Смекни!
smekni.com

Психическая саморегуляция (стр. 89 из 124)

Тем не менее смысл наших мысленных образов не всегда очевиден сразу, и, дабы понять его, может потребоваться помощь. Без нее образы и рождаемые ими сильные чувства способны озадачить, смутить, встревожить, а иногда и вызвать сильное расстройство. Если же "непереведенные" образы повторяются снова и снова без ясного понимания их смысла, конечный результат может оказаться далеким от ожидаемого. Например, женщина, которая из раза в раз представляла, как целебные силы ее организма "разрушают" вредоносные сорняки, символизирующие болезнь, только через немалый промежуток времени поняла, что видимая ею в воображении пена была вовсе не гербицидом, а всего лишь мыльным концентратом.

Снизить вероятность положительного воздействия и благоприятного исхода визуализации могут узкие и негативные размышления. К примеру, целительная сила, "мобилизованная" одним онкологическим больным на борьбу с разрастанием опухоли, приняла облик двоих рабочих, блокировавших затопленный тоннель метро с помощью переносной бетономешалки, ведра и двух лопат. Такой несуразный образ едва ли мог оказаться эффективным.

Работа с мысленными образами напоминает колоссальную головоломку, в которой необходимо соединить воедино все ее несообразные детали. Результат достигается прежде всего выявлением связи между отдельными элементами. Принести пользу может и простая словесная ассоциация, даже лучше, если цепочка записанных вами зрительных образов окажется не слишком длинной.

Проводить мозговой штурм сложной проблемы лучше всего, сделав набросок занимающего вас образа на большом листе бумаги или мелом на черной доске. Рассматривая рисунок, дополняйте его словами и ассоциирующимися с ним картинками. Каждому пришедшему в голову элементу отводите строго определенное место. Обычно он размещается в соответствии с определенной деталью зрительного образа или же связанным с ней ключевым словом. В любом случае работу следует продолжать до тех пор, пока ассоциации не иссякнут или весь лист не окажется заполненным.

Можно зафиксировать тысячи элементов, каждый из которых будет связан с другими. Связи между элементами легче всего прояснить, расставляя сходные элементы рядом. В итоге получится обширный чертеж в виде круглой паутины или индуистской схемы строения мира, которая будет отражать ваш внутренний мир гораздо полнее, нежели обычно составляемые линейные цепи ассоциаций.

Подобные схемы помогают не только умножать и разворачивать возникающие образы, но и генерировать новые идеи, составлять проекты в любой области творчества. Стоит предупредить: поскольку большинство из нас обучено упорядочивать свои мысли в виде списков или диаграмм, то для того, чтобы освоиться с предлагаемой процедурой и эффективно ею пользоваться, многим может потребоваться значительное время.

Мысленные образы нередко выглядят своего рода каламбурами, как словесными, так и визуальными, и их тоже надо включать в создаваемые вами схемы. Каламбуры и двусмысленности часто насыщены глубоким содержанием, как это видно на примере стеклянного винограда, озадачившего Филлис, и к ним надо относиться серьезно.

С мысленными образами можно работать по-разному. Яркий пример такой работы был показан в фильме Стивена Спилберга "Близкие контакты третьего вида".

Герой этой кинокартины пытался понять значение смутных образов, обнаруженных в пейзаже, рисуя их, делая модели из глины и картофельного пюре, строя земляные сооружения, применяя самые разнообразные конструкции.

В итоге ему удалось определить сущность образа настолько, что он узнал его реальный прототип, когда тот показали по телевидению. Этот же пример показывает, как создание подобий может по-новому осветить загадочный образ и помочь решению головоломки, которую тот преподносит.

Используйте любую технику и любой материал. Рисуйте, лепите, разыгрывайте воображаемые сцены с помощью вырезанных из картона фигурок, кукол или игрушек, играйте воображаемые сцены сами, привлекайте к ним друзей и даже профессиональных актеров. Воображаемые вами персонажи могут лечь в основу ролевых игр, для картонных фигурок можно придумывать нечто вроде скетчей. Способов работы с мысленными образами бесчисленное множество. Пользуйтесь книгами, прибегайте к советам консультантов, творите сами, и вы начнете лучше понимать персональную символику ваших образов.

Бывает, что значение некоторых образов проясняется в результате неожиданных озарений, которые могут посетить вас в любой сфере деятельности и оказаться весьма впечатляющими.

Подобный эффект "эврики" часто приводит к внезапным коренным изменениям в сознании, однако мысленные образы могут по-прежнему появляться без сколько-нибудь серьезного проникновения в их смысл. В любом случае их не следует отбрасывать или игнорировать, а, напротив, надо взять на заметку. Обычно в ходе визуализации разрешение проблем происходит самопроизвольно, но, как и в медицине, когда несмотря на лечение симптомы болезни сохраняются, рекомендуется обратиться за помощью к другим.

Облегчить процесс понимания вами собственных мысленных образов способны люди самых разных специальностей, будь то врачи-терапевты, писатели или просто друзья. Они могут помочь исследовать ваши чувства и реакции на возникающие образы и разобраться в ассоциациях, которые у вас появляются. Эти люди способны даже усилить ваши реакции, сообщив о своих ассоциациях и собственных реакциях на ваши образы. Они могут указать вам на сходные образы в мифологии и тайных эзотерических традициях, предназначенных только для посвященных, и показать возможные их значения. Единственное, чего не следует делать, так это подталкивать их к тому, чтобы они "переводили" ваши образы за вас.

Иногда, поняв, что без посторонней помощи и руководства вам трудно извлечь из собственных мысленных образов какой-то смысл, вы перестаете заниматься визуализацией. Впрочем, заставить отказаться от более подробного с ней знакомства может отнюдь не отсутствие интереса, энтузиазма или самодисциплины, но скорее отвлекающие потребности, дела и заботы, а также недостаточная поддержка и понимание в семье и в кругу друзей. Эти факторы способны серьезно снизить эффективность ваших занятий визуализацией, и, приступая к ним, следует иметь подобную опасность в виду.

Визуализация благоприятствует расслаблению и может привлечь вас именно этим. Расслабление - это освобождение от привычного физического или психического напряжения. Расслабление прямо противоположно нервному перенапряжению, которое давно считается причиной многих физических и психических расстройств и вызывает проблемы с поведением. Расслабление, или покой, служит противоядием от всех недугов и широко применяется для лечения.

Совет расслабиться обычно совершенно бесполезен, ибо мало кто знает, как это сделать. Поэтому "лечение покоем" редко оправдывает свое название. Расслабиться вовсе не значит просто лечь в постель, развалиться перед телевизором или пропустить пару рюмок с приятелем. Расслабление - это сдвиг всего комплекса физиологической деятельности организма, и достичь его без соответствующей тренировки и практики практически невозможно.

Внешне вы можете быть спокойны, при этом тихо лежать на диване, но никаких серьезных физиологических изменений у вас не произойдет и через несколько часов. Даже когда вы чувствуете себя расслабленным, физическое возбуждение и мышечное напряжение вас не покидают ни на минуту и могут проявляться в прерывистом дыхании, повышенной частоте пульса, непроизвольных местных рефлексах, таких как морщины на лбу, напряжение лицевых мускулов и сглатывание. Полное расслабление выглядит иначе: всякое напряжение отсутствует, дыхание равномерно, частота пульса падает, конечности мягкие и податливые, а непроизвольные рефлексы не заставляют вас сглатывать или щуриться.

Обычно человек не в состоянии точно определить, расслаблен он или нет. Даже сильное мышечное напряжение иной раз не осознается, и то, что обычно считается расслабленностью, или покоем, часто таковым не является. Старание расслабиться и успокоиться может привести к обратному результату, то есть вызвать нетерпение и в конечном счете расстройство, и наоборот.

Традиционные процедуры для расслабления основывались на предположении, что их можно начинать только в том случае, если вы знаете, какой участок тела и по какой причине у вас напряжен. Другими словами, если человек способен вызвать мышечное напряжение, то он способен с легкостью его отменить. Сначала надо выявить напряжение в отдельных группах мышц, а потом их ослабить, и делать это постепенно, не торопясь, чтобы научить организм реагировать должным образом. Для человека неопытного подобный процесс "напряжение - расслабление" оказывается весьма длительным и требует регулярной тренировки. Но и овладев этой техникой, вы вряд ли достигнете реального расслабления. Развитие мышечной чувствительности и ощущения состояния собственного тела безусловно полезно, однако само расслабление - это нечто большее.

Полное расслабление возможно только тогда, когда приостановлены все психические процессы, так как напряжение в теле создается в результате психических реакций и, следовательно, эмоционального напряжения, внутренних конфликтов, страхов и беспокойства. Когда налицо психологическое напряжение, добиться физического расслабления трудно, и в самом лучшем случае оно будет ограниченным.

Например, Роберт научился расслабляться так эффективно, что уже не чувствовал собственного тела. Однако стоило ему отвлечься от "снятия" мышечного зажима, он начинал думать о своих финансовых проблемах, и прежнее состояние возвращалось.

Психологическое напряжение в значительной степени возникает вследствие рационального логического словесного мышления как реакция на бесконечно протекающий в наших головах поток слов. Этот поток практически не иссякает, когда мы бодрствуем, и обычно приостанавливается на время сна. Именно в сновидениях словесное мышление самопроизвольно уступает место зрительным и другим порожденным чувствами образам. Реже подобная замена может происходить и в некоторых других ситуациях - когда мы фантазируем, дремлем или когда нами овладевает задумчивость. Кроме того, словесный поток в сознании может приостанавливаться во время активной деятельности, которая полностью нас поглощает, будь то рыбная ловля, спортивная игра, рисование или танец.