Учение Чо о «высиживании» основывается на когда-то прочитанных им трудах малоизвестного корейского невролога, считавшего, что мозговой речевой центр руководит всеми другими нервными центрами, а изреченное слово воздействует на все тело, может контролировать весь организм и манипулировать им, как ему заблагорассудится. Исходя из этого, Чо призывает:
Используйте и произносите слово обетования, ведь фактически ваше слово, выходя наружу, способно творить. Бог сказал — и возник целый мир. Ваше слово есть материал, используемый Святым Духом для созидательной деятельности[988].
В своих воззрениях Йонги Чо заимствовал многое у Роберта Шуллера (род. 1926). В то время как Наполеон Хилл в своем бестселлере «Поразмысли и стань богачом» познакомил светские, и в особенности деловые круги, с «позитивным мышлением» и визуализацией, Роберт Шуллер стал проводником этих идей среди евангеликов. Шуллер — знаменитейший американский телепроповедник, которого поддерживает Билли Грэм и приглашают в Белый Дом президенты США. Известен он также своим сколь уникальным, столь же и безвкусным «Хрустальным собором», строительство которого обошлось проповеднику в 20 миллионов долларов. Шуллер, профессионально изучавший психологию, многое позаимствовал у Пила. Он опубликовал несколько бестселлеров, в том числе и об эффективном управлении предприятиями. По-видимому, коммерческий культ «Эмвэй» вдохновляется именно его идеями. 250 тысяч экземпляров своей книги «Любовь к самому себе — новая реформация» Шуллер разослал бесплатно религиозным деятелям США. Очевидно, что Чо вдохновили такие, например, идеи Шуллера:
Исходным пунктом всякой веры есть... семя, падающее в плодоносную почву. Это идея, появляющаяся у Вас в голове. Мысль, которая откладывается, как яйцо в птичьем гнезде... Я полагаю, что ничто так не опасно для чуда действующей силы веры, как недостаток веры в себя. <...> Веруйте в вашу просьбу, в вашу желанную мечту. Доверяйте своей вере, сомневайтесь только в своих сомнениях![989]
Слово «возможность» для Шуллера имеет огромную силу, это — ключ к успеху. Слово «невозможность» для него «неприятно, противно, прямо-таки непристойно». Оно имеет «уничтожающий эффект», если его произносить громко. «Негативным понятиям», таким как «грех», «потерянность», «недостоинство», «самоотречение», — в учении Шуллера нет места:
Самым тяжким грехом является мысль, побуждающая меня сказать: «Я не достоин. Я не могу иметь никаких притязаний на Божье усыновление, если все плохое открыто перед Тобой». Сомнительно, чтобы человек, однажды поверив в то, что он «недостойный грешник», смог действительно честно принять спасающую Божью благодать[990]...
Иисус знал Себе цену, Его успех укрепил Его чувство собственного достоинства. Он понес крест, чтобы освятить и твою уверенность в себе. В той же мере крест освятит путь человеческого «я»[991].
Если можно благовествовать Евангелие Иисуса Христа как богословие чувства ценности самого себя, то только представьте себе, какое оздоровление могло бы произойти благодаря этому! <...> Во времена Реформации наш интерес был обращен на Святое Писание, как на единственно непогрешимое руководящее начало для веры и повседневной жизни. Да направит новая Реформация наш интерес на святое право каждого человека к познанию собственной ценности![992]
Не менее сомнительна и концепция молитвы «Теологии процветания». Она основана на упомянутом выше убеждении сектантов, что Бог не свободен и связан духовными правилами, которые мы можем познать и использовать к собственной выгоде. Суверенность и свобода действий Бога «процветанцам» незнакомы. Бог бессилен в борьбе, которая ведется в этом мире, и полностью зависит от «Слова жизни». Правила, которыми Бог связан, известны только истинным христианам, которые могут их использовать. Дэвид Йонги Чо прямо говорит:
Иисус связан словами, которые мы произносим. Точно так же, как вы своими словами высвобождаете силу Иисуса, вы можете с их помощью осуществить присутствие Христово. Если вы не сможете произнести отчетливо слово веры, то и Христос никогда не сможет освободиться. <...> Итак, помните: Христос зависит от вас и произносимого вами слова, освобождающего Его присутствие[993].
Хейгин утверждает: «Божие слово является юридическим документом. Новый Завет (завет значит «завещание») является завещанием Бога для меня, чтобы я приобрел все, что Его слово объявляет моим»[994]. Но завещанное мы получаем лишь от тех, кто умирает и навсегда уходит из этого мира. Фактически для «процветанцев» Бог умер. В этом мире Его нет, а в мире духовном Он покорно служит наследовавшим Его имущество, силу и власть сектантам.
