Поначалу монахи-тантрасангхики носили красные одеяния шиваитских подвижников. Но в них, во-первых, было холодно, а во-вторых, нарушался принцип тайных тантрических сект — «не выделяться». К тому же Садашивачарья, видимо, по причине крайнего самолюбия, не хотел выглядеть клоуном наподобие кришнаитов. Он ввел одежду, по покрою напоминающую рясу и полумантию старообрядческих иеромонахов (и тоже черного цвета), которую авадхуты надевали только на время богослужения. «Облачение» самого гуру отличалось красной окантовкой. Прочие тантрики носили обычную одежду, как правило черную.
Московская община «Тантра-Сангхи» была зарегистрирована в 1992 г. В России и странах СНГ действовали несколько десятков филиалов секты, в которых к началу 1999 г. состояло до 1000 инициированных членов. Еще несколько тысяч всеядных «духовных искателей» считались получленами.
Дхармамахачакра (общее собрание представителей «Тантра-Сангхи» из разных городов России) в 1998 г. приняла решение о введении второй официальной идентификации секты как «ведической» и второго названия — «Рудра самадж», которое со временем должно было сменить старое. Такое решение было принято из-за того, что термин «тантра» уже давно себя скомпрометировал и вызывает в обществе негативные ассоциации. Кроме того, тантристы были тесно связаны с группой нацистов-неоязычников, издающих журнал «Наследие предков»[800]. Их объединяли фантастические представления о славянском язычестве, тождественном будто бы язычеству арийскому, и о том, что ведийский Рудра — это древнеславянский бог Род[801]. Вместе они организовали общество «Веда», призванное раскапывать и пропагандировать «русско-арийскую ведическую религию». Неоязычникам имя Рудры было, конечно, ближе, также как и термин «ведический». Синкретический оттенок секты усиливался...
«Тантра-Сангха» прекратила свое существование осенью 2000 г. после того, как Садашивачарья распустил организацию. Об этом было объявлено самим гуру в августе 2000 г. на ежегодной дхармамахрачакре. На собрании общества «Веда» осенью 2000 г. Лобанов заявил, что во время медитации постиг демоническую сущность Кали. В опубликованном им открытом письме к своим последователям[802] он объясняет свое решение тем, что этого от него хочет Бог и так вдохновляет его «Сила Его Духа, наша Божественная Мать». Садашивачарья, который теперь называет себя «братом Сергеем», призвал своих учеников последовать его примеру и принять «Христа как своего Господа и Спасителя». Этому призыву последовали многие, но часть бывших последователей Садашивачарьи предпочли «оставаться язычниками даже без гуру». Последнее, по словам Сергея, — «доморощенное неоиндуистское сектантство, привязанность к культу конкретных персонажей индуистской мифологии», повод предаться безделью, разврату и пьянству.
Однако от роли учителя и мастера «брат Сергей» отказываться вовсе не собирается. По сведениям из кругов российских неоиндуистов, Лобанов поначалу примкнул к методистам и попытался организовать какую-то собственную группу под прикрытием этой деноминации, но через несколько месяцев был разоблачен и отлучен. Тогда он будто бы связался то ли с какой-то южнофранцузской группой «гностических христиан», то ли с «розенкрейцерами». Судя по всему, сейчас он занимается сколачиванием новой псевдохристианской секты гностического толка на основе «христоверия», то есть хлыстовства. По его словам, еще до того, каком получил посвящение от тантрического гуру в Индии, его наставниками были хлыстовская «пророчица-кормчица бабка Христинья» и мастер-каббалист Элиягу бен Хасдай (в связи с ученичеством у последнего Лобанов именует себя также «мистиком-каббалистом Иммануилом»). Для Лобанова все варианты «левого пути»: и противостоящий нормативному индуизму тантризм, и русское сектантство, и каббала — одинаково приемлемы; он всегда предпочитает ортодоксии гетеродоксию.
Одной из причин, побудивших гуру Садашивачарью превратиться в «христианского проповедника брата Сергея» стало, видимо, то, что его тантрический проект был скомпрометирован, в частности, сексуально-магическими практиками (Сергей жаловался, что чиновники начинают грязно ругаться при одном упоминании тантризма). Представляется вероятным, что от подобного рода занятий «брат Сергий» не откажется и впредь: хлысты и подобные им дуалистические секты привержены, как известно, свальному греху. Однако теперь Лобанов, похоже, надеется закамуфлировать свою самопальную антисистему респектабельными христианскими одеждами и таким образом совместить несовместимое: маргинальное сектантство и общественное признание. Предстать индуистами или русскими националистами в глазах сильных мира сего в случае с «Тантра-Сангхой» не удалось, теперь попробуют заделаться «альбигойцами» или какими-нибудь «христианами четвертого пути».
«Духовное Братство «Ананда»» было создано в 1968 г. американцем Свами Криянандой (Джеймсом Дональдом Уолтерсом, род. в 1926). В 1948 г. Уолтере стал учеником Свами Йогананды и со временем сделался вице-президентом «Общества самоосознании». После смерти своего гуру Криянанда был исключен из «Общества» его президентом Шри Дая Матой и создал свою секту. «Ананда» представляет из себя сеть небольших коммун («крия-сангх»), которые к настоящему времени существуют в США (Сиэтл, Портлэнд на Восточном побережье, штаты Орегон, Техас и Калифорния). Италии (под Ассизи), Франции (Париж), Англии (Лондон) и России (Москва). Криянанда — автор нескольких музыкальных произведений и работ по крия-йоге.
В «Ананде» существует сложная система подготовки и посвящений. Сначала на так называемом Базовом курсе изучаются «техники энергизирующих упражнений», «медитация Хонг-Со», «техника духовных песнопений» и «специальный комплекс Хатха-йоги», разработанный Криянандой и состоящий из 14 ступеней к «Высшей Осознанности». Затем в течение приблизительно полугода следуют занятия в «группе поддержки практик Базового Уровня», которые завершаются «Посвящением в Ученичество» и обучением «секретной Технике Аум»[803]. Далее еще не менее полугода будущий криябан (самоназвание последователей «Крия-йоги») практикуется в технике «Аум». Последний этап — получение «инициации Крии». Для желающего получить эту инициацию необходимо изучить книги «Автобиография йогина» Свами Йогананды и «Путь: Автобиография западнаго йога» Шри Криянанды. Кроме того, необходимо ежедневно медитировать не менее чем по полтора часа, а также заниматься хатха-йогой, распевать гимны и выполнять «энергизирующие упражнения» не менее одного раза в день (предпочтительнее дважды в день).
Практикующий технику «Крия» должен по меньшей мере дважды в год проходить проверку у инструкторов «Крия-йоги», а также посещать ретриты[804] и групповые занятия криябанов, которые проводятся раз в неделю. Длительность групповых медитаций различна, до полутора часов. На собраниях исполняются «духовные песнопения». Мантра криябанов — «Ом шанти».
Российский Центр крия-йоги «Ананда» возник в Москве следующим образом. На рубеже 90-х годов в столице сложилась одна из оккультно-эзотерических групп, которая чуть позже приняла самоназвание «Утренний свет». Участникам группы случайно попалась «Автобиография йогина», после чего через некоторое время они вышли на «Духовное Братство «Ананда»», членом которого «Утренний свет» стал в 1994 г. В том же году Москву посетила руководительница центра «Ананда» в Ассизи Киртани со своим мужем Марком. Они провели для членов «Утреннего света» ускоренный подготовительный курс к посвящению в «Крию» и затем дали инициацию двадцати человекам. Летом следующего года Киртани вновь навестила своих московских учеников. В 1996 г. из Лондона приехала группа тамошних криябанов во главе со своим лидером Марком. Заметим, что в Лондоне последователей Йогананды немного — около 20 человек активных членов в двух группах. Российские криябаны в свою очередь совершают поездки в Ассизи, где общиной «Ананды» построен «Храм Света», или «Храм Всех Религий».
Ежемесячные семинары Базового уровня в московском центре «Ананда» проводят российские инструкторы, подготовленные в Ассизи, они же имеют полномочия давать «Посвящение в Ученичество». Московский центр также организует семинары Базового уровня в других городах России и СНГ. Учителя «Ананды» из Италии и Америки проводят семинары продвинутого уровня и дают «инициацию Крии», которую, впрочем, можно получить и у самого Криянанды за границей.
Синкретические и оккультистские тенденции, которые существовали в «Братстве самоосознания» и сближали его последователей с теософами, получили еще большее развитие в «Духовном братстве «Ананда»» (например, явное дальневосточное заимствование, по крайней мере, в названии — медитация «хонг-со»). В литературе «Ананды» можно найти множество ньюэйджевских идей и выражений (например, «вибрации», «астральный план»). Вот так, к примеру, последователи Йогананды описывают его вклад в развитие йоги: «Йогананда дал техники по энергизации тела, успокоению и концентрации ума и фокусированию энергии, потому, как слиться с энергией Вселенной и стать единым с Космическим сознанием... Он давал учение по целительству... Он дал специальные техники по исцелению глаз, внутренних органов, правильной диете и т. п.»[805]. Крия-йога представляется как «инструмент, с помощью которого можно ускорить эволюцию человека»[806], но пользоваться которым можно «только под водительством гуру»[807]. Еще нужно добавить, что «Ананда» придерживается совершенно не свойственного индуизму представления о современности как о «времени поворота», когда «силы Света вступают в решающую схватку с «силами Тьмы». Таким образом, группу Криянанды можно квалифицировать и как псевдоиндуистскую секту, и как одну из групп движения «Нью эйдж».