Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 111 из 219)

По примеру своего давнего конкурента на рынке неогуру — Махариши, которого Раджниш до этого всячески критиковал, Ошо теперь пытается доказать благотворность своей медитационной терапии с помощью «научных исследований».

Различные терапевтические группы в Международной коммуне Ошо были объединены в «Ошо Мультиверситет», в состав которого в первой половине 90-х годов входили следующие «колледжи», не выдающие дипломов: Школа центрирования, Школа творческих искусств, Международная Академия здоровья, Академия медитации. Центр трансформации, Институт тибетских пульсаций и другие — вполне типичный ньюэйджевский набор.

К концу 80-х годов здоровье Ошо значительно ухудшилось. В последние месяцы перед смертью, если позволяло самочувствие, Ошо выходил к своим ученикам на «медитации музыки и молчания», а затем они просматривали видеозаписи его предыдущих бесед. Ошо умер в 1990 г., по всей видимости, от СПИДа. Уходя из жизни, он не оставил полноценной организации, полагая, что в ней нет необходимости, и не назначил наследника. Более того, он ясно дал понять, что если кто-нибудь объявит себя его преемником, то его следует избегать. В результате после смерти гуру внутри движения образовалось несколько самостоятельных течений. В их числе «Международная академия медитации» Пола Лоу, «Гумауниверситет», возглавляемый голландским саньясином Веришем, и другие.

Сейчас в мире насчитывается около 200 медитационных центров Ошо. Центром культа по-прежнему является Пуна. Группа из 21 саньясина во главе с Амрито, бывшим личным врачом Ошо, составила руководство ашрама после смерти последнего. Они превратили коммуну в Пуне в коммерческое предприятие — экзотический парк «эзотерического» отдыха, рассчитанный на обеспеченных западных туристов 35-40 лет[663].

На территории бывшего Советского Союза существуют центры Ошо в Санкт-Петербурге, Воронеже (действуете 1996 г. под названием «Тантра Йога»), Одессе, Краснодаре, Минске, Тбилиси, Риге и в Москве, где, кроме центра «Ошо Раджниш», действует еще и центр «Восточный дом», созданный молодым россиянином Игорем. В начале 90-х годов он прошел курс обучения в Пуне и вернулся оттуда саньясином Свами Ананд Тошаном. Помимо медитационных тренингов, отправки «на учебу» в Пуну и других программ, «Восточный дом» проводит воскресные «Ошо-дискотеки», на которых «позволено все».

Два раза в месяц издается журнал «Osho Time International», который распространяется по всему миру и издается на девяти языках[664]. Сайты поклонников Ошо из разных стран обильно представлены в Интернете. Но популярность Раджниша не соизмеряется с наличием связанных с его именем организаций — элементы идеологии Раджниша являются неотъемлемой частью движения «Ньюэйдж». Книги Ошо продаются во всех ньюэйджевских магазинах и обильно представлены на любом развале оккультной литературы.

«Сахаджа-йога»

1. Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала «гнозис» Еве в раю

Основательница секты Шри Матаджи Нирмала Дэви родилась в 1923 г. В Чиндваре (современный штат Мадхья Прадеш) в протестантской семье, принадлежавшей к касте брахманов. Ее отец, участник борьбы за независимость Индии, был депутатом индийского парламента. В юности Нирмала изучала медицину и жила в ашрамах различных гуру, в том числе в ашраме Муктананды и, по словам проф. Йоханнеса Огорда (Орхус, Дания), в «Бихарской школе йоги» Сатьянанды. Оба этих тантрических гуру были связаны с «Вишва хинду паришад». Неизвестно, получила ли Нирмала посвящение в гуру[665], но почти наверняка была инициирована в тантрическую йогу.

Нирмала вышла замуж за Чандрика Прасада Шриваста (род. в 1930 г.), Генерального секретаря Международной морской организации при ООН. Она стала одной из первых последовательниц Раджниша. Полагают, что именно он навел ее на мысль объявить себя «гуруиней»[666]. Согласно утверждениям самой Нирмалы, в мае 1970 года у нее произошло пробуждение кундалини, и она получила возможность «давать реализацию» одновременно множеству людей, то есть в свою очередь пробуждать кундалини у них. Таким образом то, что является целью длительного и трудного пути в традиционной кундалини-йоге, Нирмала предложила своим последователям в качестве начальной, отправной точки ее собственного метода, названного ею «Сахаджа-йогой», то есть «легкой йогой»[667], центральное положение которой состоит в том, что внутри нас заложены средства для легкого союза с Божественным в лице самой Нирмалы.

Сделавшись гуру, Нирмала слепила свою синкретическую системку — «Вселенскую Чистую Божественную религию (Вишва Нирмала Дхарму[668])».

