Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 7 из 124)

Позднее Э. Йенш пришел к выводу, что эйдетизм представляет собой закономерную стадию нормального детского развития и ярче всего проявляется у подростков. Дальнейшие исследования шли по пути выделения среди массы эйдетиков конституционных типов. Были выделены два основных типа.

Т-тип: зрительные образы ближе к послеобразам; малая "интеграция" зрительных образов с обычной психической жизнью; сильная зависимость зрительных образов от физических условий возбуждения органов чувств; от значимости, "интересности" предлагаемой картинки Яркость зрительного образа мало зависит: зрительные образы обычно плоские; испытуемые лишь с большим усилием могут изменить зрительный образ при помощи произвольного представления или совсем не могут это сделать; глаза у людей этого типа маленькие, глубоко посаженные, относительно безжизненные, без блеска, без одухотворенного выражения; моторика также мало "интегрирована", она скорее напоминает автомат или машину; в выраженных случаях может наблюдаться особое, натянутое, "перекошенное" выражение лица, известное клиницистам как "тетаническое лицо".

Б-тип: зрительные образы близки к образам представлений; характерна "интеграция" зрительных образов с обычной психической жизнью; образы воспринимаются не как чужое, навязанное извне, а как нечто принадлежащее "Я"; качество зрительных образов зависит от длительности запоминания; образ свободно исчезает и появляется, может быть легко изменен при помощи произвольного представления; развивая образ, испытуемые легко продолжают предложенные в образе события, сохраняя при этом цветовую тему и смысл; глаза большие, блестящие, живые, одухотворенные.

Предложенная Марбургской научной школой теория эйдетизма не укладывалась в общепринятую в то время схему Карла Ясперса:

По этой причине многие психологи, работающие в рамках схемы К. Ясперса, отрицали специфичность эйдетических феноменов.

С другой стороны, большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л. С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша: исследователя-экспериментатора. По его мнению, "изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом экспериментальной филвевфии, проникающей в психологические исследования". В своей лаборатории в Психологическом институте в Москве он повторил эксперименты Э. Йенша. Особое значение он придавал опыту по разрешению задачи В. Келера чисто сенсорным путем. В. Келер, экспериментально изучая интеллект человекообразных обезьян, ставил их в условия, когда обезьянам приходилось использовать орудие (палку), чтобы добиться цели (достать плод). Э. Йенш, а вслед за ним и Л. С. Выготский, в опытах с эйдетиками показали, что реально выполняемое обезьяной движение замещается у эйдетиков смещением объектов лишь в зрительном поле. Тем самым можно было говорить о единстве сенсорных и моторных процессов в данной интеллектуальной операции.

В специально посвященной эйдетизму главе в работе "Основные течения современной психологии" Л. С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность "видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет..." Л. С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Европы деля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если "ютешо детей-эйдетиков включать детей с латентной, т. е. скрытой явирвииеской формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

Л. С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считает, что "...эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности, есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству". В эйдетических образах, по Л. С. Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, и нельзя провести точной границы между тремя процессами. Л. С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что "образные представления являются как бы переходной ступенью от восприятий к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой - входя составными элементами в восприятие". "Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя таким образом свою основную психологическую функцию". Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л. С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов.

Итак, к 11-12 годам 40-60% детей уже находятся в природном СК, а потенциально - все 100% детей гениальны. И лишь к 14-17 годам дети, "вкусив плоды с запретного Древа Знания", заканчивают биолого-физиологическое левомозговое формирование критико-аналитического словесно-логического Сознания (Разума) и тем самым окончательно в своей основной массе теряют сказочно-райскую сверхспособность СК-мышления (эйдетического мышления). Видимо, Природа специально наделила этой сверхспособностью к сверхэффективному научению в СК-режиме повышенной внушаемости и чувствительности человеческих детенышей, чтобы они смогли быстрее и успешнее стать взрослой особью и выжить. Но став взрослыми, то есть "разумными", люди теряют природное СК, данное им всем от рождения и теперь их надо этому снова обучать. Как бы возвращая человека в мир Бога, делая его СК-методом богочеловеком...

