилактика нервно-психического напряжения и нервно-психических заболеваний.

Источниками аутогенной тренировки (AT) можно считать три различных направления в истории человеческой культуры. Это приемы индийской народной медицины, учение о гипнозе и учение о самовнушении.

За последние 30 лет AT получила очень широкое распространение как у нас, так и за рубежом в различных модификациях и вариантах. Интерес к методу, начиная с 50-х годов XX столетия, неуклонно возрастает. Книга одного из создателей аутогенной тренировки И. Шульца (1884-1970) вышла в 1966 году, двенадцатым изданием.

По его данным, только в ФРГ не менее 15 000 человек с успехом применяют этот метод. В США число лиц, применявших аутогенную тренировку, достигало 1 000 000 человек.

В 60-е годы первые исследования по аутогенной трещдрашсе появились в нашей стране: была переведена книга Клейнзорге и Клюмбиеса "Техникарелаксации".

На W Всесоюзном съезде невропатологов и псшагазров{1963 г.) аутогенная тренировка была рекомендована ддяоввдарчюявия "комплексную психотерапию.

Симпозиум по аутогенной тренировке, проходивший в декабре 1967 года в Ленинграде, показал, что этим методом широко пользуются в ряде клиник Советского Союза.

На заседании Ленинградского общества невропатологов и нси-хиатров, посвященном проблемам аутогенной тренировки (в сентябре 1970 г.), обсуждались не только терапевтические возможности метода, но и вопросы применения метода в комплексе профилактики профессиональных заболеваний на производстве, использования его в спорте н в психофизическом обучении военнослужащих.

Применение аутогенной тренировки в лечебных учреждениях за последние годы показало возможность использования ее в плане социально-профилактического аспекта психотерапии. Овладение собственными эмоциями, тренировка воли, памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой высшей нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету - это именно те вырабатываемые аутогенной тренировкой качества нервной системы, в которых нуждается каждый специалист, занятый в особенно сложных и напряженных по нервно-психическим условиям профессиях. Отсюда вытекает очень важное прикладное значение аутогенной тренировки. Коррекция с помощью этого метода неблагоприятных индивидуальных психологических особенностей личности (преобладание в сложных условиях отрицательных эмоций и трудности их преодоления, эмоциональная и мышечная напряженность, медлительность, снижение внимания и т. д.) и чрезмерных вегетативно-сосудистых сдвигов наряду с психопрофилактической направленностью, может, несомненно, ускорять овладение современной техникой и оказывать положительное влияние на производительность труда в сложной инженерно-психологической системе "человек-машина".