Как показывает случай с Кэт, в проявление боли вносят вклад не только физические, но и психологические воздействия. Мы привыкли считать, что боль терзает только наше тело, но по сути она живет в нашем сознании. Наши болевые ощущения зависят от нашего обостренного внимания к ней, воспоминаний, надежд, убеждений, воображения и даже образования.
Ощущение боли усиливается, когда мы испытываем беспокойство, потому что тревога вызывает напряжение мышц, а оно в свою очередь усиливает боль. Визуализация может оказать обратное воздействие, помогая нам расслабиться.
Боль усиливается, если мы концентрируем на ней свое внимание. Но когда удается от нее отвлечься, она притухает. Визуализация облегчает боль, направляя нашу сосредоточенность на другой объект.
Обычный жизненный опыт и серьезные научные исследования так или иначе подтверждают мнение, что предвкушение боли гарантирует болевую реакцию, которая без этого предвкушения не возникла бы вообще или не ощущалась бы так остро. Если мы уверены, что с источником боли ничего нельзя поделать, появление боли станет неизбежным.
По печальной иронии это один из недостатков многих медицинских процедур, которые приковывают внимание пациента к боли, а не отвлекают от нее. У врачей есть манера предупреждать: "Будет чуть-чуть больно", когда они делают инъекцию или берут кровь на анализ. Повышая психологически чувствительность к боли, они часто "программируют" онкологических пациентов на ожидание страданий, дискомфорта, тошноты, облысения как нормальных последствий применяемых медицинских мер.
Но, наверное, самый яркий и распространенный пример неуместного использования "принципа пытки" дают роды, когда женщину сплошь и рядом подталкивают к тому, чтобы она думала о боли, а не о радости от рождения ребенка, ожидая неприятных, а не самых счастливых мгновений в своей жизни.
Если мы поверим, что с болью можно справиться, то перестанем замечать ее гораздо скорее, чем если бы мы считали, что с нею ничего не поделаешь. Уверенность, что с болью можно совладать, способна привести к самым положительным результатам, даже если на самом деле боль и не поддается иному контролю.
Главное - это ощущение управляемости болью. Вы просто станете лучше себя чувствовать, если будете считать, что в состоянии взять боль под контроль. Обычно одного этого бывает достаточно, чтобы снизить интенсивность острого болевого синдрома, поскольку в значительной мере снимаются беспокойство и чувство неопределенности.
Если боль хроническая, то убежденность в вероятности с ней справиться тем важнее, чем сильнее сама боль. Важным моментом лечения будет не только терапевтический способ, но и вера больного в то, что тот непременно подействует. Очень важно убедить пациента поверить в возможность контролировать собственную боль. Лишая боль ее субъективных и психологических сторон, полагая, что все это несущественно, врачи могут иной раз совсем не желая того усиливать у пациентов болевые ощущения. И это вместо того чтобы своими действиями внушать им чувство ответственности за свои ощущения. В конечном итоге такие врачи усугубляют у пациента его худшие ожидания и соответственно усиливают напряжение и беспокойство. Между тем психологические подходы к боли не усиливают ее, а облегчают. Они основаны на приемах, которые объединяют и расслабление, и визуализацию, чтобы пациент смог все понять и изменить свои убеждения о природе боли и о ее восприятии.
Такими способами можно воздействовать на боль, а не противодействовать ей, встречать ее лицом к лицу, а не прятаться от нее. С помощью зрительных образов мы можем вступить в общение с болью и таким путем обрести чувство контроля над ней. Такой подход поможет снизить беспокойство и разорвать порочный круг, включающий страх и напряжение, которые громоздятся друг на друга и часто подавляют нас, когда мы испытываем хроническую боль. Если нам не так страшно, то легче выработать в себе более позитивное отношение к ситуации, что в свою очередь снизит напряжение, и тогда постепенно, перестав нервничать, мы все больше будем выводить боль из фокуса нашего внимания.
Чем меньший страх мы будем испытывать перед болью, тем больше внимания мы сможем обратить на личную жизнь и ее радости.
Даже в безнадежном состоянии с помощью визуализации больной сможет значительно улучшить свое самочувствие. Таким образом визуализация не только сама помогает ослабить боль, но и содействует успеху других методов лечения. Кроме того, она может помочь более глубокому проникновению в природу боли, уяснить роль не только физических причин, но и воздействия психики на течение болезни. Зрительные образы для сообщений о боли часто применяются детьми, но не взрослыми. В отличие от детей мы должны заново научиться находить дорожку к своему воображению и извлекать из него пользу. Далее приводится упражнение, которое эффективно облегчает боль и помогает понять ее природу.
