Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 141 из 219)

А теперь представьте себе толпу людей на их собраниях, которая, раскачиваясь, скандирует на все лады: «О Господь Иисус!» Такая массовая истерика, естественно, не имеет ничего общего с Иисусовой молитвой, с умным деланием, совершаемым в безмолвии, трезвении и со смирением. Это самая настоящая мантра, ведь вместо «Господь Иисус» они могли бы говорить «Харе Кришна» или что угодно другое, например, «О яблочный сок!», потому что важно не то, что произносится, а достигаемое при помощи мантры состояние. Ли говорит, что нужно быть в Духе, а для того, чтобы быть в Духе, необходимо «отключить свой ум». Когда члены МЦ призывают имя Господа, они, дескать, находятся в Духе, потому что за них действует Дух. Поэтому абсолютно необходимо «выйти за пределы своего ума». Один сектовед рассказывал, как, придя в общежитие «местноцерковников», он увидел человека, который, раскачиваясь, ходил взад и вперед по дому и на пределе своих голосовых возможностей орал на разные лады: «О Господь Иисус!» И на вопрос о том, что стряслось с этим бедолагой, ему ответили: «Не волнуйтесь, у него все в порядке — он просто выходит из ума».

Второй способ контролирования сознания адептов — «молитвочтение». Этот метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Практикуется он на собраниях, и происходит это так: собрание длится без конца: поют какой-то гимн, потом кто-нибудь проповедует. В какой-то момент встает кто-то из присутствующих и говорит, например: «Братья, читаем Послание к Галатам 2, 19». Все раскрывают Библию и читают: «Я распят с Господом». Потом тот, кто читал, повторяет: «Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя!» (Все кричат: «Аллилуйя!») Потом каждый начинает выкрикивать: «Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья!» и т.д.

Начинается самый настоящий бедлам, в котором смысл Писания уже не имеет никакого значения. Писание — это лишь способ выкрикивать то, что тебе придет на ум в данный момент. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами — все это называется «молитвочтением».

Как же Уитнесс Ли обосновывал это бесчинство? В одной из своих речей он цитирует 2 Тим 3:16, где говорится, что все Писание богодухновенно. Ли переворачивает цитату и говорит, что всякое Писание — это Дух Бога. Значит, Писание — это Сам Бог; значит. Писание — это Сам Христос. «С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога»[909]. Перед вами лежит Писание, перед вами лежит Сам Христос. «Из Библии очевидно, что Слово [Библия] Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос»[910]. Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову. Библия и Христос для сектантов делаются синонимами. Получается, что для них Христос подменяется Писанием, а это уже чистое идолопоклонство. Увы, идол можно сделать даже из Священного Писания, если относиться к нему таким образом.

Уитнесс Ли говорит, что каждое слово Писания нужно читать при помощи молитвочтения, и тогда вы будете наполнены словом, которое есть Сам Господь, и Господь позаботится обо всем. Главное в нашей практике — это не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное — все воспринимать духом, а не разумом. В определенном смысле это вполне справедливо: когда человек отключает свой ум (и лишь тогда), он действительно воспринимает каждое слово Уитнесса Ли как исходящее от Бога, а все его толкования — как истину в последней инстанции.

7. Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума»

Продолжим рассказ о вероучении «Поместной церкви». Итак, все, что исходит от Уитнесса Ли, воспринимается сектантами как абсолютная и непреложная истина; любые вопросы автоматически исключаются. Это приводит к состоянию отключенного сознания — тому, что в просторечии иногда называют зомбированием. Первое, что вам говорят: «Прекрати думать, брат. Сейчас ты работаешь умом, а нужно работать духом. Все нужно воспринимать духом». Это высказывание типично для тоталитарных сект, причем оно — даже отдаленно не христианское. «Местноцерковники» говорят, что их не интересуют доктрины и учения — их интересует лишь Сам Христос. Доктрины и учения — это то, что понимают разумом, а разум нужно отключать, нужно «сходить с ума». А Христа мы воспринимаем духом. Нужно отключать ум и воспринимать все через дух, и тогда начнется духовное понимание, тогда вы примете в себя Христа.

