Отсутствие мысленных образов часто связано с тем, что отрезок времени, в течение которого вы старались сделать их видимыми, был слишком короток, а вы чрезвычайно быстро сдались. Не стоит проявлять нетерпение. Ведь тогда вместо расслабления возникнет напряжение, при котором видения возникают не с такой легкостью, как хотелось бы, а визуализация становится все более и более трудной.
Если в процессе визуализации вы заметите у себя признаки нетерпения, это может означать, что подобное состояние отразится и на других ваших жизненных проблемах.
Самым подходящим для визуализации будет время перед отходом ко сну или же в постели, если только вы не используете визуализацию как средство против бессонницы, потому что очень возможно, она вызовет у вас сон.
Трудно не заснуть, если вы устроились слишком комфортно, например, в мягком кресле или на диване. Однако и в очень неудобных условиях провести сеанс визуализации не удастся.
Вот почему рекомендуется приступать к визуализации, когда вы сидите удобно, с хорошей поддержкой спины, рук и ног. Причем ступни должны прочно стоять на полу, руки покоиться на бедрах или на подлокотниках кресла, и никакие части тела не должны быть вывернуты или перекошены. Лучше освободиться от тесной одежды, снять обувь и очки.
Если вы закроете глаза, это поможет визуализации, но делать это не обязательно. Большинство людей легко вызывает у себя зрительные образы с открытыми глазами. Однако во втором случае уровень зрительного восприятия, конкурирующего с визуализацией, снижается, и вы сможете уделять больше внимания образам, возникающим в вашем воображении.
Исключение составляют люди, носящие контактные линзы. С закрытыми глазами они сразу же почувствуют дискомфорт. Если вы принадлежите к этой категории людей, вам лучше не закрывать глаза, а просто сфокусировать взгляд на какой-нибудь точке на полу или на стене. Точно так же следует поступить, если вы не можете зажмуриться из-за какого-нибудь физического изъяна, последствий травмы или операции.
Какое бы время и место вы ни выбрали для визуализации, постарайтесь, по крайней мере, вначале, проводить этот сеанс ежедневно. После некоторой практики вы сможете легко исключать внешние помехи, и окружающая обстановка станет для вас по большей части безразличной.
Я, например, успешно проводил сеансы в заполненной пациентами больничной палате, в помещении прямо над танцзалом, в шумных классах и на фоне звучащих сирен пожарной машины, скорой медицинской помощи, уличного шума, шторма и бури.
Самочувствие в этом случае гораздо важнее обстановки. У большинства людей беспокойство возникает, если на сеансе присутствуют посторонние, друзья или знакомые, которых набивается больше, чем обычно. Поэтому очень важно отыскать такое место, где вы сможете чувствовать себя спокойно и абсолютно расслабленно.
На практике отыскать подобное место часто оказывается нелегко. Многие из тех, кто приступил к визуализации, нередко именно по этой причине отказываются от продолжения занятий, даже если получили от них явную пользу. Такое поведение особенно характерно для женщин, которые чувствуют вину из-за того, что тратят время на себя, и беспокоятся, что окружающие сочтут их слишком занятыми собой.
Мужчины нередко чувствуют себя виноватыми из-за того, что "прохлаждаются", когда надо заниматься делами, зарабатывать на жизнь и добиваться поставленных целей.
Если вас беспокоит, что подумает ваша семья, друг или мойщик окон, когда увидит, как вы бездельничаете, лежа с закрытыми глазами, найдите место подальше от зрителей, где вам никто не будет мешать, например, в ванной, даже если для этого вам придется минут 20 отмокать там.
Если окажется трудным дисциплинировать себя настолько, чтобы проводить визуализацию регулярно, вам лучше присоединиться к группе или организовать ее самому и коллективно освоить и обсудить всю серию упражнений, которые будут описаны дальше в этой книге. Такой разговор может оказаться очень полезным и интересным. Так или иначе, но для получения положительных результатов надо систематически практиковать визуализацию.
Вас может останавливать не столько опасение, что вам не удастся вызвать у себя зрительные образы, сколько тревога, что ваша фантазия вдруг слишком разыграется. Или же вдруг, вместо того чтобы держать воображение на длинном поводке, вам захочется накинуть на него узду.
Тогда произойдет примерно то же, что происходит, когда наездник слишком натягивает вожжи, и лошадь начинает вертеться на месте и нисколько, пусть даже медленно, не двигается вперед. Если, приступая к визуализации, вы не отпустите накинутую на себя узду, ваше воображение тоже будет ходить по кругу, все время возвращаясь к одному и тому же и не продвигаясь никуда дальше.
Если вдруг ваше воображение начнет выкидывать всякие штучки - выдаст совершенно неожиданные, вовсе, неприемлемые образы, вы можете, конечно, попытаться поставить его под контроль. Но в таком случае вы полностью лишите свои усилия всякого смысла, точно так же, как, осадив лошадь, вы не позволите ей идти туда, куда она хочет.