Упражнение 7. Проникновение в боль
Расслабьтесь удобным для вас способом и определите болевые точки, которые сохранились в вашем теле, или такие участки, которые, по вашим предположениям, могут заболеть. Сфокусируйте внимание на каждом из них в отдельности, но при этом не мешайте возникающим в ответ на ваши ощущения зрительным образам полностью сформироваться.
Старайтесь никак их не ограничивать и не подвергать критике, просто воспринимайте все, что только приходит вам в голову. Если ничего не возникает, не пытайтесь насильно вызвать образы, а расслабьтесь еще больше, продолжая удерживать интересующее вас больное место в фокусе внимания.
Когда образ сформируется, отметьте его особенности, обращая основное внимание на цвет, форму и размеры, а также подумайте, какие выводы вы способны извлечь из увиденного. Вероятно, вы сможете как-то общаться с возникшим в воображении образом, тогда спросите, зачем он появился и что предполагает сделать. Узнайте, что ему нужно от вас и можете ли вы что-то сделать для него.
Затем попробуйте изменить окраску образа и при этом обратите внимание на любые ваши реакции - физические, эмоциональные или мыслительные. Потом измените его форму и размеры. Поэкспериментируйте с различными превращениями, какие только вы способны произвести со зримым образом вашей боли, все время прислушиваясь к своим ощущениям и реакциям. Произведя как можно больше всяких изменений, сожмите прообраз боли в кулак, выведите ее за пределы вашего тела и выбросьте куда-нибудь подальше, чтобы она совсем скрылась с глаз долой. Если, напротив, захотите позволить боли вернуться и занять прежнее место в вашем теле, опять же обратите внимание на малейшие свои ощущения. Проделав все это, заставьте видения исчезнуть, возвратитесь в свое обычное состояние и запишите впечатления.
Большинству людей легче представить боль зрительно, чем описать словами. Это хорошо делают дети. Рассказывая о боли, они используют образные выражения, которые часто воспринимаются взрослыми как чепуха. При таком отношении, да еще убеждая ребят, что "чудищ в темноте" не бывает и "крокодилов под кроватью" тоже, взрослые не только частенько терпят неудачу в попытках понять, что стоит за этими образами, но и лишают детвору возможности излечиться самостоятельно. Значение зрительных образов для выявления природы и значения боли в наши дни признается все шире, и изображения охотно используются для ее исследования и лечения, особенно в сочетании с другими психологическими методами.
Словарь для описания боли весьма скуден, поэтому боль трудно выразить словами. Легче ее изобразить. Когда детей или взрослых просят нарисовать боль, чаще всего они используют черный, оранжевый и коричневый цвета, реже - пурпурный и зеленый. Чем сильнее боль, тем вероятнее, что она будет черной или красной. Обычно у изображений более острой боли и размеры получаются больше, а дети нередко рисуют острую боль в абстрактных формах, передающих понятие "остроты". Но очень сильную боль они обычно изображают более плавными линиями с округлыми, а не зазубренными краями.
Взрослые реже, чем дети, пользуются абстрактными рисунками и предпочитают вставлять в свои картинки слова и даже целые фразы.
Многие находят, что различные трансформации зрительных образов производят сильные и впечатляющие эффекты. Закругление краев видения может вызвать ослабление боли, так же, как и иное изменение его формы. Некоторым достаточно представить, как меняется цвет образа боли.
Облегчение может принести замена красного либо оранжевого цвета на голубой или зеленый, особенно если боль воспринимается как жгучая или свирепая. Головная боль от перенапряжения или от мигрени обычно благоприятно реагирует на голубой цвет.
Ощущения, которые передаются иссиня-черным цветом, хорошо отвечают на красный или оранжевый, а если цвет более интенсивный, то снизить боль можно ослабив интенсивность цвета.
Так, боль в горле у Роджера начала проходить, когда он стал менять красный цвет образа на синий. А Ширли добилась значительного облегчения ревматоидного артрита, изменив зеленую окраску боли на оранжевую.
Определить наиболее подходящий для облегчения вашей боли цвет можно, проведя различные пробы. Боль станет не такой мучительной, если представить себе, что она съеживается. Можно ее сжать так, что она совсем исчезнет, а еще лучше вообще вывести ее за пределы тела, чтобы не "видеть" и не чувствовать. Но если с самого начала опыта вы станете ожидать, что боль вернется, она так и сделает, потому что подобные ожидания равносильны приглашению. Однако, если вы сможете добиться хотя бы мимолетного облегчения, этого достаточно, чтобы убедиться - вы контролируете свое восприятие боли, а значит, и ее переживание. При постоянной практике вы сумеете развить свою способность контролировать и продлевать периоды избавления от боли.