Ключевым словом в учении Уитнесса Ли до недавнего времени было mingling (смешивание). По идее Ли, это слово означает полное взаимопроникновение — такое, когда один ингредиент уже невозможно отличить от другого. Проблема втом, что он плохо владеет английским языком: mingling означает «слияние жидкостей», что не очень подходит к тем исходным материалам, которые, согласно Ли, должны смешиваться. В русскоязычных материалах МЦ это слово даже переводится как «слияние», например: «Святой Дух и наш дух сливаются в один дух»[911]. Но в МЦ было канонизировано каждое слово «брата» Уитнесса Ли, в том числе и его очевидные безграмотности. Лишь после его смерти сектанты осмелились заменять слово mingling гораздо более подходящим по смыслу к идее Ли словом blending, которое означает «перетирание различных ингредиентов до единой однородной массы».

Итак, что же значит этот термин? Согласно Ли, Бог сотворил человека, чтобы навеки с ним смешаться. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком. И человек тоже перестает быть просто человеком и делается человекобогом.

Бог сотворил физическое существо — человека, который, поучению Ли, состоит из трех частей: тела, чтобы испытывать физическую жизнь, души, которая является центром, внутренним «я» человека, и духа, через который человек связывается с Богом, принимает и содержит Его. На первый взгляд это кажется вполне христианской антропологией, но если посмотреть на содержание, то станет ясно, что термины, которые использует Ли, он понимает совсем по-другому.

Несмотря на то, что человек состоит из трех частей, он является незаконченным продуктом Божьего творения, потому что цель существования человека — смешаться с Богом, чтобы получить жизнь нетварную. Цель Бога заключается в том, чтобы мы могли получить Его нетварную жизнь и преобразоваться в Его образ — быть точно такими же, как и Он. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека.

Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и соединился, смешался, слился с Ним. Но вместо того, чтобы через свой дух принять Бога, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним[912] и потому сделался сатаной (отчасти это напоминает мунитское учение, а отчасти учение «Движения веры»). Таким образом, мы смешались (слились) с сатаной и каждый из нас является сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело — это сатана в прямом смысле; душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной.

Наша падшая душа, наше внутреннее «я» — это и есть сам диавол, который в нас живет[913].

Объясняя термин «смешивание», Уитнесс Ли подчеркивал, что это полное слияние; это как чай и вода: если вы подливаете чай в воду, то это делается единой «чайной водой», в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной; дух же наш умер после падения. Таково наше плачевное состояние. Однако Бог нас не оставляет, и у Него есть Свой план, который состоит в том же самом смешивании-слиянии. Христос был первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом. «В Нем происходит универсальное смешивание Бога с человечеством»[914]. Восстановление — это означает смешивание Самого Бога с нашим духом.

Согласно учению Уитнесса Ли, если вы настоящий христианин (то есть принадлежите к его «церкви»), то ваш дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом вы делаетесь Христом, делаетесь в полном смысле этого слова единым с Богом, Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос — Богочеловек, то мы, если являемся членами Его церкви, тоже Боголюди. «Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое»[915]. Таким образом, больше не существует ни Бога, ни человека, а есть только соединение двух половинок в одно богочеловеческое существо. Мы, православные, тоже веруем в то, что Христос есть Богочеловек, Истинный Бог и Истинный Человек. Но в учении Уитнесса Ли Богочеловек — это нечто совсем иное: уже не Бог и не человек, а слияние их в некое третье, смешанное существо. Поэтому сектанты вполне могут заявить, что принимают Никейский Символ веры, но будут подразумевать нечто совершенно иное, чем то, что имеем в виду мы. В их понимании Бог — это более не Бог, человек — не человек, сатана — не сатана, а все они что-то вроде сборища «кентавров». Бог фактически лишается Своего Божества, Своей нетварности; человек в той же мере лишается своего человеческого достоинства. То человечество, которое сотворил Господь, оказывается изначально порочным, и то, что, по слову Божиему, есть «добро зело», оказывается изначально плохо, потому что цель человека — это как можно скорее расстаться со своим человечеством и смешаться, как чай с водой, с Богом.

Внутри МЦ люди относятся к себе по-особому, потому что считают себя не такими, как «прочие человецы», а «боголюдьми», жителями Олимпа. Естественно, отношения с членами семьи, да и со всеми окружающими у них очень быстро портятся: богочеловекам трудно снисходить до таких ничтожных существ, как мы с вами. Ли, со своей стороны, поощряет их в таком отношении к ближним: