Последователи «Ананды» любят рассуждать о «Крия-йоге» как о системе научных методик. О степени их «научности» (и небезопасности для здоровья) можно судить по такому высказыванию: «...йогин научными методами добивается того, что дыхание перестает быть необходимостью...»[808].
«Ананде» присущи некоторые черты тоталитарных сект, а именно: гуруизм, наличие нескольких уровней посвящения, использование новояза и применение с прозелитическими целями обмана (речь идет об утверждении совместимости и даже тождественности «Крия-йоги» и христианства).
Эта небольшая псевдоиндуистская секта возникла в 1980-х гг. вокруг некоего южно-индийского «чудотворца», который около 1990 г. под влиянием своих западных поклонников объявил, что является первым полным воплощением Бога, которого индуисты называют Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство), а христиане — Отцом, Сыном и Святым Духом. Зовут это явление «Высочайшего Личного Бога» Кальки. Напомним, что, согласно вишнуитским преданиям. Кальки — последняя аватара Вишну — должен прийти в конце кали-юги (т. е. через как минимум 400 тыс. лет согласно хронологии Пуран) верхом на белом коне, с мечом в руках, чтобы уничтожить демонов. Наш Кальки имеет вид миролюбивого южно-индийского крестьянина, завернутого в портьеру. Но именно фотографии в полный рост сего бородатого пейзанина являются главным предметом поклонения и источником мифотворчества в «Дхарма Кальки». Считается, что в каждой из них полностью присутствует Бог. Восторженным почитателям Кальки представляется, что на фотографиях «Он в высшей степени живой, Он смеется, танцует, подмигивает, становится объемным и иногда даже говорит»[809]. Вообще реклама чудес Кальки занимает центральное место в сектантской пропаганде, например утверждается, что из фотографий Кальки появляются еда, целебные молоко и вода и даже золото и бриллианты.
Божественным откровением в секте считается «Сокровенное слово Кальки», которое постоянно дополняется. В пункте 7, в частности, говорится:
Поклоняйся Мне одному, так как не существует никого могущественнее, чем Я. Все Существа исходят из Меня[810].
Кальки безвылазно живет в своем ашраме в южной Индии. Утверждается, что число его почитателей, главным образом из местного населения, уже превысило миллион человек. Даже с учетом суеверности индуистов, особенно из простонародья, эти сведения представляются не более чем рекламным ходом. Западные поклонники-активисты в разных городах и странах создают центры, главной задачей которых является организация паломничеств к «живому Богу». Как мы видим, схема устройства и распространения секты такая же, как у Сатьи Саи Бабы. С культом последнего «Дхарму Кальки» роднит и активное использование христианских образов и миссионерских приемов для вербовки новых сторонников.
В Россию «Дхарму Кальки» привез в середине 1990-х годов один из первых и ближайших преданных Кальки швед Фредди Нильсен. В Москве он стал проводить под видом психологических семинаров собрания новозавербованных адептов. Происходившее на них по большей части напоминало выступление западного неопротестантского миссионера. Нильсен долго, восторженно и экзальтированно говорил о Кальки как о Личном Боге, сшедшем на землю, в которого нужно немедленно уверовать и начинать горячо ему молиться и поклоняться. В награду Кальки даст блаженство, здоровье, благополучие и чудесную помощь. Во время всей проповеди присутствующие имели перед глазами большой фотопортрет Кальки. Затем участники собрания должны были в полутьме, под расслабляющую музыку «каяться со слезами перед Кальки и всматриваться в портрет, чтобы увидеть, как он оживает.
За годы существования в России появились центры «Дхармы Кальки» в Москве и Подмосковье, в Ярославле, Краснодаре и других городах. Однако число последователей у нас в стране растет медленно и вряд ли превышает одну-две сотни человек.