В XVII в. индийский падишах Акбар проделал жестокий эксперимент: изолировал по одному несколько родившихся детей разных национальностей в отдельных комнатах и поручил уход за ними глухонемому слуге.

Когда через семь лет в комнаты вошли люди, они увидели человекообразных животных, у которых отсутствовали сознание и речь. Они плохо ходили, ползали, издавали бессмысленные звуки. Несмотря на последующие многолетние попытки, очеловечить их не удалось. Они плохо развивались физически, психически и физиологически. Умерли все в возрасте от 10 до 30 лет. Основные органы сформировались недоразвитыми и по величине, и функционально, интеллект лучшего из них, несмотря на интенсивное, но запоздалое воспитание, достиг лишь интеллекта двухлетнего ребенка.

Известны многочисленные примеры, когда дети по различным причинам вырастали без человеческого информационного воздействия, но получали информационное воздействие от окружающих их животных. Такие дети, выращенные животными, развивались лучше акбаровских - они ползали, как животные-"родители", ловко лазили по деревьям, рычали или мяукали, в их поведении замечалась "родительская" осмысленность, после попадания к людям такие дети, при попытках их воспитать, достигали в некоторых исключительных случаях интеллекта 4-летнего ребенка, выросшего в нормальных условиях. Однако психика и физиология этих "людей" на момент смерти до нормы так и не сформировалась, хотя жили эти особи в некоторых случаях до 40 лет. Такой вид человека мы назвали "маугли".

Ученые давно наблюдали эту зависимость общего развития человека от количества и качества информационного воздействия. Но никто не обратил внимания на физиологические последствия детского информационного голода. В основном исследовалась психика таких людей и их социальное поведение. Общеизвестно влияние средств массовой информации на людей - особенно телевидения. Всем ясно: кто хочет управлять людьми, должен получить контроль над средствами массовой информации, и тогда можно за определенное время сформировать у большинства населения любую психологию.

В зависимости от своевременного информационного воздействия выделяют следующие типы человека:

- "безынформационный" - человек, родившийся с сильно нарушенными информационными связями и не реагирующий на раздражение;

- "акбаровский" - человек, родившийся в нормальной среде, но выросший в условиях полной информационной изоляции;

- "маугли" - человек, выросший среди животной информации;

- "антисоциальный" - человек выросший в антисоциальном информационном окружении;

- "региональный" - человек, выросший на жестком информационном воздействии регионального социума;

- "моральный" - человек, воспитанный на исторических общечеловеческих информационных и нравственных ценностях.

Приведенная классификация показывает, что человек сформировывается лишь в процессе воспитания, что в человеке обязательно должен присутствовать исторический аспект, что человек

будущего может быть воспитан только с своевременным использованием психофизических развивающих систем; тогда изменяется архитектоника и струказра .мозга и мы можем получать человека

с эволюционно развитой психофизиологией, когда щщрвботает в безвербальном эйдетическом режиме (сходный режим работы мозга возникает при усвоении информации в трансовом скорочте

нии - чтении страницы одним мгновенным взглядом).

Серьезные исследования в области информационного обмена в природе были выполнены русскими учеными: академиками В. М. Бехтеревым, В. И. Вернадским, Л. П. Лазаревым, Ю. Б. Гуляевым, Ю. Б. Кобзаревым, Б. В. Раушенбахом, В. П. Казначеевым, В. М. Кандыбой, профессорами А. А. Гуревичем, Л. Л. Васильевым, И. М. Коганом, Э. Э. Годиком, С. П, Ситько, В. М. Инюшиным, А. Н. Меделяновским, А. И. Вейником, Б. И. Искаковым, исследователями Кирлиан, А. С. Новомейским, В. С. Троицким, В. П. Зин-ченко, Н. С. Кулагиной, В. И. Ожогиным, Д. В. Кандыбой.