14 сентября 1985 г. Шила Силвермен со своей личной охраной и очередным мужем, а также еще несколько членов правления коммуны сбежали в Западную Европу. Раджниш обвинил Шилу в том, что она пыталась отравить его личного врача, покушалась на жизнь самого гуру, убивала бродяг, тела которых полиция находила в окрестностях Раджнишпурама, и хотела превратить ашрам в фашистскую организацию. А тем временем Шила сняла со счета ашрама в швейцарском банке 55 миллионов долларов и попыталась скрыться, но была арестована в Штуттгарте «Интерполом»[649]. Она в свою очередь заявила, что «Бхагван — это избалованный ребенок, который не может дышать без ежемесячных 250 тысяч долларов карманных денег. Это гений по использованию людской доверчивости, наркоман, не способный жить без валиума. История его жизни — сплошное жульничество. И я была соучастником этой аферы. Он и я, мы составляли великолепную пару аферистов»[650].
Раджнишу также удалось бежать, но 29 октября 1985 г. он был арестован в аэропорту города Шарлотт в штате Северная Каролина, куда собственный самолет Бхагвана приземлился для заправки горючим. Раджниш и восемь его приближенных якобы летели отдыхать на Бермуды[651].
Суд над Раджнишем, проходивший в Портланде (штат Орегон), закончился уже 14 ноября 1985 года. Власти штата, и так уже понесшие колоссальные убытки из-за деятельности Раджниша, опасались, что чрезвычайно дорогостоящий многомесячный судебный процесс они просто не потянут. К тому же, по словам генерального прокурора штата Чарльза Тернера, они не хотели делать из Раджниша мученика[652]. В результате сложных переговоров с адвокатами Раджниша был достигнут компромисс — Бхагван признал себя виновным только по 2 из 34 предъявленных ему пунктов обвинения. Таким образом, он получил символическое наказание за нарушение иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм: десять лет условного тюремного заключения плюс 400 тысяч долларов штрафа. Кроме того, Раджниша обязали в течение пяти дней навсегда покинуть пределы Соединенных Штатов. Шила была признана виновной в незаконном использовании подслушивающих устройств, в поджогах, в избиениях и запугиваниях, в покушениях на убийство и в заражении батулизмом 750 человек, за что была приговорена к тюремному заключению и большому штрафу. Проведя в тюрьме всего 29 месяцев, она в конце 1988 г. уехала в Швейцарию и снова вышла замуж — за швейцарца Урса Бирнштиля, умершего в 1992 г. от СПИДа. Шила примирилась с Раджнишем, однако его последовательницей и подельницей уже никогда не была. Сейчас 52-летняя Шила Бирнштиль владеет двумя домами для инвалидов и престарелых недалеко от Базеля. Контингент ее заведений — люди с умственными расстройствами, главным образом больные синдромом Альцгеймера, то есть расстройством памяти. В США Шиле вновь предъявлены обвинения по старым делам, на этот раз в заговоре с целью убийства генерального прокурора Орегона Чарльза Тернера, однако статус гражданки Швейцарии защищает ее от выдачи. Из 469 тысяч долларов долга Шилы штату Орегон и графству Васко некий аноним недавно заплатил 200 тысяч (можно предположить, что это был один из ее не вполне адекватных пациентов)[653].
Раджниш распустил орегонский ашрам, сжег пять тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что он — не бог[654]. После депортации из США Раджниш попытался остановиться в какой-либо стране, где имелись его последователи, но 21 страна или запретила ему въезд, или выслала его без всяких особых объяснений (как, например, Греция). С этого времени раджнишистское движение начинает все больше терять свою массовость. Многолюдные коммуны разваливаются, падает степень влияния культа на последователей.
Большинство из тех, кто занимается проблемами новых религиозных движений, говорит о недопустимости применения по отношению к экстремистским тоталитарным сектам репрессивных мер, обосновывая это тем, что запрещенная секта уйдет в подполье и сделается еще более опасной. Но четко проведенная полицейская операция по ликвидации общины в Раджнишпураме свидетельствует об обратном. Оказывается, что в обмен на гарантии личной безопасности лидер культа, более всего дорожащий собственной персоной, готов распустить секту. А ведь всего за несколько месяцев до описываемых событий даже грамотный исследователь культов, христианский апологет, обладатель четырех докторских степеней Уолтер Мартин, настроенный притом по отношению к секте Раджниша резко отрицательно, писал: «Раджниш и его последователи придают огромное значение эксперименту с Раджнишпурамом, что повело бы к трагедии в случае, если бы вмешалось правительство и ликвидировало их мечту»[655].