Нирмала говорит, что ее последователи должны гордиться, ибо они принадлежат «к этой великой Истинной Религии. До сих пор не было религии, которая была бы Религией Истины»[669]. Все известные религиозные лидеры объявляются «ракшасами» (демонами)[670], а их последователи удостаиваются ярлыка фанатиков: «...на улицах все еще много ракшасов (демонов), продающих своих бутов (злых духов — А.Д.), еще много обществ фанатиков, именующих себя так называемыми религиями»[671]. Кстати, в одном из выступлений Нирмала назвала ракшасами целый народ — православных сербов, требуя их уничтожения[672].

Основав собственную религию, Нирмала добавила к своему имени титулы «Ее Святейшество», «Шри Матаджи» — «Госпожа Матушка» и «Дэви» — «Богиня». Она и вправду почитается в своей секте как живая богиня, воплощенная «Великая Мать» мироздания. Нирмала выстраивает следующие отождествления: она — это женская ипостась Божества, небесная супруга (Парвати = Кали = Сарасвати = Лакшми) и творческая энергия (Шакти = Шехина = Дао (? — А.Д.)) Бога-Отца (Шивы = Брахмы) = третье Лицо Святой Троицы (Святой Дух) = Мать предвечного Слова (Христа = Дум = Ганеши) = Богородица = Афина = Гуань Инь (популярная богиня дальневосточного буддийского пантеона) и вообще все богини всех религий, а также, в одном из прошлых воплощений, — Фатима, дочь пророка Мохаммеда. В соответствии с шактистскими представлениями о первостепенной значимости женского активного начала в божестве Нирмала учит, что «все делается только движением, мышлением, координацией и планированием Шакти, а не Богом Всемогущим. Он просто зритель»[673].

Нирмала путается в собственных синкретических построениях. Например, она то отождествляет Шакти и кундалини, то называет кундалини энергией Шакти или ее частью (что для нее, человека, отягощенного солидным весом, а вовсе не философским образованием, одно и то же):

...Задачей, которую предстояло выполнить Ади Шакти, было создание всей Вселенной. Вчера вы видели, как был создан Космос и как создавалась эта особая планета Матери-Земли. Мы обнаружили, что то, что я вам говорила об Адаме и Еве, написано также Иоанном в его книге «Познания» (? — А.Д.). Многого из того, что говорил Христос, нет в Библии. Ади Шакти, частью которой является Ади Кундалини, явилась Еве и сказала, что она должна попросить плод познаний и съесть его. Причина, как я вам говорила, заключается в том, что энергия Матери не хотела, чтобы ее дети жили как животные, без познания более высоких сфер, без предоставления им возможности подняться выше через свою свободу и затем продолжать подниматься ко все более и более высокому осознанию. <...> Вот такое обсуждение велось Богами и Богинями, и большинству из них по горло надоели люди, и они сказали: «Эти люди хотят ад, зачем нам давать им рай? Это неправильно»[674].

Как мы видим, Нирмала утверждает, что она сама под видом змеи-кундалини дала «гнозис» Еве в Раю. И это не единственная отсылка к «гностическим писаниям», из которых Нирмала предлагает выяснить, «что такое Истина и где и как найти ее»[675].

Пресвятую Деву Марию Нирмала отождествляет с рядом индуистских богинь и считает своим воплощением:

...христиане позаботились о том, чтобы в писании о Матери не было даже упоминания, хотя они и поклонялись Матери Христа как Богине. В Библии она весьма унизительно называется просто женщиной <...> хотя сама Махалакшми воплотилась как Мать Мария[676].

Большое внимание уделяется Нирмалой слоноголовому толстяку Ганеше (наверное, потому, что он внешне напоминает саму тучную гуруиню):

Шри Ганеша — весьма важное находящееся внутри нас божество. Он сотворен Матерью-Землей. <...> Магнетизм — это энергия Матери-Земли. Внутри нас магнетизм пребывает в виде Шри Ганеши[677].

Как уже было сказано, Нирмала отождествляет его (как сына бога Шивы и богини Парвати) со Христом. Вот слова из обращенной к этому индуистскому божку сахаджистской молитвы:

Ты есть Слово, которое было в начале. <...> Ты — Иисус младенец и Христос — Царь. <...> Ты караулишь врата ада... Ты привлекательный и очаровательный. <...> У тебя большой живот, что показывает удовлетворенность. <...> Ты машешь ушами[678].

С представлениями Нирмалы о Христе не меньшая путаница. То она заявляет: «Христос — это Я, сейчас сидящий перед вами»[679]. то называет Его своим сыном, то говорит, что Он Вишну и Сын Вишну, а в другой раз, что Христос — это Чайтанья. Исторический Иисус, согласно учению Нирмалы, был лишь предпоследней ступенью спасения. Он заповедал молиться: «Прости нам долги наши». А Нирмала Дэви ведет к такому «самосовершенствованию», при котором распускается «1000-лепестковый лотос» (кундалини поднимается в теменную сахасрара-чакру), и человек может осознать свою «невиновность». Она пришла как Учитель, Мессия, Майтрея, Калки, дабы спасти избранных и вывести их из этой злой эпохи кали-юги в золотой век «Царства Божия» (сатьяили крита-юги):