Гроф указывает и на трансценденцию различия между Эго и элементами внешнего мира или, говоря обобщенно, между частью и целым. В ЛСД-сеансе возможно переживание себя кем-то или чем-то другим - либо с сохранением исходной идентичности, либо без таковой. Переживание себя в качестве бесконечно малой частицы Вселенной вовсе не кажется несовместимым с ощущением себя в то же самое время любой другой ее частью или же тотальностью всего существующего. Возможны переживания одновременно или попеременно различных форм идентичности. Одна крайность - полное отождествление с отдельным, ограниченным и от всего отчужденным биологическим существом, обитающим в материальном теле или действительно являющимся этим телом. Индивид отличен от всего остального и представляет собой только бесконечно малую и в конечном счете ничтожную частицу целого. Другой крайностью является полная эмпирическая идентификация с недифференцированным сознанием Универсального Разума или Пустоты и, таким образом, со всей космической сетью и с тотальностью существования. Этот опыт обладает парадоксальным свойством: он бессодержателен и ничто не существует в нем в конкретной форме, но в то же время все существующее кажется представленным в потенциальной, зародышевой форме.
Анализируя содержание ЛСД-явлений, Гроф разделил их на четыре типа переживаний:
1) абстрактные или эстетические переживания;
2) психодинамические или биографические;
3) перинатальные или дородовые;
4) трансперсональные или психогенетические.
Гроф считает, что в сфере сознания нет четких пределов и разграничений, тем не менее можно выделить четыре отдельных уровня или четыре области психики и соответствующего им опыта:
1)сенсорный барьер;
2) индивидуальное бессознательное;
3) уровень рождения и смерти;
4) трансперсональная область.
Гроф считает, что большинству людей вполне доступны переживания на всех четырех уровнях. Эти переживания можно наблюдать: во время сеансов с психоделическими препаратами; в экспериментальной психотерапии с использованием музыки, дыхания, танца, специальных движений тела; в лабораторных методах изменения сознания с помощью биологической обратной связи, лишении сна, сенсорной изоляции или сенсорной перегрузки, разнообразных кинестетических устройств; с помощью религиозных обрядов древности; восточных духовных практик; при спонтанных эпизодах неординарных состояний сознания; в шаманских процедурах; в ритуалах перехода - инициации; в церемониях целительсгва; в мистериях смерти-возрождения; в трансовых танцах; в экстатических религиях и др.
Гроф утверждает, что в измененных состояниях сознания исследователи часто ощущают себя утробным плодом и способны переживать различные аспекты биологического рождения с очень специфическими и достоверными подробностями, при этом родовая травма составляет, видимо, самую суть процесса. Поэтому Гроф называет эту сферу бессознательного "перинатальной". Гроф считает, что для теории и практики глубинной эмпирической работы весьма полезно постулировать существование гипотетических динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, и назвать их "базовыми перинатальными матрицами" (БПМ). Помимо того, что эти матрицы несут свое собственное эмоциональное и психосоматическое содержание, они действуют еще и как принципы организации материала на других уровнях бессознательного.
Гроф предложил дыхательный вариант эмпирической психотерапии, заключающийся в активизации бессознательного гипервентиляцией (глубоким и частым дыханием), разблокировании; энергии, сдерживаемой в эмоциональных и психосоматических симптомах, и в обращении сложившегося энергетического баланса в поток переживаний. Этот метод отреагирования (катарсиса) Гроф рекомендует для лечения самых разных заболеваний.
Метод Грофа основан на сочетании интенсивного дыхания, интроспективной ориентации, изменяющей музыки, непредвзятого подхода с расширенной картографией психики.
Пациента просят принять положение полулежа с закрытыми глазами, сосредоточиться на дыхании и удерживать режим дыхания более быстрый и эффективный, чем обычно. После 40-60 минут напряжения в теле скорее всего образуют стереотипную схему мышечной брони и в конце концов с продолжением гипервентиляции высвободятся. Кольца сильного сжатия могут развиваться вдоль позвоночника, они приобретают форму интенсивного опоясывающего давления или даже боли во лбу или в глазах, сжатия горла с напряжением и странными ощущениями вокруг рта и сведением челюстей, тугих поясов в области груди, пупа и низа живота. Кроме того, в кистях и руках, а также в ступнях и ногах обычно происходят характерные сокращения, иногда болезненные. В клинической практике сдавливание и напряжение бывает только в определенном месте. Карпопедальные спазмы (сокращения мышц кистей и ступней) являются обязательным физиологическим ответом организма на учащенное интенсивное дыхание и называются "синдромом гипервентиляции". Синдром часто сопровождается тревожным состоянием (у невротиков, склонных к истерии), тогда с ним справляются при помощи транквилизаторов, инъекций кальция или с помощью бумажного пакета, надетого на лицо. При продолжении дыхания области сжатия, как и карпопе-дальные спазмы, чаще всего релаксируют, и в конце концов, человек достигает чрезвычайно мирного, безмятежного состояния с видениями света и ощущением любви и единения.
