Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 88 из 124)

Магнитная запись быстрее и непосредственнее. Она дает возможность детализировать впечатления, по мере того как те становятся все более подробными, и создает "звуковое сопровождение", которое еще больше подчеркнет существенные детали возникающих в вашем сознании образов. Вспомнить впоследствии их будет легко.

Однако запись на магнитофон не всегда удобна и ограничивает изложение впечатлений только словами, тогда как цель визуализации - помочь объединить словесную форму мышления с несловесной.

Запись в дневнике сохраняет большую часть недостатков, присущих магнитной, лишена непосредственности и вдобавок весьма трудоемка. Сложность многих зрительных образов и скорость их возникновения часто делают словесные отчеты неадекватными и непонятными.

Наиболее целесообразна запись, которая наряду со словами включает в себя рисунки. Использовать иллюстрации полезно: они не только подстегнут вашу память, но и позволят уточнить ваши собственные мысли по поводу возникающих в вашем сознании образов. Полезным дополнением к таким фиксациям станет сопоставление "мысль - картинка". В результате вы сможете создать свой собственный словарь символов. Образы, которые вы вызываете и записываете, не обязательно должны "иметь смысл". Осознаваемых и поддающихся словесному описанию связей между образом и объектом может и не быть. Достаточно лишь знать, кто или что стоит за определенным символом, и когда он повторится, вы сразу поймете, к чему или к кому он имеет отношение.

Некоторые подробности возникающих у вас образов будут иметь тенденцию повторяться в разных контекстах и в сочетании с различными деталями и, поначалу непонятные, впоследствии сделаются более ясными, осмысленными, уместными и значительными.

Вот почему ваши записи должны включать подробности случайных впечатлений или совпадений, появляющихся не только в процессе визуализации, но и после. Не удивляйтесь, если что-либо из увиденного в сеансе визуализации потом привидится в ваших снах, в состоянии задумчивости или даже обнаружится в реальной жизни. Учтите, такие совпадения, причем все без исключения, имеют глубокий смысл, но часто остаются без внимания и забываются. Визуализация может давать и "побочные эффекты", поскольку имеет свойства стимулировать мыслительные и бессознательные процессы, даже мечтания. Нет ничего необычного, если одни и те же символы или темы будут повторяться в снах, дреме и фантазиях. Сны могут дать разгадку прежде непонятных образов, визуализация же, в свою очередь, прояснит содержание снов. Как только мост между вашим сознанием и подсознанием наведен, последнее не упускает ни единой возможности им воспользоваться.

После визуализации сновидения учащаются и становятся более правдоподобными. Если прежде у вас не было цветных снов, теперь они могут появиться. Возможно, случится и такое, что вы будете лучше запоминать свои сны и сохранять их в памяти в большем количестве. Ведение дневника поможет вам выработать постоянное стремление к самоисследованию.

Подобные записи особенно полезны, когда визуализация применяется для лечения, для нормализации сна, для улучшения спортивных показателей, для совершенствования музыкального мастерства, везде, где необходимо добиться хорошего результата.

Важно не оставлять записи, ибо эффективность их велика. Вашим заметкам не обязательно выглядеть литературными и художественными шедеврами. По сути это памятки, которые позволяют обратиться к более ранним образам и следить как за самим ходом процесса, так и за его результатами. Со временем вы обнаружите, что способны все лучше концентрироваться на ваших образах и воспринимать их более детально. Но самое главное, записи помогают понять, что с вами происходит.

Полезнее всего записывать возникающие образы от первого лица и в настоящем времени. Такой порядок не только привязывает опыт к сегодняшнему моменту, но и помогает избежать проецирования вовне, на случай, если вы вдруг захотите переложить ответственность за получаемые результаты (создаваемые вами образы, ваши мысли, чувства, обиды, действия и даже заболевания) на внешние обстоятельства.

Из-за проецирования личных особенностей на мир вне нас и на других людей мы начинаем думать, что именно эти внешние силы ответственны за все, что с нами происходит, и жалуемся: "меня рассердили" или "меня утомили", вместо того чтобы сказать: "я рассердился" или "я устал", с чем бы и с кем бы это ни было связано. Словесные уловки лишь отдаляют нас от нас самих. Мы забываем, что именно мы и никто другой являемся источником наших чувств, и ответственны за них мы сами, а дело вовсе не в окружающем мире и уж тем более не потусторонних воздействиях, за которые мы не отвечаем.

Персонификация образов, их описание от первого лица и в настоящем времени производит обратное действие. Она помогает осознать свою личную ответственность и свою дееспособность, не позволяя нам ощущать себя жертвой обстоятельств. С помощью персонификации образов мы осознаем наш собственный вклад в наши же болезни и проблемы.