В июле 1986 года Раджниш СМОГ, наконец, вернуться в Индию (еще в декабре 1985 г. его выдворили и оттуда). Он поселился в Бомбее, где вокруг него стали собираться немногие из оставшихся учеников. В последних числах 1986 года Раджниш произнес две речи, позже опубликованные под общим заголовком «Права нового человека». В этих программных выступлениях Раджниш выплескивает свою обиду на то, что его повыгоняли из всех западных стран, высказывая как общее негодование в адрес всех священников, богачей и белых политиков, так и удивительно мелочные претензии. В особенности от него досталось Декларации прав человека[656]. На смену старой Декларации должна прийти Декларация прав нового человека, «единственное основное право» которого — «это стать богом».
Подробно раскрывая десять пунктов своей Декларации, Раджниш рисует картину мира, в котором будут жить его «новые люди». Право на жизнь в этом мире будет означать право на хорошую жизнь, в которой не будет никаких страданий, а будут одни радости и удовольствия. Понятно, что поскольку численность человечества увеличивается, то ресурсов на хорошую жизнь для всех не хватит. Поэтому Раджниш говорит, что «население необходимо сократить, если человек хочет жить достойно, радостно, а не влачить жалкое существование»[657]. Для этого Раджниш предлагает любыми способами ограничивать рождаемость, используя для этого не только противозачаточные средства и аборты, но и уничтожение детей с врожденными недостатками. Кроме того, нужно ввести и всячески пропагандировать эвтаназию и признать права гомосексуалистов.
В будущем мире «не должно быть ни наций, ни государственных границ. Не должно быть никаких религий»[658]. Раджниш надеется, что религии «растворятся сами собой. Лучшее, что есть в различных религиях, сохранится в «единственной религии» Раджниша. В мире абсолютной свободы должна быть устранена главная причина рабства, которая, согласно Раджнишу, состоит в христианской антропологии, основанной на вере в то, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Брак в обществе «новых людей» должен исчезнуть, поскольку он — «подделка под любовь». «Новые люди» будут свободно сходиться и расходиться, и лучше, если партнеры будут принадлежать к разным нациям, а еще лучше — к разным расам. Дети должны быть оторваны от родителей и воспитываться общинами. Причем даже и не воспитываться, поскольку Раджниш считает любое воспитание, особенно религиозное, нарушением детской свободы.
В едином мире будет, само собой разумеется, единое мировое правительство. Каким же будет образ его правления? Монархию Раджниш ненавидит. Демократия тоже нехороша, поскольку является прикрытием для манипуляций сильных мира сего. К тому же «невежественные массы» при голосовании руководствуются случайными критериями: кто-то из кандидатов выглядит лучше, кто-то лучше говорит. В новом мире выборы будут осуществляться профессиональными корпорациями: например, «только педагоги должны выбирать министра образования». Правом голоса будут обладать только те, кто получил высшее образование. Мировое правительство будет функциональным, но не будет обладать властью.
Когда человек с помощью раджнишевских методик устранит разделение в самом себе, исчезнут и разделения в мире. Новый мир будет отличаться от нынешнего, как рай от ада.
Сейчас даже нет нужды описывать, что такое ад. Достаточно посмотреть по сторонам: вот он... Но мы можем все изменить. Эту землю можно превратить в рай. И тогда исчезнет всякая необходимость в рае на небесах, там он опустеет[659]. Если вспомнить Раджнишпурам, то станет понятно, как поступят с теми, кто не захочет жить в этом раю радикального гедонистического безбожного гуманизма.
В январе 1987 года Раджниш вновь перебирается в Пуну. Тут он придумывает себе новое многозначительное имя — «Ошо», то есть «океан», что, видимо, должно ассоциироваться с безбрежностью, глубиной, хаотичностью, бездной.
Для своих последователей Ошо отменяет обязательное ношение оранжевых одежд и четок из сандалового дерева с собственным портретом на них. Правда, на время медитации и в присутствии Ошо саньясинам было предписано надевать белые одежды. Кроме того, в медитационных лагерях, которые проводятся в течение трех дней каждый месяц, нужно носить темно-бордовые одежды[660].
Возобновляются и расширяются психотерапевтические программы, создаются новые медитативные техники. Одну из них, «Мистическую розу», Ошо скромно считал «величайшим прорывом в медитации через 2500 лет после медитации Гаутамы Будды»[661]. Эта медитация длится 21 день; одну неделю участники смеются по 3 часа в день, вторую неделю плачут по 3 часа в день, третью неделю по 3 часа в день «молча наблюдают» и «свидетельствуют», как им полегчало[662].