Во время гипервентиляции по мере нарастания напряжений и их постепенного исчезновения, полезно представлять усиление давления при каждом вдохе и освобождение при выдохе. В это время у пациента (испытателя) могут возникать мощные переживания - детства, рождения и др.
Эффект гипервентиляции усиливается специальной музыкой и другими звуковыми эффектами, а также наличием других испытателей, особенно при работе в паре попеременно. На первом сеансе в течение часа треть достигает стадии трансперсонального опыта.
В идеале не нужно ничего, кроме поддержания определенной схемы дыхания и полного раскрытия всему, что бы ни происходило.
Иногда глубокое дыхание может спровоцировать элементы отреагирования - крики, кашель, рвоту. В этих случаях нужно дать этим абреативным реакциям выразиться и как можно скорее вернуть испытателя к контролируемому дыханию.
Необходимо убедить испытателя полностью отдаться возникающим ощущениям и эмоциям и искать подходящий способ их выражения (звуками, движениями, позами, гримасами, сотрясениями и т. д.), главное, чтобы ничего не анализировать. Функция врача - следить за потоком энергии и сдавливаниями, и помогать усиливать проявляющиеся процессы и ощущения, способствовать их полному переживанию и выражению. При этом пациент должен в течение всего процесса кратко сообщать о том, что происходит в его теле: места блокировок и сжатий, избыточные заряды в определенных областях, давление, боль, спазмы, холод, тепло, а также психологические реакции - тревога, чувство вины, гнев, удушье, тошнота, давление в мочевом пузыре и т. д.
Когда, пациент сообщает о давлении в голове или груди, врач подчеркивает давление именно в этих областях, просто положив туда руку. Аналогично, различные виды мышечной боли должны быть усилены глубоким массажем. Если пациент ощущает, что он толкается во что-то, врач обеспечивает сопротивление. Ритмичным надавливанием или массажем врач должен способствовать рвоте или спазматическому кашлю, переходящему в рвоту или выделение слизи. Ощущения удушья и сдавливания в области горла следует сопроводить надавливанием на нижнюю челюсть, ключицу или лестничную мышцу.
Основной принцип помощи врача - поддержать и усилить конкретный процесс, ни в коем случае не навязывая свои представления о том, что "должно" быть. Все должно быть автоматически и естественно, как в лучших аналогичных восточных практиках. Музыку следует слушать влюбленно, полностью ей отдаваясь и позволяя ей резонировать во всем теле с возникновением эмоции любви или слез, смеха, различных звуков, движений звуков, движений руками, ногами, головой, дрожи и т. д. Кстати, музыка должна быть красивой ("космической") и громкой, чисто записанная и качественно звучащая.
Итак, мы видим, что после всех своих рассуждений, Гроф взял обычные в России и на востоке методы воздействия на человека: дыхание, музыку, концентрацию внимания на ощущениях и движение.
4. МЕТОД ГРЭХЕМ
Визуализация - это использование в мыслительном процессе не слов, а зрительных образов. Мы все способны создавать мысленные образы, иначе говоря - способны к внутреннему зрению. Эта способность является функцией углубленных, древних отделов головного мозга. К сожалению, в ходе эволюции структуры, отвечающие за речевые функции, надстроились над отделами мозга, которые создают мысленные зрительные образы. Люди
научились выражать свои мысли словами. А этим - скрывать свою зависимость от осмысленных зрительных образов. Многие осознают это, только когда постоянная "словесная трескотня" в мозге приглушается или вовсе приостанавливается.
Такое состояние может возникать и само собой - во сне, при дремоте или задумчивости, а может и целенаправленно вызываться медитацией, гипнозом, аутогенной тренировкой или взлетом творческого воображения, то есть когда мы раскованы и перестаем мыслить словами.