Лифтон отмечает параллель между действиями «Аум Синрикё», «Небесных врат» и террористов, взорвавших небоскреб в Оклахома-Сити (кстати говоря, среди мотивов последнего преступления было желание отомстить за гибель «Ветви Давида»). Террористы, совершившие этот безумный и кровавый акт, похоже, руководствовались апокалиптическим видением уничтожения большей части страны, чтобы воссоздать новую Америку согласно своим собственным идеалам.
«Наш мир зациклен на апокалиптических идеях, — утверждает Лифтон, — и по мере того, как приближается новое тысячелетие, можно ожидать все большего количества подобных событий и различных других злоупотреблений, возможно, в том числе и самоубийств»[6].
Итак, мы рассмотрели шесть совершенно разных тоталитарных сект. Одна из них вышла из либерального протестантизма, другая — из радикального адвентизма, третья — из марианских римо-католических групп. «Храм солнца» имел оккультно-экологические корни, а «Дум Синрикё» — необуддийские. Об идейной основе «Небесных врат» мы говорили только что. Она роднит секту, например, с сайентологией, основанной на вере в духов - «тетанов», попавших в ловушку физических тел, от которых они должны освободиться. Космические корабли — также неотъемлемая часть сайентологической веры. Сегодня во многих странах мира сайентология обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах, в доведении людей до психотических срывов и до самоубийства, а также а смертях своих членов. Кстати сказать, многие из членов «Небесных врат» до этого пробовали себя в сайентологии.
Члены известной развратом и деторастлением секты «Семья» (бывшее название «Дети Божий») также ожидают прибытия громадного космического корабля. Этот аспект их веры отражен на многих плакатах и листовках секты, а также и в ее материалах для внутреннего пользования.
Тоталитарные секты могут быть очень разными, но есть и признаки, которые их объединяют. Например, они ни во что не ставят ни жизни своих членов, ни жизни других людей. Насилие в сектах уже стало привычным и обыденным явлением. Во второй половине 1998 г. мы узнали о самосожжении членов апокалиптической мессианской секты в Корее и о смертях от побоев, нанесенных по приказанию лидера, членов неопятидесятнической харизматической секты в Бразилии. 1999 г. начался с сообщений о насилиях и убийстве в неопятидесятнической секте в далеком якутском городе Алдан. И это наводит на самые грустные размышления: кто будет следующим? Какой очередной «властитель душ», запутавшись в собственных противоречиях, захочет «громко хлопнуть дверью», прихватив с собой всех своих почитателей?
Будет ли это «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, все дальше уходящая в сибирскую тайгу, как «Народный храм» все дальше уходил в джунгли? Или это будет «Богородичный центр», чей лидер, «последний пророк» Иоанн Береславский (опубликовавший фотографию Кредонии Мверинды на обложке своего издания[7] в числе прочих «боговидцев»), как и «пророк» Дэвид Кореш, частенько поговаривает об огненном конце мира? Будут ли это члены переживающего сейчас очередной кризис и жестокий раскол «Общества сознания Кришны», группа членов которого уже заявила о своей готовности совершить коллективное самоубийство? Будут ли это муниты, чей «мессия» наконец-то начал осознавать, что жизнь его подходит к концу и он может «удалиться в мир духов», так и не достигнув обещанного — повсеместного признания его Господином неба и земли?
Сегодня ответов на эти вопросы не может дать никто. Мы можем только молиться, чтобы не произошла новая трагедия, чтобы люди опомнились и разорвали порочные путы, связывающие их с лидерами тоталитарных сект, и вновь обрели свои утерянные индивидуальность, достоинство и свободу. И мы можем предупреждать еще не сделавших свой религиозный выбор людей о смертельной опасности сектантства и о том, что может их ожидать по ту сторону глянцевых обложек сектантских рекламных брошюрок и приторно-сладких улыбок сектантских вербовщиков. Этой задаче и посвящена данная книга.
Слишком часто деятельность деструктивных культов остается незамеченной до тех пор, когда помогать становится уже поздно.
Стивен Хассан[8]
Мы все несем ответственность за тот разгул сектантства, который царит сегодня в России: слишком часто мы остаемся пассивными и никак публично не выражаем наше отношение к происходящему. Надеюсь, что знания, которые приобретет читатель, помогут ему противостоять наступлению сектантства. Даже когда мы проходим по улице и видим, как сектанты «обрабатывают» какого-то человека, наш долг — подойти и по меньшей мере этого человека предупредить о том, что он говорите сектантом. Да и сам сектант тоже нуждается в помощи, потому что он тоже жертва, его сознание контролируется сектой. Об этом никогда не следует забывать.
Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию как о самом феномене сектантства, так и об учении и практике конкретных сект. Иной раз приходится слышать, что, дескать, новые секты не принесли никаких новых идей по сравнению с известными и осужденными Церковью учениями, а их религиозная практика и методы пропаганды повторяют формы, уже известные по прошлым векам. Поэтому вместо того, чтобы изучать новые, современные нам секты, достаточно ознакомиться со святоотеческой аргументацией против древних сект, ересей и лжеучений.
В таком (увы, довольно широко распространенном) взгляде верно лишь то, что доктрины многих новоявленных тоталитарных сект включают в себя элементы еретических, оккультных и языческих вероучений, которые Церковь знала с самого начала своего существования. Этот факт очевиден. Но главные черты этих сект вполне новы. Новое — это структура, организация, методы пропаганды и вербовки, а также способы контролирования сектами сознания своих адептов. Новы невиданные ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, вызванные глобализацией распространения религиозных идей и их опошлением и профанацией в современной высокотехнологичной постмодернистской цивилизации. Новы приспособленность тоталитарных сект к массовой популярной культуре, агрессивное их распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, а также мастерское использование ими слабостей демократических систем современных государств. И, наконец, новым является тоталитаризм современных сект, их сращенность с международным бизнесом, СМИ, а зачастую с организованной преступностью, терроризмом и даже со спецслужбами.
Всем этим аспектам современный курс сектоведения должен уделять особое внимание. И значительная сложность заключается в том, что поэтому поводу мы почти ничего не можем найти у Святых Отцов, так как с этими проблемами им практически не приходилось сталкиваться.
В семинарских курсах сектоведения совсем еще недавно говорилось главным образом о протестантских и постпротестантских сектах, а заканчивались эти курсы разговором о мормонах и иеговистах (которые не являются не только протестантами, но и вообще христианами); таким образом, все современные секты оставались для семинаристов практически неведомыми. Предлагаемое же нами изложение как раз начинается с мормонов и «Свидетелей Иеговы».
В Москве есть известный священник, много рассказывающий о том, как он занимается реабилитацией сектантов. Как публично, так и в частных разговорах он много раз заявлял, что между такими понятиями, как «инославный», «еретик» или «сектант», никакой разницы нет: католик, протестант, буддист, сайентолог, мунит, кришнаит — все они в равной степени вне Православной Церкви и все пребывают в глубоком заблуждении, и все вместе будут гореть в том же самом адском пламени. Однако между всеми этими группами разница есть, и большая, более того — принципиальная. Как бы глубоко ни заблуждались, скажем, протестанты, они по происхождению христиане. Конечно, они суть ветви, отпавшие от единого древа Вселенской Православной Церкви, но даже отпавшие ветви сохраняют подобие древа. И доколе сохраняется подобие, сохраняется и возможность вновь приживиться к этому древу. Свидетельство тому — частые переходы в Православие западных христианских общин, как протестантских, так и римо-католических, которые воспринимают этот переход как возвращение домой, к собственным корням, к истокам. Невозможно себе представить, как что-либо подобное происходит, скажем, с мунитской общиной.
Кроме того, наша Церковь поддерживает официальный диалог с традиционными протестантскими деноминациями и с римо-католиками. Мы можем предпринимать с ними совместные действия (разумеется, не в богослужебном смысле), иметь какие-то общие программы, как-то сотрудничать — хотя бы по линии гуманитарной помощи обездоленным, да и по линии противостояния различным сектам.
Противостояние это проходит не на церковной почве, потому что сознательные христиане никогда ни в какую тоталитарную секту не попадут, а попадут туда люди, которые либо не имеют к Церкви никакого отношения, либо имеют отношение сугубо номинальное — крещены, но ничего о Церкви не знают. Поэтому в разговоре с такими людьми сугубо церковные, богословские аргументы не сработают. Именно здесь сотрудничество с инославными деноминациями бывает очень полезным, как и для разговора с журналистами или с представителями власти. Они часто прибегают к доводу: вы, православные, боретесь против иеговистов (к примеру), потому что они — ваши конкуренты, они отбивают у вас паству. И тут очень важно показать, что не только православные, но и представители других традиционных (если хотите, культурообразующих) конфессий также выступают против деструктивных сект. Думаю, что здесь можно сотрудничать и с какими-то здравомыслящими атеистами (как, впрочем, зачастую и бывает, когда имеешь дело с государственными чиновниками).