Приступая к визуализации, вам необходимо уловить первый же образ, какой придет в голову, и дать ему время проясниться, стать отчетливым. Не сопротивляйтесь появлению каких-то других побочных образов и не подавляйте их с нетерпением прежде, чем они полностью оформятся.
Если хотите дать волю своему воображению, то должны помочь "наезднику" - вашему рассудку - расслабиться, забыть о разных соображениях, опасениях и заботах, которые преобладают в ваших мыслях. Возможно, тут возникнет новый источник беспокойства - опасение, что вы, пусть даже временно, потеряете власть над своим рассудком, а то и сам рассудок.
Однако на самом деле визуализация если чему и способствует, так это укреплению сознания и самоконтролю. Если вы освободитесь от ограничений, которые обычно налагает рассудок, то не только сможете осознать физические, физиологические, эмоциональные процессы, какие обычно находятся вне вашего осмысленного контроля, но и научиться оказывать на них прямое воздействие.
Не следует бояться, что вы затеряетесь под грудой собственных фантазий и, заглянув в свое "я", потеряете там и разум, и себя самого, словно в многократном зеркальном отражении. Забудьте, что в нашей культурной традиции интроверсия, или обращение внутрь себя, в собственный мир, самоуглубление, нередко рассматривается как причина, которая делает человека отстраненным, потусторонним, постепенно теряющим всякий контакт с реальностью.
Но может случиться и обратное - вас будет беспокоить собственная недостаточная погруженность в фантазии. В результате вы станете как бы сторонним наблюдателем разыгрывающихся в собственном воображении сцен - наблюдателем, который целиком поглощен самим собой и старается, чтобы все шло как надо. Однако это никоим образом не снижает ценности и действенности мысленных видений. Даже ни разу не погрузившись в образы фантазии полностью, можно пользоваться ими очень эффективно.
Вы можете считать визуализацию ребячеством и глупостью, не испытывая к ней особого интереса. Нет сомнения, что дети постоянно занимаются визуализацией. Для них фантазия - та же реальность. Заполненный картинами внутренний мир, который взрослым приходится открывать заново, для них распахнут сам собой. Он не формируется особыми приемами, а совершенно естественно служит источником детского творчества и способности учиться.
Поощряя воображение детей, мы способствуем их умению учиться и приспосабливаться к миру. И это вовсе не глупость. А вот что действительно нелепо, так это склонность многих взрослых пренебрегать собственным воображением и тем самым ограничивать свои творческие способности и умение приноравливаться к возникающей ситуации.
Страшно заглянуть в себя, в тайники своей души. Вдруг там нечто ужасное и вы потеряете уже не рассудок, а душу? Подобные страхи часто подогреваются служителями религии, рассматривающими реальные, но скрытые области сознания как вместилище дьявола.
Из-за того, что такие тайные, темные или теневые стороны личности часто ассоциируются со злом, безумием или грехом, люди стремятся не только скрыть их, но и поскорее от них избавиться.
Однако от нас скрыты и многие положительные качества, скажем нормальные инстинкты, адекватные реакции, реальные понятия и творческие импульсы. Если их игнорировать, то такое положение может привести к психическому и физическому расстройству. Вот почему, чтобы наилучшим образом сохранить свою целостность, вы обязаны знать обо всех сторонах собственной личности. Они должны быть осознаны и признаны. Такое стремление может принести вам только пользу.
Зачастую опыт встречи со зримыми образами, которые обычно приходят из скрытых областей сознания и высвечивают их, может оказаться весьма неприятным, даже болезненным. Это способно вызвать у вас сильное внутреннее противодействие. Но если глубже исследовать причины сопротивления, то окажется, что оно отражает именно те ваши отрицательные убеждения и предчувствия, которые вам же мешают в достижении успеха. А их можно изменить только тогда, когда они вынесены на поверхность.
Чрезмерное внимание к малейшей боли и другим раздражающим факторам - шумам, сквознякам и т. п. - как правило, отвлекает и не позволяет встретиться с миром воображения. За всем этим скрыто наше обычное нежелание заглянуть в себя. Визуализация даст максимальный эффект лишь тогда, когда вы выявите причины вашего внутреннего сопротивления и найдете в себе силы его преодолеть.
Зачастую мы не торопимся познакомиться со скрытыми, неведомыми даже самим себе сторонами собственной личности из страха: страшно увидеть себя таким, каков ты есть без прикрас, и признаться самому себе в собственных слабостях; страшно даже представить те последствия, которые подобная встреча будет иметь для нашей дальнейшей жизни. Учтите, не преодолев страха, вы и дальше будете оставаться со своими набившими оскомину проблемами, вместо того чтобы взять ответственность за преображение самого себя. Если вы способны признать мучающую вас проблему, важно попытаться осознать и устрашающие последствия возможных изменений.