Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 6 из 124)

А теперь несколько слов об эйдетизме.

"...Мне было лет четырнадцать, дело было ранней весной, один соученик предложил мне как-то пойти с ним нарезать веток бузины... Мы отправились в путь, и в мире - или в моей душе - стоял тогда какой-то особенно прекрасный день...

Земля была влажная, но снег сошел, у водостоков она уже вовсю зеленела, почки и только что появившиеся сережки уже окутали голые кусты дымкой, и воздух был душист, он был напоен запахом, полным жизни и полным противоречий, пахло влажной землей, гнилым листом и молодыми ростками... Мы подошли к кустам бузины, на них были крошечные почки, но листьев еще не было; и тогда я срезал ветку, в нос мне ударил горьковато-сладкий запах, который как бы вобрал в себя, сложил вместе и усилил все другие весенние запахи. Я был совершенно оглушен, я нюхал свой нож, нюхал свою руку, нюхал ветку; это ее сок пахнул так пронзительно и неотразимо...

Что ж, у каждого события своя магия, и на сей раз мое событие состояло в том, что наступающая весна, которую я, бродя по раскисшему лугу, слыша запахи земли и почек, уже остро и радостно почувствовал теперь в фортиссимо запаха бузины, - сгустилась, усилилась, стала чувственно воспринимаемым символом, очарованием.

Даже если бы это маленькое событие на том и закончилось, я, пожалуй, никогда бы уже не забыл этого запаха; нет, каждая новая встреча с ним, наверно, до самой старости будила бы во мне воспоминание о том первом разе, когда я осознал этот аромат. Но тут прибавилось и нечто другое. В ту пору я нашел альбом песен Франца Шуберта. И вот, в день того похода за бузиной или на следующий я открыл весеннюю песню Шуберта. Проснулся нежный ветерок"; и первые аккорды фортепианного аккомпанемента ошеломили меня как какое-то узнавание: эти аккорды пахли в точности так же, как та молодая бузина, так же горьковато-сладко, так же сильно и густо, так же были полны ранней весны!

С той минуты ассоциация "ранняя весна" - "запах бузины" - "шубертовский аккорд" стала для меня устойчивой и абсолютно законной, при звуках этого аккорда я тотчас же непременно слышу тот терпкий запах, и все вместе означает "ранняя весна". Для меня в этой частной ассоциации есть что-то прекрасное, с чем я ни за что не расстался бы..."

Этот удивительный принцип образных ассоциаций и соединение в одном перевеивании воспоминаний, мыслей, чувственных впечатлений, звуков и запахов Герман Гессе положил в основу построения цивилизации будущего, описанной в его романе "Игра в бисер".

И действительно, использование образов и образных фантазий в СК-2 открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания, умения управлять своим телом и побеждать болезни.

Поразительная сила образов (или эйдосов, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших времен и всегда широко использовалась в религиозных мистериях и системах древнерусского целительства.

Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось совсем недавно - в начале XX века.

-В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы Предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявленной им картинки настолько подробно, как будто продолжали видеть картинку перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это патологией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление "субъективно-оптическим наглядным образом".

В 1911 г. изучением этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йеиш (1883-1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли его брат Вальтер Йеяш, Освальд Кро, X. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое название для открытого В. Урбаячичем явления - эйдетизм, а для обладателя этой способностью - эйдетик (от греческого слова "эйдос" - образ).

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении-ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия- на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Как показал Э. Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном эйдетизме уже упоминал Г. Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э. Йенш предложил аналогийГс различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом. Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением. Водной своей крайности он может приближаться к последовательному образу, т. е. инерции зрительного раздражения (посмотрел на лампочку, закрыл глаза - а в глазах стоят блики), в другой своей крайности эйдетический образ приближается к образу представлений. По Э. Йеншу, положение эйдетического образа между этими полюсами определяется двояко: как условиями эксперимента, так и внутренней конституцией человека или типом его личности.

В 1920-х годах в "Психологическом журнале", издаваемом Институтом психологии Лейпцигского университета, а также в журнале "Физиология органов чувств" появляются отдельные главы книги "О строении мира восприятия и его структура в юности" под общей редакцией Э. Йенша. В них исследователи Марбургской школы сообщают об экспериментальном изучении пространственного восприятия подростков на эйдетической фазе развития. Основные исследования проводились в течение полутора лет - с сентября 1919 по январь 1921 гг. - в Институте психологии Маргбурского университета. Из большого числа подростков было отобрано 18 испытуемых от 11 до 17 лет и 2 студента 21 и 23 лет.

На основании проведенных экспериментов и контрольных испытаний Э. Йенш и его сотрудники смогли доказать психическую реальность эйдетических явлений. В 1925 г. в монографии "Об основных вопросах психологии цвета" Э. Йенш показывает невозможность простого причисления эйдетических образов к послеобразам или образам представлений.

К экспериментальному изучению эйдетизма привлекалось все большее количество детей в различных городах Германии. Э. Йен-шем и его сотрудниками была разработана классификация степени выраженности эйдетизма.

Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило, непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).

Первая ступень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).

Вторая ступень (2): фиксация необходима; слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).

Третья ступень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.

Четвертая ступень (4): ясные и полные зрительные образы образуются от сложных объектов.

Пятая ступень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями.

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм - это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые, художники и писатели: И. В. Гете, Д. Лондон, А. Белый, А. Толстой, К. Федин и другие. Так, К. Федин сообщает: "Я прежде всего слышу, что пишу", а А. Толстой говорит о своих образах: "Я их физически видел". А. Эйнштейн мог образно "видеть" силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины. Когда его спрашивали, как он пришел к открытию теории относительности, он рассказывал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит Земля и все, что с ней происходит.

Частота встречаемости эйдетизма зависит от того, какую степень выраженности эйдетизма брать в качестве критерия для исследования. Например, среди детей процент эйдетиков составлял 63% для учащихся. Явных эйдетиков было больше в тех классах, где ребята были более дружны, где использовали нагляд-ные пособия на уроках, где преподавался закон Божий.

В классах, где давали больше аналитические методы мышления, где из детей делали "маленьких взрослых", эйдетиков было мало.

Процент эйдетиков зависел также от географического месторасположения школ. Еще в 1922 г. Вальтер Йенш показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище кальция и калия. Это дало основание для разработки учения о психофизической конституции и связи эйдетических образов с железами внутренней секреции, в первую очередь, со щитовидной железой.

Еще больше различий наблюдалось в одних и тех же школах, но в разных классах, где использовались разные методы преподавания. Процент эйдетиков был больше там, где преподавание строилось на наглядности. Это дало основание М. Циллингу утверждать, что процент эйдетиков выше во вспомогательных школах, где принцип наглядности используется гораздо шире, чем в обычных школах. Однако другие исследователи не связывали ярко выраженный эйдетизм с низким интеллектом, а Освальд Кро показал даже, что высокая умственная одаренность также сочетается с эйдетизмом.