Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 127 из 219)

В некотором смысле Джоанне повезло. Да, она дошла до состояния, когда секта могла заставить ее делать все что угодно, но к этому времени у нее уже было двое детей и она была беременна третьим. И наверное, в конце концов, ее спасла любовь к собственным детям.

Мы получили по почте от главного лидера письмо, в которое были вложены фотографии взрослых, совокупляющихся с детьми. Как говорилось в письме, мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети стали настоящими революционерами и обрели настоящую свободу... С этого дня мы должны были начать совокупляться с собственными детьми... Но этого я вынести уже не могла! Это было той соломинкой, которая сломала спину верблюду. Я психанула. Я просто взорвалась. Я начала бегать по общине, выкрикивая, что это было не от Бога, что я уношу отсюда ноги и что, если какой-нибудь подонок коснется моих детей, я убью его на месте. Это было в марте 1980 г.

Джоанну выкинули на улицу без детей; к счастью, через пару месяцев ей удалось их вызволить. Она смогла вернуться к нормальной жизни лишь после длительного периода реабилитации[833].

Глава 13. «Церковь Христа»

С момента начала нашей атаки на тьму «чудо» было определяющим словом для прошедших полутора десятилетий... Дух дал нам глубокое убеждение, что только... крестившиеся ученики представляют собой Царство Бога на Земле.

Кип Маккин[834]

1. Все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем «наставников»

«Церковь Христа» (ЦХ) обычно называется по городу, В котором она обретается: «Московская Церковь Христа», «Петербургская Церковь Христа», «Краснодарская Церковь Христа» и т.п. Все они происходят от «Бостонской Церкви Христа», поэтому сектоведы чаще всего обозначают «Международные Церкви Христа»[835] как «Бостонское движение». Иногда можно встретить термин «Церковь Христа на перепутье (или на перекрестке)»; это тоже одно из их названий. Иногда они называются «Христианская церковь в...» или «Центральная христианская церковь в...». Сейчас центр ЦХ находится в Лос-Анджелесе, и ее членство по всему миру составляет около 120 тысяч человек[836].

Эта совсем новая секта была основана в 1979 г. американским пастором по имени Томас (Кип) Маккин (род. 1955 г.), сыном адмирала военноморского флота США. Когда он стал пастором, во Флориде его обратил в свое весьма своеобразное понимание христианства пастор Чарльз Лукас, который хотя в нынешнюю «Церковь Христа» не входит, но является как бы ее разработчиком, ее основным теоретиком.

Маккин оказался в большей степени практиком. Вооружившись идеями Лукаса, он создал движение «ЦерковьХриста», которое до недавнего времени являлось одной из наиболее быстро растущих сект в мире, если не самой быстро растущей: количество обращений там растет едва ли не в геометрической прогрессии.

Главное, чему Чарльз Лукас научил Маккина, — это теория «наставничества». Слово, которое он использовал, на русский язык перевести трудно. Есть английское слово disciple, которое значит «ученик» («ученики Христа» — disciples of Christ); Лукас использовал неологизм discipier — «тот, кто наставляет учеников»; нечто вроде нашего слова «наставник».

Наставничество, собственно, означает, что каждый член ЦХ находится под постоянным чутким руководством другого члена этой «церкви».

Например, когда на улице к вам подходит член ЦХ, обращает вас и приводит в собрание, то он, как правило, и делается вашим наставником; новообращенный находится под его постоянным наблюдением и водительством. Тот, кто вас привел, в свою очередь, действует под водительством еще более авторитетного члена ЦХ — в частности, лидера кружка по изучению Священного Писания (в России эти кружки называются «Беседами по изучению Писания» — это низовой уровень организации). Лидеры «Бесед» находятся под руководством евангелистов, а те — под руководством старейшин. И так — до самого конца, до небольшой группы людей, которые окружают самого Кипа Маккина и которых пасет он сам. На вершине пирамиды находится Маккин, у которого наставника нет[837].

Такое подчинение — корень и основа ЦХ, ибо так здесь понимается подражание Христу: как Христос был послушен даже до смерти, так и каждый член «Бостонского движения» должен быть послушен своему наставнику. «Ослушаться наставника — значит ослушаться Самого Христа», вновь и вновь повторяет руководство секты. В результате создается авторитарный режим, в котором поощряется подражание каждого члена секты своему наставнику, тот подражает своему наставнику и т.д. — до самого верха пирамиды. Получается, что вся группа состоит из множества маленьких кипов маккинов, потому что все возводится к Маккину, и его образ распространяется сверху вниз. Такое своего рода духовное клонирование…

Поведения, выбор общения, все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем. Как и в любой секте, там очень жесткий график: каждое воскресенье — молитвенное собрание с причащением (практически на весь день), во вторник — так называемое «семейное время», то есть встречи по домам, небольшими группами (это называется «малой церковью», или «домашней церковью»). В этих малых группах проводятся еженедельные денежные сборы, за результаты которых несет ответственность лидер группы. Каждому участнику выдается конверт с его фамилией, так что лидер прекрасно знает, кто сколько пожертвовал, и может применить меры воздействия на тех, кто, по его мнению, недодал. В пятницу — групповое изучение Писания (так называемая «Беседа о Библии»). По меньшей мере раз в неделю — вечер социального общения, где все должны собраться и общаться друг с другом. В субботу — обязательное свидание (об этом ниже). Каждый день адепты обязаны изучать Писание, и, конечно, каждый член «Бостонского движения» должен ходить по улицам и квартирам, чтобы вербовать новых членов. В лучшем случае у адепта остается лишь один свободный вечер в неделю. Времени ни на работу, ни на учебу, ни на личную жизнь совсем не остается. Спать больше 6 часов членам секты не рекомендуется. Каждого, кто спит больше, называют чревоугодником.

Основные вероучительные моменты ЦХ заключаются в следующих пунктах: Библия — единственное истинное послание Бога людям, люди спасаются не только верой, но и повиновением, только крещеные ученики являются христианами, после крещения каждый новый христианин должен быть научен или «наставлен» в вере и в жизни более опытными христианами, и, наконец, каждый ученик должен делать все возможное для роста и распространения «Церкви»[838].

Главная провозглашенная вначале Кипом Маккином цель была евангелизация всего населения Земли в течение жизни одного поколения. Допустим, что при основании своего движения он, возможно, руководствовался самыми альтруистическими и даже, может быть, благородными побуждениями: открыть Христа (так, как он Его понимал в своем неопротестантском окружении), открыть церковь для новых и новых людей. Может быть, и сейчас он руководствуется теми же идеями, но у него уже было достаточно шансов, чтобы оценить тот вред, который наносит человеку и обществу основанное им движение.

2. История «Движения наставничества»

Прежде чем приступить к рассказу о ЦХ, необходимо сказать несколько слов о возникновении и истории так называемого «Движения наставничества» (Disciplership или Sheperding)[839]. Большинство исследователей склоняется к мнению, что оно началось в середине шестидесятых годов в США.

Начало наставничеству было положено лидерами отколовшегося от пятидесятничества «Движения позднего дождя», заявившими, что подлинное управление Церковью должно основываться на «пятиступенчатом служении». Имелась в виду фраза апостола Павла в Эф. 4:11-13, в которой говорится об апостолах, про роках, евангелистах, пастырях и учителях. Утверждалось, что конечной целью этих служений было объединение всех верующих и обретение божественной природы. Учение о пятиступенчатом служении включало в себя идею, что на земле находятся живые апостолы, которые должны править церковью и, в конечном итоге, миром.

В 1966 г. бывший коммунист Дуглас Хайд написал ставшую весьма популярной книгу «Посвящение и лидерство: чему можно научится у коммунистов». На ее страницах он призвал христиан заимствовать у коммунистов их ячеечную структуру и методы вербовки, воодушевления и подготовки новых членов. Некоторые из лидеров «Движения наставничества» восприняли книгу Хайда как руководство к действию и учебник. Так движение с самого начала оказалось отравленным ядом коммунистических идей.

Далее идеи наставничества были разработаны после 1972 г. лидерами одной из ранних харизматических общин под названием «Слово жизни» в городе Анн-Арбор, штат Мичиган. Эти люди создали заседающий втайне «Генеральный совет», который с 1974 г. по начало 80-х гг. был главным мозговым и управленческим центром «Движения наставничества». Совет собирал национальные пастырские конференции, контролировал основные харизматические публикации и даже небезуспешно пытался влиять на Римо-Католическую церковь.

В 1975 г. была опубликована еще одна популярная в «Движении наставничества» книга — «Призыв кученичеству» аргентинца Хуана Карлоса Ортиса. При помощи этой книги данный тип наставничества широко распространился в харизматическом движении.

Причины, породившие его, очевидны: в обществе, все более и более поглощаемом потребительством и все более и более отходящем от Бога, искренне ищущая Бога молодежь, выросшая в евангелическо-постпротестантских кругах с их железным принципом безусловного отвержения всего, что не относится к Библии, на уровне интуиции ощущала свою ущербность, проявлявшуюся в отсутствии в их христианской жизни Предания. «Движение наставничества» было попыткой нащупать это Предание и ввести его в жизнь христианина, желающего посвятить себя Богу. Лидеры-наставники утверждали, что они нашли путь, открыли способ, как полностью отдать себя Христу. Этот способ — полное повиновение и полная подотчетность «учеников» своему «наставнику». Но поскольку они не имели понятия о подлинном духовном наставничестве, его методах, целях и задачах, поскольку они, находясь вне Предания, попытались создать его, у них возник лишь эрзац — жалкая пародия на подлинное Предание.