В США, Германии, России и других странах существует около 200 центров медитации, которыми руководит Шри Чинмой. Секта может действовать под прикрытием следующих организаций: «Комитет мира», Oneness — World Peace — Family («Единство — Мир во всем Мире — Семья»), Divine Enterprises («Божественные предприятия»), «Клуб интегральной йоги».
Первым миссионерским мероприятием движения Шри Чинмоя в СССР стала лекция швейцарца Вальтера Данцера (инициационное имя Абарита), состоявшаяся в московском ЦПКиО 27 июня 1990 года. В следующем году в конференц-зале Ленинской библиотеки прошли концерты французского ансамбля «Шри Чинмой сонг вейвз» (надо заметить, что российские библиотеки сделались у чинмойцев излюбленными местами для проведения вербовочных мероприятий). По территории СНГ путешествовали англоязычные миссионеры движения Чинмоя, распространяли его книги, показывали видеозаписи и фотоснимки, на которых гуру поднимает фантастические тяжести на тренажерах, музицирует, рисует, бежит марафон, медитирует, учит медитировать. Большое внимание уделялось контактам с административным чиновничьим аппаратом — от президентских структур до глав администраций небольших городов[507].
В России руководящие посты в движении постепенно заняли местные последователи Чинмоя. Единственным иностранцем в руководстве российского отделения секты остался ее глава — Абарита[508]. Ему ассистируют российские лидеры, прежде всего Роза Косая (Лотика), фанатично преданная Шри Чинмою. Когда ей было около 18 лет, из арбатских панков она пришла в секту, где быстро заняла руководящее положение. Кроме того, к российскому руководству относятся Александра Ратнер (Шама), Ольга Алиханова, бросившая ради секты аспирантуру биофака МГУ, в который поступала три года, и бывший военный летчик Владимир Зубков. Некоторые из российских последователей Чинмоя ездят к нему за рубеж, сам же гуру в России никогда не был.
Иностранные центры секты поддерживают российские деньгами. Например, московский Центр Шри Чинмоя, расположенный в помещениях Государственной педагогической библиотеки им. Ушинского, ежемесячно получает 12 тысяч долларов США из Швейцарии (по сообщению бывшего члена секты).
В 1992 г. ученики Шри Чинмоя посвятили ему в московском Парке Горького одну из аллей («Линию Мира Шри Чинмоя») и «Дерево Мира»[509], вокруг которого стали устраивать ежегодную «Ходьбу Мира». С того же года в течение по крайней мере четырех лет на парк транслировалась музыка Чинмоя. С целью вовлечения в движение Шри Чинмоя новых членов устраивались бесплатные катания детей на парковых аттракционах (на Западе раздавали сладости), после чего детей вместе с родителями приглашали на концерты и лекции. Предложение посетить мероприятия секты получали и участники «Бега Мира» из различных клубов бега, а участвовавшим в «Миротворческой акции Международный Бег Мира — 95» школьникам и студентам из Тулы, Москвы, Ярославля, Рязани и других российских городов выдавали майки с эмблемой движения Шри Чинмоя.
В результате правильной «кадровой политики» и грамотного «пиара» секта добилась в России значительных успехов: центры Шри Чинмоя действуют более чем в ста российских городах[510] (Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Рязани, Ульяновске, Перми, Ярославле, Хабаровске, Белгороде, Ижевске и других), особых конфликтов с властями и общественностью не было, в СМИ прошел единственный «разоблачительный» материал.
Это притом, что в Германии власти и общественность обеспокоены ростом числа случаев психических отклонений и самоубийств среди поклонников Шри Чинмоя. Например, журнал «Штерн» в 1995 году рассказал о истории 27-летнего студента-медика из Ганновера Клеменса Рюкерта, проведшего в секте 10 лет. За два дня до трагической гибели он передал своей матери слова Шри Чинмоя: «Мама, гуру сказал, что я умру в понедельник». В этот день Клеменс медитировал много часов подряд, но смерть не шла. На следующее утро Клеменс то бродил, то бегал по квартире, бормоча: «О, Суприм, Суприм, Суприм...» Затем он наголо выбрил голову, кухонным ножом отсек себе ухо и выбежал на улицу. В роще неподалеку от дома Клеменс, низко склонясь перед захваченным с собой, залитым его кровью портретом гуру, вскрыл себе сонную артерию[511].