"Я вижу". Такой словесный прием помогает относиться к создаваемым нами мысленным образам как к результату собственного творчества, за который мы несем абсолютную ответственность и который по этой же самой причине почти наверняка имеет смысл, важно только изучить его повнимательнее.

Если вам нелегко определить, к чему или к кому относится тот или иной образ, все может измениться, как только вы его персонифицируете. К примеру, выражение "Я вижу перед собой холодное и неподвижное озеро с темными глубинами" может превратиться в "Я - холодное и неподвижное озеро с темными глубинами", что, по меньшей мере, даст вам пищу для размышлений.

Одно из самых распространенных заблуждений при работе с мысленными образами - предположение, будто значение их универсально и уже давно известно неким "экспертам", которые могут их истолковать. Подобные ошибочные взгляды в значительной степени навязаны психологами. Действительно, многие сновидения и фантазии поясняются в книгах по толкованию мыслительных образов и снов, но на самом деле, даже если ваши образы и содержат некоторые универсальные черты, они прежде всего составляют ваш собственный уникальный язык символов, который вы должны изучить, чтобы делать с него переводы. Два человека могут создать один и тот же мысленный образ, но его значение будет разным для каждого из них.

Это хорошо видно на примере Кристины и Филлис.

Кристина была озадачена. Во время визуализации у нее часто возникали видения виноградной лозы, которые она никак не могла объяснить. Все прояснилось, когда Кристина предположила, что видение может быть связано с чувством вины. Она вспомнила, как, прочитав об особой пользе винограда для детского организма, стала закармливать им свою дочь. Через некоторое время обнаружилось, что у девочки аллергия на виноград, и именно этой аллергией объяснялись постоянные недомогания дочери. Чувство вины перед дочерью мучило Кристину, хотя меры были приняты уже несколько лет назад.

Приступив к визуализации, Филлис обнаружила, что виноград присутствует чуть ли не во всех ситуациях, какие она могла представить себе мысленным взором. Никакого смысла она в этом не находила, тем более что эта ягода не имела отношения ни к каким другим деталям создаваемых ею зрительных образов. Когда руководительница занятий по визуализации предложила ей описать образы подробнее, выяснилось, что грозди винограда оказались не настоящими, а отлитыми из стекла. Однако смысла в этом содержалось еще меньше. Когда же Филлис спросили, какие ассоциации связаны у нее со стеклянным виноградом, она вспомнила, что похожее украшение для комнаты когда-то подарила ей мать. Самой Филлис оно очень не нравилось, но девушка исправно выставляла его на каминную полку всякий раз, когда мать навещала ее, а все остальное время прятала. После смерти матери вещица была отправлена на чердак, а еще через несколько лет ее вообще кому-то отдали. Однако у Филлис осталось чувство вины не только из-за того, что эта история подчеркнула различия между дочерью и матерью во многом, касающемся вкуса и этикета, но и от сознания, что Филлис невзлюбила и отвергла мамин подарок, сделанный от чистого сердца. Филлис поняла, что виноград был для нее символом ее отношения к матери, и когда она исследовала возникшие при визуализации образы, ей удалось понять, что происходило в ее детстве и какое значение давние разногласия с матерью имели для всей ее последующей жизни.

Истолкование ваших собственных образов другими людьми, какими бы они ни были знатоками, выявит подробности символики этих людей, а не вашей, и может ввести вас в глубокое заблуждение. Куда лучше, подобно Филлис с Кристиной, самостоятельно исследовать личный символический словарь, его смысл и возможные применения.

Внимательно проверьте все особенности ваших образов, возможные ключи к их раскрытию, сходные с ними мысленные построения, вызываемые ими ассоциации, воспоминания, а также ваши реакции на них. Если вы будете проводить подробное исследование совместно с кем-либо, следует убедиться, что открытое вами значение символов не затемняется переводами, которые делает этот кто-то. Не следует и вам навязывать свое толкование его образу.

Можно очень ясно чувствовать, как много для вас значат ваши воображаемые образы, не зная при этом, что именно они означают. В большинстве своем мы склонны искать любые ответы и решения во внешнем мире, а не внутри себя. Это отражает не только нашу привычку перекладывать ответственность на других, но и общую направленность западной культуры на все внешнее, которая поощряет уважение к мнению властей и экспертов, особенно по части медицины.

Главная проблема, связанная с самопомощью при заболевании, заключается в том, чтобы признать личную ответственность перед собой, поверить в свои силы и возможности.