Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую. <...> Ничего не должно скрываться, держаться в тайне. <...> Коллектив не должен никому позволять создавать группы на какой бы ни было основе. <...> Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним[735].
Носителей этих сил, проникших в секту, Нирмала предостерегает: «Любому, кто пытается строить интриги, играть с Сахаджа-йогой, причиняется сильный вред»[736]. Обо всех происках известно «Матери»: «Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас»[737].
Непослушные и сомневающиеся быстро изгоняются. Известно, что Матаджи отвергла некоторых своих учеников. Тем не менее они продолжали верить в силу ее учения, им было трудно бросить практиковать методики, которым она учит, и приспособиться к нормальной жизни[738]. Чтобы угроза изгнания из «коллектива» была более действенной, Нирмала внушает своим последователям фобию выхода из секты:
Некоторые сахаджа-йоги ушли из Сахаджа-йоги. Я сказала: «Пусть так, если они ушли, очень хорошо — скатертью дорога ненужному мусору». Но по прошествии времени они возвращаются и рассказывают о приключившихся с ними бедах: несчастные случаи, болезни... Если вы со мной, если вы в Сахаджа-йоге, вы защищены, о вас проявляется забота... Те же, кто отступают, уходят за пределы моей досягаемости, в результате страдают[739].
У сектантов формируется психология «осажденной крепости». Их инструктируют, что «если на Вишва Нирмала Дхарму осуществляются нападки, то сахаджа-йоги всего мира должны противостоять этому»[740].
В секте практикуются ограничения в питании и сне, что считается признаком преданности «Матери»:
Как только вы станете преданными, вы не будете есть помногу, а иногда можете и совсем не есть. При преданности вы забываете о еде, не помните, что не ели. Вы не помните, где и как спали[741].
Нирмала устраивает «интернациональные» браки, сама, подобно Муну, составляя пары для своей «вселенской семьи»:
Для нас, как сахаджа-йогов, принадлежность к вселенской семье непременна. Как это бывает при бракосочетаниях, вы начинаете говорить: «Я не хочу вступать в брак с индийцем», а индиец говорит: «Я не хочу жениться на иностранке»... Мы должны превзойти все эти мелочные представления о своей собственной религии, о своей собственной расе, о своей собственной стране[742].
Часто подобранные Нирмалой пары участвуют в общей свадьбе, которая обычно становится кульминацией ежегодной паломнической поездки наиболее преданных учеников Шри Матаджи в Индию. Во время свадебной церемонии жених и невеста дают «Обеты вступающих в брак». Вот некоторые положения:
Мы принесем к Ее Стопам (Шри Матаджи) все — свое здоровье, богатство, разум, сердце. <...> Мы будем вести работу по распространению и развитию Сахаджа-йоги. Мы будем воспитывать своих детей в духе Сахаджа-йоги, считая это своим долгом[743].
Кроме того, члены секты «должны постоянно слушать и смотреть кассеты Шри Матаджи»[744].
В «Сахаджа-йоге» сложился свой жаргон. Вот его выразительный образец: «Мы должны систематически делать шубитинг, принимать ванночку для ног, закапывать ги[745] в нос и обмениваться вибрациями»[746]. Вибрациям, то есть магической силе, которую дают занятия сахаджа-йогой, в секте придается большое значение. «Вибрированием» лечат, «вибрированную» («очищенную») воду пьют, ею поливают растения, чтобы увеличить урожайность. Сахаджисты употребляют «вибрированную» пищу и рассыпают или бросают в водоемы «вибрированную» соль (для «очищения» определенных мест).
Наиболее преданные ученики Матаджи проживают в ашрамах, остальные призваны дарить ей дорогие подарки и финансировать многочисленные путешествия Нирмалы, ее роскошную жизнь, международные проекты и покупку недвижимости. К примеру, сейчас она, по словам одного из лидеров питерских сахаджистов Александра Синягина, живет в Италии в подаренном ей замке[747]. В Англии ей принадлежит большой загородный дом недалеко от Кембриджа, который, впрочем, считается владением ее организации (уж очень высоки в Великобритании налоги на находящуюся в личной собственности недвижимость). Другим источником средств для секты является торговля своими изданиями, аудио-, видеокассетами с записью выступлений Шри Матаджи, предметами прикладного искусства, открытками с текстами сахаджистских песен и стихов и прочим.
Шри Матаджи непрестанно обличает «фальшивых гуру», озабоченных выколачиванием денег из своих учеников, и в то же время побуждает собственных последователей жертвовать больше и больше. Нирмалу возмущает «привязанность к деньгам» ее «детей»:
Удивительно то, что иной раз Сахаджа-йогу принимают за магазин или рынок. Мне говорят: «Мать, не можешь ли ты уменьшить сумму наполовину?» или «Мать, не можешь ли ты уменьшить тариф до четверти, не можешь ли сделать нам уступку?<…> те, кто может заплатить, хотят заплатить половину положенного. Я не знаю, что сказать им. Для вас это, по сути, единственная возможность отдать деньги. <...> Но вы не хотите делиться. У вас может быть масса денег, но вам не хочется ими поделиться. <...> Главное — это то, чтобы у вас была готовность поделиться. <...> А если вам что-то нужно, попросите у меня, и все получите[748].
Нирмала лично контролирует финансы «Сахаджа-йоги», она ясно дает это понять:
... люди пытаются делать деньги на мне, потому что считают, что я не понимаю, что такое деньги, не разбираюсь в банковском деле и что у меня совсем нет способности к этому. Но это не так[749].
Как и в других тоталитарных сектах, в «Сахаджа-йоге» существует цензура информации. Вот, например, как обосновывает Нирмала необходимость отказа от чтения прессы:
... газета — это самая ашубх (зловещая) вещь, которую только можно себе представить. Зачем читать по утрам газету? Газеты <...> абсолютно зловещи, потому что в них всегда на первой полосе помещается нечто ужасное <...> газетчики не хотят помещать ничего хорошего <...> ничего о Сахадже-йоге[750]...
На первых порах (примерно в течение года) жизнь последователя «Сахаджа-йоги» может оставаться прежней — пока его выдерживают во «внешнем круге» и не оказывают заметного давления. Однако чем более человек предан движению, тем больше ощущается его зависимость от секты и желаний Матаджи. Одновременно происходит потеря прежнего круга общения, последователь Матаджи отдаляется от жены (мужа), а иногда и от своих детей[751].
Значительное внимание уделяется в секте вовлечению беременных женщин, поскольку считается, что в случае успеха «дети рождаются уже Реализованными»[752]. Дети, рожденные в секте, «являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира»[753]. На практике это выражается в том, что родители-сахаджисты могут преспокойно оставить своего ребенка, даже дошкольного возраста, в чужой стране в ашраме «Сахаджа-йоги». Один такой случай был описан во французской прессе[754]. В апреле 1990 г. семья французов, почитателей Нирмалы Дэви, отправила своего малолетнего сына Жана в непальский интернат «Международная общественная сахаджа-школа». Сами они при этом жили в ашраме в Бретани. Жан смог прислать письмо своим дедушке и бабушке. В этом письме он жаловался на то, что болеет, страдает от холода и что его заставляют медитировать перед портретом Нирмалы по несколько раз в день. Дедушка и бабушка мальчика связались с прессой и подали иск о лишении родительских прав своей дочери и ее мужа. Ребенок был возвращен во Францию. Суд, состоявшийся в 1991 г., запретил отправлять его, обратно в Непал. В следующем году суд приговорил родителей Жана к трем месяцам тюремного заключения, но они, несмотря на подписку о невыезде, бежали в ашрам «Сахаджа-йоги» в Англии, забрав с собой Жана и его сестру. Через несколько лет они вернулись и сейчас живут вместе со своими детьми в ашраме близ Рене.
Из центров в Нью-Дели («Вселенский Храм сахаджи») и Лондоне секта распространилась в 90-х годах в 65 странах мира, в том числе в Индии, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии, Китае и Румынии. Согласно пропаганде сахаджистов, им удалось в 1996 году завербовать «министра культуры» и «министра здоровья и спорта» Китая, которые стали активно лоббировать интересы секты[755]. Но наибольших успехов «Сахаджа-йога», опять-таки по мнению самих сектантов, добилась в Колумбии, Болгарии и России. Впервые Россию и страны Восточной Европы Нирмала Дэви посетила в 1989 году.
В настоящее время в самой Индии активистов движения насчитывается не более 2000 человек, а за ее пределами проживает еще около 3000 адептов «Сахаджа-йоги» (в Европе едва ли более тысячи близких учеников Нирмалы)[756], однако существует значительная паства Шри Матаджи в России, где есть центры «Сахаджа-йоги» в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тольятти, Воронеже, Набережных Челнах, Челябинске и десятках других российских городов. Координирует работу центров гражданин Австралии Богдан Шехович[757]. Нирмала Дэви регулярно наезжает для проведения пудж в Москву, Санкт-Петербург и Киев. Последний раз она собрала большую аудиторию в Москве на стадионе в Крылатском в августе 1997 года.