По свидетельству одного бывшего русского последователя гуру Чинмоя, который провел в секте несколько лет, заняв там высокое положение, 12 человек из числа ее знакомых, преданных учеников Чинмоя в России, также покончили с собой[512]. Одной из причин, вызывающей психические расстройства у чинмойцев, пастор Томас Гандоу считает существующую в секте Шри Чинмоя так называемую медитацию «черной точки». Медитирующий рисует на стене черную точку и садится напротив. Сначала он должен представить, что точка — это гуру, который на него смотрит. Затем он должен вообразить, что он сам является этой точкой. И, наконец, отождествив себя с гуру, посмотреть его глазами на себя самого из точки. Считается, что посредством концентрации мышления на одной точке должно достигаться единство с гуру:
Затем попытайтесь почувствовать, что ваше существование, ваше лицо, ваше сознание — все замещено мной. Как только вы сможете почувствовать, что все ваше прежнее существование полностью замещено мной, тогда вы достигнете нераздельного единства со мной, и моя сила воли неизбежно войдет в вашу жизнь[513].
Подобные опыты со своим сознанием могут привести к подавлению личности медитирующего и к расщеплению его психики.
В заключение следует отметить, что нет никаких сведений о том, что Шри Чинмой имеет посвящение какого-либо индуистского гуру и принадлежит какой-либо традицией ной парампаре (ашрам Шри Ауробиндо, как уж отмечалось в восьмой главе, к таковым не относится).
«Брахма Кумарис» подает себя как «Духовный Университет», который, впрочем, «не выдает никаких свидетельств и дипломов и не присваивает званий»[514]. На самом деле это псевдоиндуистская апокалиптическая секта, близко примыкающая к движению «Ньюэйдж».
Основатель «Брахма Кумарис» Дада Лекхрадж[515] (1876-1969) родился в индуистской семье школьного учителя. Лекхрадж стал преуспевающим ювелирным торговцем в городе Хайдарабаде (на территории нынешнего Пакистана). Вроде бы, у него был какой-то гуру, но достоверных источников о его жизни почти нет. Известно, что когда Лекхраджу было около 60 лет, он, медитируя в доме одного из своих друзей в городе Варанаси (быв. Бенарес, один из главных центров шиваизма), пережил два видения. В первом видении в него в виде золотисто-красного света вошел «Господь Шива»[516], который открыл ему «тотальное знание и тотальную истину». Во время второго видения ему было явлено, что нынешний мир будет скоро уничтожен и наступит новый «Золотой век». После явления «Шивы» слуги нашли Лекхраджа в беспамятстве.
Хотя одним из имен объекта поклонения последователей «Брахма Кумарис» является Шива, он не имеет практически никакого отношения к индуистскому богу с этим именем, а сама секта никак не может быть отнесена ни к какой бы то ни было шиваитской или смартистской сампрадайе, ни даже к неоиндуистским группам, но представляет собой новую синкретическую религию, что и станет совершенно ясно в ходе дальнейшего изложения.
Полученное «откровение» заставило его оставить свою торговлю. Его жена, дочери и сноха стали одними из первых, кто уверовал, что «Высочайшая душа, бог Шива» вселился в тело Дада[517] Лекхраджа, «чтобы начать создание нового мирового устройства»[518]. В 1937 году Лекхрадж, принявший новое имя — «Шри Праджапита Брахма» (т.е. отец богов и создатель мира), основал «Брахма Кумарис» (букв. — «девы» или «дочери Брахмы») — фактически монашеский орден, состоящий почти из одних женщин. С тех пор как он поселился в 1938 году в Карачи, его противники обвиняли его в прозелитизме, похищениях людей и сексуальных контактах со своими поклонницами: он скандализировал индийцев тем, что женщины одни посещали дом чужого им мужчины. Каждое утро до самой смерти Брахмы его последовательницы собирались, чтобы медитировать и слушать, что откроет Шива Баба через своего ченелера[519].
Первоначально общество, основанное Брахмой в Карачи, называлось «Ом Мандали». После отделения Пакистана от Индии община брахминов (так называют себя «дети Брахмы») переехала в 1950 году в город Маунт Абу (северо-западный индийский штат Раджастан). С 1952 года там, высоко в горах, находится штаб-квартира секты, официальное название которой — «Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис». Все здания здесь — белого цвета. Центральную часть «университетского комплекса занимает открытый двор, посреди которого в память о «вознесении» Брахмы Бабы в «Тонкий мир» (то есть его смерти в 1969 году) выстроена «Башня покоя». Брахмины полагают, что «Университет» в Маунт Абу — «это «электростанция», где души получают энергию, это — слепок Нового века»[520]. В будущем, когда наступит ожидаемый брахминками «Золотой век», на горе Абу разместится Брахма.