Герберт Армстронг[863]
В этой главе мы продолжим разговор о сектах, которые заявляют, что их учение основано на Библии («псевдобиблейских» или «постхристианских» сектах). Эти заявления достаточно голословны: как эти секты сами утверждают, у них нет официальных внебиблейских источников вероучения, однако имеется учение их лидеров, которое, будучи оформленным в виде толкования Писания, на самом деле грубо искажает библейское учение и текст Библии. Главные вероучительные тексты той группы, о которой мы будем говорить, также оформлены как «толкования» Писания.
Наверное, изо всех сект, о которых идет речь в этой книге, «Всемирная церковь Бога» (Worldwide Church of God) в нашей стране менее всего заметна. Одно время у них были ежесубботние собрания в московском кинотеатре «Октябрь», но сейчас их там не видно. В 1995 году сектанты выявились в Челябинске и даже заключили там договор с местным отделом образования. Потом они оттуда исчезли. Однако в России они пытаются закрепиться: во всяком случае, их литература периодически появляется там и здесь. Время от времени название «Всемирная Церковь Бога» всплывает на российских религиозных страничках в Интернете.
«Церковь Бога» (ЦБ) — группа, интересная для нас во многих отношениях, хотя она и не столь активна, как другие. Внешне она более, чем любая другая из описываемых в этой книге сект, воспринимается как одна из протестантских деноминаций, и не только в России, но и на своей родине, на североамериканском континенте. Например, проф. Дмитрий Поспеловский в статье о том, как к Православию относятся в англоязычных американских странах[864], писал, что у их общины в небольшом канадском городе вначале не было своего храма и они арендовали подвал в католическом костеле, где и совершали богослужения. Потом по какой-то причине они должны были оттуда съехать и пошли в «местную протестантскую церковь» — «Церковь Бога». Там православным сказали, что дадут им помещение, только если уверятся, что они христиане. Православная община предоставила сведения о своих вероучении и практике и получила ответ: «Нет, вы не христиане, поэтому мы вам помещения предоставить не можем». На основании этого случая Поспеловский утверждает некоторые протестанты нас даже за христиан не считают. Однако он грешит на протестантов, потому что «Церковь Бога» ни к протестантам, ни к евангеликам никакого отношения не имеет. Судя по классическому варианту их учения, их нельзя назвать даже христианами. Правда, справедливости ради нужно сказать, что одно из ответвлений секты буквально за последние пару лет сильно изменилось и во многом приблизилось к евангеликам.
Когда пойдет речь об истории создания этой секты и о ее вероучении, вы обнаружите много знакомого: многие элементы ее схожи с иеговизмом и мормонизмом. В жизни основателя ЦБ Армстронга есть многое, что роднит его с основателем секты мормонов Джозефом Смитом, а также с Хаббардом — основателем сайентологии. А тактика секты во многом сходна с мунитской. В Америке ЦБ известна по своим радиопрограммам (у нее мощная радиостанция), а также по журнальчику, который бесплатно раздают в аэропортах. В России журнал тоже попадается на английском языке (сейчас, может быть, он есть и на русском). Журнал называется Plain Truth, то есть «Чистая правда» или «Просто правда». Полиграфически он похож на иеговистские издания, но, в отличие от них, в нем почти нет ничего религиозного, а весь он посвящен современным политическим событиям и содержит политический и нравственный комментарий к тому, что произошло за неделю.
По сравнению со «Свидетелями Иеговы» и с мормонами секта ЦБ относительно небольшая — по всему миру в ней не более 100 тысяч членов. Однако благодаря этому журналу, который печатается миллионными тиражами, и радиопрограммам влияние ее на широкую публику очень велико. Но ни в журнале, ни в радиопрограммах вы не найдете специфики учения этой секты — оно станет известно только тем, кто туда попал. Благодаря такой секретности секта приобрела ауру респектабельности и, более чем любая другая организация, описанная в этой книге, воспринимается как одна из многих христианских деноминаций. Однако ЦБ в своем классическом варианте — это апокалиптическая милленаристская (хилиастическая) иудаизирующая секта с элементами политеизма и с жесткими тоталитарными методами контролирования своих членов. С недавнего времени поступают сведения, что ЦБ за последние несколько лет сильно изменилась и отказалась от большей части своих странных учений и практик. Если это действительно так, то это — редкий случай постепенной детоталитаризации классической тоталитарной секты.
Основатель секты — Герберт Армстронг. Он родился в 1892 году, скончался в 1986 году, то есть прожил очень долгую и весьма «плодотворную» жизнь. Родился он в семье квакеров в американском штате Айова, в городе Демойн. В детстве ничем не отличался от сверстников, разве что тем, что был круглым двоечником, но при этом очень амбициозным мальчиком, мечтавшим о карьере. По окончании школы он больше ничему уже не учился, а решил посвятить себя рекламе, которая в то время набирала обороты. Таком стал рекламным агентом, но не слишком успешным: он то переживал периоды благосостояния, то прогорал.
В 1917 г. в баптистской церкви Армстронг сочетался браком со своей троюродной сестрой Ломой Дилон. После свадьбы положение его не улучшилось, и в конце концов к 1926 г. он полностью разорился. По его собственным воспоминаниям, сидели они с женой дома, у них отключили газ и электричество, а есть было нечего, кроме макарон. Тогда-то и случилось его «просветление» и «обращение».
Значительно позже Армстронг рассказывал, что в это время жена его познакомилась с одной адвентисткой, которая произвела на нее большое впечатление. Лома сказала мужу, что нужно соблюдать субботу. До этого Армстронг был человеком к религии индифферентным и очень разозлился, что жена его вдруг стала «религиозной фанатичкой». Он самоуверенно заявил ей: «Я хоть и не такой религиозный, как ты, но все знаю. Вот я изучу всю Библию от корни до корки и докажу тебе, что там ничего не говорится про соблюдение субботы. А если ты меня не послушаешься, то мы разведемся. Но я смогу доказать тебе, что соблюдать надо воскресенье, а не субботу, и тогда поклянись мне, что ты оставишь свой фанатизм»[865].
Жена поклялась, и Армстронг взялся за изучение Библии. В то же самое время его сестра, тогда увлекавшаяся теорией эволюции, стала с ним спорить, говоря, что человек про изошел от обезьяны и Бога нет. Герберт решил, что коль скоро он уже начал изучать Библию, то заодно и воочию убедится, есть ли на самом деле эволюция или же ее нет. Эти штудии привели его к «открытию», что верить в эволюцию и в Библию одновременно невозможно — нужно верить либо в одно, либо в другое. В ходе своих исследований он каким-то образом сделал и другое «открытие», что ученые, которые верят в эволюцию, неправильно датируют какие-то древние ракушки, и на основании этого решил, что вся теория эволюции абсолютно неверна.
Об этом наш самоучка, едва окончивший среднюю школу, написал «научную» статью и показал ее своему приятелю-библиотекарю. Тот пришел в восторг и сказал, что Герберт сделал эпохальное открытие, после которого вся мировая история пойдет по-другому. Армстронг написал, что он научно доказал существование Бога, и стал дальше изучать Писание. И тогда он увидел, что в Писании нигде про соблюдение воскресенья ничего не говорится. Значит, нужно соблюдать субботу, как говорила его жена. И как для него ни было унизительно, что женщина оказалась права, он смирился и принял ее точку зрения.
Второе событие, о котором рассказывает Армстронг, случилось через несколько лет. Это — странный сон, приснившийся его жене. Герберт воспринял его как призыв Бога, который и стал толчком к его обращению. Жена рассказала, что увидела сон, который был очень похож на явь: все звезды на небе начали вдруг кружиться, пока не слились в сплошную сияющую массу, в которой появились три ангела. Один из них превратился в Христа, обнял ее с мужем за плечи и нежно прижал к себе. Потом Христос опять превратился в ангела и сказал, чтобы они готовились к Его скорому приходу на землю. Жена спросила у ангела, можно ли ходить в кино, и тот ответил, что в принципе можно, но уже не до этого — не за горами Второе пришествие, поэтому лучше не тратить попусту время. Лома проснулась в холодном поту и рассказала обо всем мужу. Армстронг воспринял это как призыв к нему и написал, что вообще-то такие сны в 999 случаях из 1000 бывают неправильными, но в данном случае это было истинное видение[866].
Итак, в 1927 году, через год после обращения, Армстронга крестил баптистский проповедник: до того он был некрещеным, хотя и женился в баптистской церкви. Он долго искал, кто бы его окрестил, и поскольку баптист ему понравился как человек, он остановил свой выбор на нем, хотя и предупредил, чтобы тот окрестил его во Христа, а не в свою церковь, и что к баптистам он никакого отношения иметь не будет. Пастор согласился. Армстронг уверяет, что в ходе своего крещения он безошибочно почувствовал, как Бог дал ему Святого Духа[867].
После крещения Армстронг начал искать истинную, подлинную церковь. Критерием для него была та церковь, которая соблюдает субботу. Адвентисты седьмого дня ему не подошли; была небольшая группа баптистов седьмого дня, но и те ему не понравились. В конце концов он нашел маленькую секту, которая называлась «Церковь Бога седьмого дня», в 1928 г. вступил в нее и начал проповедовать, а в 1931 г. его рукоположили там, и он стал пастором. Но Армстронг был слишком ярым индивидуалистом и ни в одном коллективе ужиться не мог. Вступив в «Церковь Бога седьмого дня», он через короткое время на 16 страницах написал критический разбор целого ряда особенностей своей новой церкви, для начала пока лишь — «второстепенных положений и незначительных отклонений от истины», и принес все это пастору и президенту этой церкви. Президент со всем согласился, но отказался что-либо менять. После этого Армстронг написал работу на 300 страницах, где выдвинул теорию британо-израилизма (не совсем, впрочем, им изобретенную, а в большей степени заимствованную), ставшую впоследствии характерной чертой секты ЦБ. Когда пастор прочитал новый опус и отверг эту теорию, Армстронг ушел из церкви. Впоследствии он писал, что вообще ни с кем не может работать и что благословлен Богом работать в одиночку: «Когда я проповедую с другими проповедниками, то никто не обращается, а когда я проповедую один, то все обращаются пачками»[868].