Вернувшись на свою роскошную виллу, сектанты приступили к ритуалу «улета на другие планеты». Каждый из них написал прощальную записку в Интернете и записал свое последнее выступление на видеокамеру. На видеопленке небесновратовцы выглядят очень спокойными и даже шутят (правда, если эти шутки и казались кому-либо смешными, то только им самим).
Уходили партиями по пятнадцать человек. Каждый съедал по порции сладкого крема, начиненного раствором барбитуратов (мощных снотворных средств), и запивал его водкой — чтобы лучше подействовало. Затем галактические путешественники ложились на свои кровати. Когда они засыпали, их братья надевали им на головы пластмассовые мешки и накрывали их шелковыми платками.
На следующий день «улетели» еще пятнадцать человек. Через сутки еще семеро. Последних двух, покончивших с собой на четвертый день и, наверное, уже задыхавшихся от трупного запаха, нашли без мешков на голове. Надеть их было уже некому...
Но страшный рекорд по численности убитых адептов был поставлен в 2000 г. в местечке Канунгу — в 320 километрах от Кампалы — столицы Уганды. Речь идет о вышедшей из Римо-католической церкви тоталитарной секте «Движение за возрождение десяти заповедей Бога».
Основательницей угандийской секты-убийцы является бывшая проститутка Кредония Мверинда, которая в 1989 г. заявила, что, будучи в трансе на священной горе, получила приказание от явившейся ей Девы Марии стать ее вестницей[4].
Мверинда вскоре нашла двух первых последователей: Джозефа Кибветере — богатого землевладельца и неудавшегося политика и Доминика Катарибабо — одержимого и озлобленного римо-католического священника. Эта троица сумела привлечь к себе сотни адептов, переселившихся на ферму Кибветере.
Как стало известно впоследствии, Кибветере несколько лет назад наблюдался в расположенной в столице страны психиатрической больнице. По словам врачей, их бывший пациент демонстрировал «классические симптомы» маниакальной депрессии и мании величия. Однако вскоре он перестал посещать больницу. Власти страны, зарегистрировавшие секту как неправительственную организацию, уверяют, что ничего не знали о психической болезни ее руководителя.
Люди, пережившие потрясения в ходе этнических чисток и эпидемии СПИДа, легко вступали в секту, обещавшую навсегда увести их от всех сложностей и трагедий. Мверинда проповедовала в костеле Катарибабо, что терпение Бога подходит к концу, мир близится к своему уничтожению и только их движение под названием «За возрождение десяти заповедей Бога» будет избавлено от уничтожения.
Членство в движении означало беспрекословное повиновение лидерам и долгие часы в молитве. Хотя члены секты формально оставались римо-католиками, они полностью подчинялись Кредонии Мверинде и даже отдали ей своих детей, которые содержались отдельно от взрослых в полуразрушенном сарае. Многие из них были тяжело больны и страдали от недостатка питания.
Епископ Джон Бэптист Кабуки обвинил лидеров секты в ереси и анафематствовал их. Они в ответ анафематствовали епископа Кабуки, и Мверинда провозгласила Кибветере новым епископом. Кибветере переселился в комнату к Мверинде, чтобы «вместе с ней принимать небесных посетителей». Когда жена «епископа» Тереза обвинила его в супружеской измене, Мверинда жестоко избила ее и сожгла все ее имущество. Тереза и ее сын в конце концов сбежали из секты.
После этого инцидента Мверинда объявила, что все ее последователи должны уйти с фермы и поселиться в Канунге — «Новом Иерусалиме», избранном для них «Богом и Иисусом». В то же самое время, в 1993 г., у Кибветере кончились деньги. Адепты должны были отдать в секту все свое имущество, деньги от продажи которого использовались на содержание секты. По ночам члены секты должны были молиться в самодельной церкви под названием «дом Девы Марии». Молитва продолжалась всю ночь без перерыва. Группа охранников, которые назывались «благословенные Божий», поддерживали дисциплину жестокими избиениями.
Мверинда впервые объявила, что конец света состоится 9 мая 1995 г. Затем конец света был перенесен на 25 мая, и с тех пор дата его регулярно отодвигалась. Римо-католический священник Пол, бывший членом секты, теперь утверждает, что организация была водима сатаной и что он призывал людей покинуть ее. В конце концов он действительно бежал из секты с семьюдесятью членами. Постепенно и другие адепты начали волноваться. Поскольку конец света все не наступал, встал вопрос о возврате пожертвованных денег. Однако адепты слишком сильно зависели от своих лидеров, чтобы решиться на разрыв с сектой.
Было объявлено, что конец света наступит 1 января 2000 г. Когда и в этот раз ничего не случилось, жалобы стали высказываться открыто. Кредонии удалось погасить недовольство объявлением абсолютно верной и окончательной даты — 17 марта 2000 г. Все, что было можно продать из пожертвованного имущества, было ею продано, а остатки сожжены. Все дома были провозглашены святилищами. Был объявлен абсолютный пост и непрекращающаяся молитва в церкви, потому что все, кого конец света застанет не в молитве, будут уничтожены вместе с неверующими.
Юный Питер Ахимбесибве, не в силах терпеть голод, выскользнул из здания и увидел, как «благословенные Божий» заколачивают гвоздями церковные окна. Вскоре после этого раздался мощный взрыв, но даже он не мог заглушить ужасные крики и вопли. Было подожжено около ста галлонов бензина, который руководители секты назвали «топливом для поездки на небо». Тогда погибли более 500 членов секты.
От первоначальной теории о массовом самоубийстве пришлось отказаться после того, как полицейские одну за другой делали страшные находки: шесть зарубленных топором тел в доме Мверинды, 81 тело в общей могиле и еще 47 закопанных в саду Катарибабы. Эти жертвы были задушены их собственными четками.
Соседи показали, что сектанты выстроили высокий забор вокруг своей территории. Они видели, как наполненные людьми автобусы подъезжали к воротам на рассвете и пассажиры скрывались за высоким забором. Соседи чувствовали определенное беспокойство, потому что число вошедших намного превышало количество выходивших.
Сотни других трупов были обнаружены на принадлежащих секте территориях, Выживших почти не было. Как предполагает сын Кибветере, его отец погиб с остальными. Что же касается Кредонии Мверинды, то, похоже, она осталась жива. Вскоре после катастрофы ее видели уезжающей на собственной машине на север страны. Если это так, то она сбежала со всеми деньгами, которые только могла унести.
В этой жуткой истории есть еще один аспект: жертвы секты, которых столь жестоко эксплуатировали в их жизни и которых убили таким страшным способом, были обмануты и после своей смерти. Их тела были сброшены в общие могилы и закопаны без молитвы как тела еретиков и самоубийц.
Выдающийся психолог Роберт Лифтон, еще в начале 60-х гг. впервые сформулировавший законы промывания мозгов и контролирования сознания[5], в одной из своих работ пытался, сравнивая Асахару и Эпплуайта, понять, что приводит лидеров сект к тяжким преступлениям.
Согласно Лифтону, одним из главных условий формирования будущего гуру является принятие им на себя функции мифологического героя. Гуру должен пройти через борьбу со смертью и просветить учеников новым видением смерти, чтобы укрепить их жизненные силы. Когда гуру формирует свою собственную мифологию, в ней непременно должен присутствовать рассказ о религиозном пробуждении и просветлении. Например, Асахара говорил, что в его молодости у него возникали конфликты с законом всякий раз, когда его искушали сомнения, а когда ему исполнилось тридцать лет, ему явился индуистский бог Шива. Шива — бог разрушения и созидания — призвал Асахару возглавить армию богов в их борьбе против сил тьмы. По словам Лифтона, у Асахары был определенный талант: он привлекал своих учеников, предлагая им мистические построения на некой буддийской почве, которые казались им живее всего, что они знали ранее. Он обещал своим ученикам, что они могут достичь бессмертия, взойдя на высокий духовный уровень. Эпплуайт с той же манией величия утверждал о своей тождественности со Христом и об исключительности и спасительности своей миссии.
Такая же мания величия, выражающаяся, в частности, в создании «героического мифа», присуща и другим лидерам тоталитарных сект, описанных на этих страницах. Это, в конце концов, сделало «Аум Синрикё» сектой-убийцей, стремящейся уничтожить весь мир и оставить в живых лишь своих членов секты как некую высшую расу. Целью Эпплуайта было создать новую эволюционную ступень, чтобы позволить людям возвыситься над собственной человечностью. Для описания мира как места зла и пустоты он и его сторонники использовали такие интересные экологические образы, как «человеческие сорняки, которые заглушают сад». Сектанты видели небеса и как духовное царство, и как место, где люди будут находиться буквально и биологически. К чему привели эти теории — известно.
Хотя «Аум» применила насилие по отношению к другим людям, а члены «Небесных врат» — по отношению к самим себе, оба действия, согласно Лифтону, были направлены на утверждение своей власти над смертью. Он отмечает, что убийство и самоубийство очень часто соседствуют друг с другом. В Джонстауне, например, лишь менее половины из умерших сами выпили цианистый калий, другие были застрелены или насильно напоены ядом. Лифтон добавляет, что многие «обычные» убийцы сами добиваются смертной казни для себя, а некоторые предпринимают попытки самоубийства.