Итак, неопятидесятники не верят Богу, понуждая Его исполнять желаемое при помощи правил, которыми Он связан. Хейгин в книге «Имя Иисуса» пишет: «В течение последних 45 лету меня не было ни одной молитвы, на которую я не получил бы ответа. Я всегда получал ответ, и ответ всегда был «да»»[995]. «Процветанцы» считают, что умелое использование устного слова действеннее молитвы; вспомним фразу Кеньона: «Что исповедую, то получаю». Слово, сказанное с верой во Творца и доверием Ему как Отцу, должно заставить Бога немедленно исполнить просимое, то есть, правильно произнося правильное слово, мы понуждаем Бога исполнить то, что мы просим. По-настоящему непоколебимые отношения с Богом-Творцом даются в качестве дара при крещении («завещании»). Это убеждение лежит в основании принципа молитвы, названном: «Назови — потребуй — получай» (Name it — claim it — get it!). Иными словами, нужно определить, что ты хочешь, верно сформулировать свое желание (очевидно, чтобы Бог не ошибся), потребовать это у Бога и пошире раскрывать карман.
Согласно «Движению веры», люди находятся в центре вселенной, откуда протянуты нити и «Вверх», и «вниз». Молитва приобретает характер манипулирования людьми духовным миром, с тем чтобы результаты из духовного мира проявлялись в мире физическом. Это чистейший пример оккультно-магического подхода к молитве. «Оккультный» значит «потаенный»; люди, вовлеченные в оккультизм, пытаются высвободить тайные силы с помощью совершения неких обрядов и проникновения в тайные законы. Такой подход весьма сходен с гностическим, который воспринимает духовное как верховный и основной элемент, а физическое — как низшую сферу. Оккультное знание для «Слова жизни» — сообщение от Духа Божия, которое напрямую передается нашему духу. Такое знание, считаю тони, дает им откровение — например, как понимать тексты Писания. Никто из тех, кто находится за рамками «Движения веры», не способен понимать Писание, потому что он не получил откровенного знания.
Характерным признаком молитвы в «Движении веры» является так называемое «повержение в Духе» или «покой в Духе». Этим термином неопятидесятники обозначают феномен, когда, обычно после возложения на них рук (или делания пассов в их сторону), люди падают на пол (как правило, на спину) и некоторое время либо лежат неподвижно, либо бьются в экстазе, безудержно хохочут, рыдают или кричат. Вот как описывает это явление Джон Уимбер:
Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или животе по нескольку часов, известно не только из сообщений истории Церкви. Он случается часто и в наши дни. <...> Случается, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. В таких случаях люди потом рассказывали, что в них произошла глубокая духовная перемена. Случаются ситуации весьма драматические, когда так падает пастор или духовный руководитель. <...> Были случаи, например, когда один пастор на протяжении почти часа бился ритмически головой о пол. (Примечательно то, что это не вызвало ни головных болей, ни каких-либо повреждений.) Изменения, которые наступают после таких переживаний, могут быть огромными[996].
Многие неопятидесятнические служения заканчиваются тем, что почти все их участники либо вповалку лежат на полу, либо ползают под стульями. Интересен аргумент критиков «Движения веры», что диавол, будучи обезьяной Бога, часто действует противоположно Святому Духу. Так, на сатанинских мессах часто вместо алтаря используется лежащая на спине нагая женщина. Человек, склоняющийся перед Богом, всегда «падает на лице свое». Клиенты неохаризматиков, как правило, опрокидываются на спину.
Особый род молитвы называется «молитвой мук рождения». Молящийся такой молитвой должен просто кричать изо всех сил, не произнося никаких слов и стараясь вопить как можно громче и дольше. Ульф Экман говорит, что такая молитва еще более важна и действенна, чем говорение языками:
Когда Святой Дух прорывается через человека, он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущениям женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит ее. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики[997].
Еще одна характерная черта «Движения веры» — так называемый «феномен Торонто» (сами неопятидесятники называют его «Торонтское благословение»), или «святой смех». Проповедник Родни Ховард-Браун, называвший себя «барменом Святого Духа», заражал истерическим многочасовым смехом громадные аудитории. Люди «упивались» этим смехом, катались в истерике по полу, теряли сознание. Это называлось питьем «нового вина» святого смеха, «евангельским пробуждением» и «радостью о Господе». Смех заразителен — те, кто получают «помазания» от Ховарда-Брауна, получают и власть распространять этот смех и заражать им остальных.