Эта гуруистская секта была создана в 1969 г. в США Йоги Бхаджаном, учеником Санта Хазара Сингха — деревенского сиддха-йога. Его учение представляет собой соединение индуистских и сикхских представлений в сочетании с идеями «Нью эйдж». Один из основополагающих принципов ЗНО — это натуральная вегетарианская диета, исключающая также алкоголь, табак и наркотики. Как и другие тоталитарные секты, ЗНО отличают строгие организационные принципы, деспотизм гуру и казарменная дисциплина в ашрамах[811]. В 70-80 годы в Америке и во многих европейских странах открылись филиалы этой псевдоиндуистской секты. Их лидеры обязаны отчислять в пользу организации десятую часть доходов, получаемых от проведения занятий адаптированной для западной публики кундалини-йогой, которую Бхаджан называет также «белой тантра-йогой».
Судя по всему, в России отделением ЗНО является реабилитационный центр для наркоманов «Кундала», открытый в Москве гуру Дживаном Сингх Хальсом — Яковом Маршаком (внуком известного советского поэта С.Я. Маршака). Маршак считает, что наркозависимость может быть заменена на кундалини-йогу, которая приносит, по его мнению, «такое же удовольствие, но при этом совершенно безвредное для организма и сознания»[812]. Трехнедельный начальный курс реабилитации в «Кундале» стоит от 4 до 5 тыс. долларов США, при этом деньги в случае неуспеха не возвращаются. Понятно, что Маршак может себе позволить оплачивать огромные рекламные статьи в популярных московских газетах.
Синкретическая индо-сикхистская секта «Радхасоами» была основана индийским банкиром Шивом Даялом из Агры (1818-1878). После его смерти пережила раскол. Первых западных последователей секта приобрела еще в конце XIX в. среди британских офицеров. В начале XX в. открылся международный центр «Радхасоами» под Амритсаром в Педжабе; недалеко от Агры был построен индустриальный комплекс с большим мраморным храмом[813]. Позже были созданы отделения в Америке и Европе.
Одним из шести современных ответвлений «Радхасоами» (с центром в Дели) руководит Даршан Сингх. На русском языке вышло уже несколько его книг, пропагандирующих так называемую Сурад Шабд Йогу. Другое ответвление — «Радхасоами Сатсангх» — возглавляет Такар Сингх. Центр — также в Дели. Заявляемое число последователей — около 2 млн, большинство — в Индии. Как и в ЗНО, в «Радхасоами Сатсангх» мы также находим культ гуру и жесткую организацию. Небольшие отделения секты действуют в Москве, Петербурге, Перми, Архангельске и других российских городах[814].
Краткую справку о «Радхасоами Сатсангх», да и весь раздел, посвященный псевдоиндуистским сектам, будет уместно завершить открытым письмом русского молодого человека, завербованного в секту во время своего пребывания в Германии:
Я занимался практикой медитации «Раджа Соами Сатсангх» / «Движение Такара Сингха» / «Сант Мат — Путь Мастеров». Название и личность гуру не важны: как я теперь понял, все техники медитации, использующие мантру (к примеру, ТМ), приведут к одному и тому же результату. Я беседовал со многими «медитаторами» разных течений, все достигли одного и того же: видения света внутри (в моем случае даже и слышания внутреннего звука, вибраций).
Я медитировал один год, и очень усердно, часа по четыре в день, т.к. купился на «духовную этикетку». По натуре я идеалист, хотелось тогда верить всем этим басням. Медитирующему рекомендуется повторять мантру и «сосредоточиться» на центре собственного лба (там находится «третий глаз» — выход в мир духовный). Со временем я научился видеть «внутренний свет», очень большой яркости и силы, белый, оранжевый, желтый и т.д. Во время видения этого света я чувствовал себя абсолютно счастливым как никогда в жизни; мне казалось, что я чувствовал присутствие какой-то «любящей субстанции» или «существа из света», которое меня любит так, как никто на свете меня не любил.
Далее (по мере того, как моя «крыша» съезжала все больше и дальше) я стал видеть светящееся лицо моего «гуру». Физический (реальный гуру) говорил, что медитирующий с «чистой душой и хорошей кармой» вскоре вступит в контакт с «внутренним гуру», который и поведет его к Богу, на «родину души», откуда мы все «спустились». Я стал, что называется, «балдеть», летать в собственных галлюцинациях. К примеру, стоять, взявшись за ручку с гуру, у берега океана, а в нем не вода, а свет... И так там хорошо, что и не опишешь, и «внутренний гуру» такой красивый и добрый и любящий, что просто слов нет...